К 1966 году, когда группа собралась в студии «Электра» для записи своего первого альбома, у них уже был богатый опыт живых выступлений, а многие песни были отработаны до совершенства. Однако у музыкантов не было опыта студийной работы.
Они должны были отобрать самые сильные композиции и тщательно их отшлифовать. В итоге были выбраны девять собственных песен, а также две чужие — «Back Door Man» Вилли Диксона и «Alabama Song» Курта Вайля, написанная ещё в 1929 году. Это был первый и последний раз (кроме Crawling King Snake Хукера на последнем альбоме), когда группа включала в альбом чужие песни.
Песни собственного сочинения были подписаны всеми четырьмя участниками группы, хотя слова к ним были написаны Моррисоном и Кригером.
После «Лета любви» многие рок-исполнители стремились создать что-то, выходящее за рамки привычных трёхминутных поп-песен. От «Грэйтфул Дэд», исполнявших разнообразные джем-сейшны на сцене, до «Битлз», которые первыми начали использовать необычные методы звукозаписи, — каждая группа умела создавать нечто, как бы обращаясь к фанатам на более глубоком уровне, чем просто несколько красивых мелодий.
Хотя эстетика, возможно, была навеяна «Властью Цветов», первые альбомы The Doors передали фанатам совершенно иное ощущение.
Группа долго разгонялась. К моменту выхода первого альбома они уже два года наигрывали мощный репертуар, которого хватило бы на несколько дисков.
Первой была записана композиция «Moonlight Drive», но продюсер Пол Ротшильд забраковал её. Только с выходом песни «Break On Through» фанаты смогли оценить талант Джима Моррисона. Эта песня стала первой на дебютном альбоме и вышла как сингл. Удивительно, но, несмотря на всю свою мощь, сингл не вошёл даже в ТОП-100. Это был провал, которого никто не ожидал.
Считая себя скорее поэтом, чем певцом, Моррисон с полной самоотдачей погружается в песню. Его вокал обладает такой же силой, как и у Джеймса Брауна.
Хотя первый трек обещает зажигательный рок-н-ролл, The Doors были гораздо более эклектичными, чем просто рок-группа. Даже сейчас я не могу определить стиль, к которому можно отнести их музыку. В их песнях столько различных элементов, что сложно сказать, к какому жанру их отнести. Например, Back Door Man — это блюз? Рок? А The End? Рок-баллада? В конце концов я перестал задаваться этим бессмысленным вопросом - какая, собственно, разница.
В каждом своём треке группа The Doors создает свой неповторимый стиль, которого еще не было в истории рока. Некоторые композиции, такие как «Back Door Man», были вполне в духе блюза, но The Doors всегда оставались верны своему уникальному стилю, создавая яркую картину жизни на Сансет-Стрип в конце 1960-х годов.
В песнях, таких как «Soul Kitchen», легко представить, как Моррисон сидит, ссутулившись, за барной стойкой в Whisky-A-Go-Go и размышляет о том, что часы на стене показывают, что заведению пора закрываться.
Однако Моррисон не единственный, кто делится своими чувствами на этой пластинке. Рэй Манзарек, помимо своего гортанного воя, является одним из самых ярких персонажей на диске. Он играет на органе и дублирует басовую партию в студии на другой клавишной установке. В отличии от традиционных рок-групп, Манзарек исполняет большинство мелодий, включая повторяющуюся последовательность аккордов, которая открывает песню «Light My Fire -Зажги во мне огонь».
«Light My Fire» — это первый сингл, выпущенный к альбому, и он сполна раскрывает всю мощь студийной версии. В этой композиции Манзарек и гитарист Робби Кригер органично взаимодействуют, создавая атмосферу непринуждённого диалога. Хотя песня напоминает скорее медленный джем, её ритмические колебания вызывают ассоциации с джазовым клубом, пока не возвращается основной мотив вместе с голосом Моррисона.
Робби Кригер, исполняя соло на гитаре, предпочитает короткие аккорды, что отличает его от традиционных рок-н-ролльных соло. В отличие от своих современников, таких как Кит Ричардс или даже Джордж Харрисон, Кригер играет пальцами, что придаёт его партиям особую нежность. Создаётся впечатление, что он стремится извлечь из своего инструмента всё, на что тот способен.
В сочетании с джазовой игрой на барабанах Джона Денсмора, каждая из этих песен представляет собой отдельный мир. Будь то блюзовые традиции в "Back Door Man" или создание радио-хитов, как в "20th Century Fox", The Doors демонстрируют необычную двойственность. Они находятся в центре мирного оазиса в Калифорнии, но при этом не забывают о проблемах современного мира.
Хотя голос Моррисона звучит божественно в таких песнях, как «The Crystal Ship», некоторые его основные партии за микрофоном больше похожи на то, как будто кто-то разрывает свою душу, и она улетает вместе с голосом певца. Несмотря на то, что он, возможно, просто декламирует свои стихи, его врождённое чувство мелодии всегда на высоте, и он гармонично сливается с остальной группой, создавая нечто поистине волшебное.
Даже некоторые песни на этом альбоме кажутся необычными в своей странности. Несмотря на блюзовые и джазовые корни, никто другой не мог бы создать такие песни, как «Alabama Song».
Написанная в ритме вальса, эта интерпретация The Doors старой музыкальной композиции о желании выпить ещё виски достаточно безумна, чтобы соответствовать их стилю. Она дополнена немецким ритмом, который объединяет все элементы в единое целое. Её автор — Курт Вайль, а стихи Бертольда Брехта.
По мере того, как запись подходит к концу, группа начинает погружаться в более мрачные тона. В отличие от таких радиохитов, как «Light My Fire», композиция «End of the Night» могла бы стать отличным саундтреком к современному фильму ужасов. Её зловещие звуки слайд-гитары Кригера и монотонный голос Моррисона создают атмосферу бесконечной ночи.
«Поезжай по шоссе к концу ночи, поезжай навстречу ясной полночи.
Под конец ночи, под конец ночи. В объятиях блаженства, в объятиях света,
Кто-то рожден для того, чтобы ими восхищались».
Некоторые строки этой песни были взяты из стихотворения Уильяма Блейка, а некоторые — переработаны под соответствующую мелодию.
Однако даже в 1967 году никто не был готов к финальному треку «The End». В студийной версии, которая длится более 11 минут, Моррисон начинает текст с псевдо-песни о расставании, а затем переходит к вокальной версии джем-сейшна.
Начинается всё с декламации различных стихотворений, но по мере развития песни Моррисон становится всё более оживлённым. В финальных куплетах он воссоздаёт сцены из «Царя Эдипа». Когда в конце он медленно стонет, фанаты шокированы тем, что слышат.
"Это конец, мой милый друг/ это конец /Мой единственный друг, конец.
Нашим продуманным планам — конец/ Всему, что существует, — конец
Нет безопасности или неожиданности — всему конец /Я никогда больше не посмотрю в твои глаза.
Можешь ли ты представить, что будет? / безграничные и свободные Отчаянно нуждающиеся в чьей-либо помощи / В безысходной стране.
Затерялся в бесконечности боли/ И все дети — душевнобольные,
Все дети — безумные /Ожидают летнего дождя
Опасность на краю города /Давай прокатимся по King's Highway,
Таинственные сцены на золотом прииске /Прокатись по шоссе на запад
Прокатись верхом на змее /К древнему озеру
Прокатись верхом на змее, он стар, а его кожа холодна.
Не буду приводить весь текст песни - он довольно длинный. Тем более, что мы уже об этой песне не раз говорили.
Больно отпускать тебя /Но ты никогда не последуешь за мной.
Конец смеху и сладкой лжи /Конец ночам, когда мы пытались умереть /
Это конец.
Вот как о своей работе над этой композицией отозвался продюсер группы Пол Ротшильд:
"Полчаса, которые мы провели в студии, записывая"The End", стали одними из самых прекрасных моментов в моей жизни. Я был просто ошеломлён. Обычно продюсер просто сидит и слушает, как идёт запись, но в тот раз я полностью погрузился в песню и стал её слушателем.
Студия была погружена в темноту, и единственным источником света была свеча в звуконепроницаемой кабине, где стоял Джим, и индикаторы на пульте. Весь остальной свет был выключен. Это был волшебный момент, и мы были почти в шоке, когда песня закончилась. Стало ясно: да, это конец, и дальше просто невозможно...
В аппаратной было пять человек, и мы осознали, что бобины продолжают крутиться, потому что Брюс, наш инженер, тоже был полностью поглощён песней. Он облокотился на пульт и погрузился в музыку, став её слушателем... В тот момент студию посетила муза, и все мы были сосредоточены. Но, думаю, аппаратура сделала своё дело".
Последние строки стихотворения и альбома завершают первую историю The Doors, словно приглашая в новое путешествие, хотя у них есть сомнения, последуете ли вы за ними.
Каким бы странным и вызывающим отторжение ни казался альбом в то время, дебют The Doors стал настоящим триумфом психоделической эпохи. После того как поколение хиппи проводило большую часть времени, размышляя о своей привлекательности с цветами в волосах, этот альбом открыл им глаза на мрачную сторону жизни. Возможно, они надеялись на лучшее, но только настоящие художники могут так смело смотреть в лицо своему поколению и идти против течения..
В США альбом добрался до второй строчки чартов, что для дебютного альбома считается большим успехом. А если к этому еще и прибавить первое место сингла, то это вообще оглушительный успех для группы. Но вот что странно, что в своих интервью участники группы не слишком благосклонно отнеслись к этому альбому. Только Робби Кригер назвал Light My Fire среди своих любимых. Остальные же не выбрали ни одной песни с него.
Нужно также отметить работу звукорежиссеров над этим альбомом. Он великолепно записан, и в записи совершенно не чувствуется, что в группе всего одна гитара и совсем нет бас-гитары.
На этом разрешите закончить рассказ об этом альбоме.
=============
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке