Найти в Дзене
Азиатский Гик

Непреходящая красота тонкого фарфора Имари

Оглавление

В XVII веке в самом сердце японского региона Хизэн, который соответствует современным префектурам Сага и Нагасаки, расцвёл фарфоровый стиль Имари, представляющий собой возвышенное сочетание художественного мастерства и искусной работы. Его мотивы, яркие цвета и замысловатые узоры воплощают почтенную традицию, которая продолжает очаровывать любителей и ценителей.

Погрузиться в мир имарского фарфора — значит воссоединиться с легендарным прошлым, наполненным яркими красками, элегантными формами и многогранными узорами. Это неподвластное времени ремесло символизирует гармоничное сочетание человеческого творчества с сущностью природы, где мастера превращают сырьё в изысканные шедевры.

Фарфор Имари, покоривший весь мир

История фарфора Имари началась в начале периода Эдо (1603 г. н. э. — 1867 г. н. э.), когда открытие каолиновой глины в Хидзэн положило начало новой эпохе японского фарфорового искусства. Поскольку регион Хидзэн стал известен как место производства фарфора, его популярность и экспорт за рубеж привели к созданию различных стилей. Названные в честь оживлённого порта Имари, эти стили процветали и вскоре стали символом японского фарфора.

На фарфор Имари сильно повлияла китайская и корейская керамика. Благодаря торговле и культурному обмену мастера в Хидзэне объединили эти влияния в стиль, который стал уникальным японским, с элементами элегантности, утончённости и изящного мастерства.

И Сам Пён (1655 г. н. э. — 1722 г. н. э.) — основоположник японской керамики. Он родился в Корее и был привезён в Японию во время японского вторжения в Корею в конце XVI века. Именно благодаря проницательному взгляду и умелым рукам И Сам Пёна были раскрыты секреты изготовления фарфора, что сыграло важную роль в создании культового дизайна «Сометсукэ» (сине-белого). В настоящее время его потомки, как и Ли Санпхён (Йи Сампхён), продолжают чтить эту традицию.

Что касается дизайна фарфора Имари, то в 1640-х годах многие гончары из Китая бежали в Японию от гражданской войны и позже повлияли на дизайн фарфора Имари. Считается, что различные геометрические узоры были заимствованы из фарфоровых узоров под названием Шонцзуй-Дэ, которые изначально производились в печах Цзиндэчжэнь в конце правления династии Мин. Фарфор Имари отличается утончённостью дизайна, от очаровательных пейзажей до мифических существ и цветочных узоров.

В XVIII веке фарфор Имари стал востребованным экспортным товаром, особенно в Европе, где его ценили за экзотическую привлекательность и непревзойденное качество. Спрос на эти изысканные изделия сыграл значительную роль в экономическом развитии Японии, оставив наследие, которое актуально и сегодня.

Далее мы познакомим вас с тремя характерными стилями фарфора Имари. Это Какиэмон, Набэсима и, наконец, Кинранде.

Стиль Какемон - Элегантные картины и красота Белого пространства

-2

В XVII веке в мире имарийского фарфора появился стиль Какиэмон, названный в честь гончара Сакаиды Какиэмона (ок. 1596 — ок. 1666), который был первопроходцем в области росписи по глазури в Японии.

В стиле Какиэмон используются тонкие изящные линии. Вместо однообразных насыщенных оттенков в нём тонко передаются нюансы, напоминающие картины, нарисованные тушью. Уникальный оттенок красного, характерный для Какиэмон, прославившегося своими изящными цветными произведениями искусства в японском стиле, отличает его от керамики. Широкое использование пустого пространства обычно называют «красотой пробелов».

Их возвышенная элегантность покорила сердца европейцев, оказав влияние на искусство изготовления фарфора и навсегда закрепив за керамикой статус классики.

Стиль Набэсима - Гармония оттенков

-3

Стиль Набэсима является основополагающим достижением в области имарского фарфора. Эта изысканная посуда, появившаяся в конце XVII века, изготавливалась в печах, которыми непосредственно управлял домен Набэсима, правивший Хидзеном. Она славится своим непревзойденным качеством, тщательной проработкой деталей и сдержанным, но изысканным дизайном. Посуда Набэсима, предназначенная в первую очередь для правящих феодалов, является вершиной традиционного японского керамического искусства.

Для мастеров, работающих в стиле Набэсима, характерно использование палитры нежных и элегантных тонов. Такой подход идеально сочетается с престижем печи для обжига, олицетворяя изысканный и утончённый стиль.

Синие оттенки прочно закрепились в подглазурной росписи, поверх которой нанесены цветные изображения, что позволяет добиться полной цветовой гармонии.

Фарфор — это холст для подлинного японского искусства, воплощающего неподвластную времени красоту и традиции. Это не просто узоры, а тщательно выполненные картины, созданные искусными мастерами. Они изображают элегантность цветущей сакуры и сливы, грациозность журавлей и включают в себя такие культовые элементы, как стилизованные веера и волны, отражающие богатое наследие Японии.

В печах, охраняемых кланом Набэсима, также изготавливали прекрасный селадон. Он называется селадоном Набэсима. Полупрозрачная, похожая на нефрит глазурь селадона Набэсима прекрасно дополняет изящные формы и плавные изгибы фарфора, улавливая игру света в завораживающем танце.

Вдохновляясь как традициями китайской династии Сун, так и корейской техникой изготовления селадона, мастера Набэсимы создали версию с тщательной резьбой и изящными узорами, отражающими безмятежную красоту природы и японскую эстетику.

Кинранде - Роскошь Золотого блеска

-4

Техника Кинранде в фарфоре Коймари отличается роскошным использованием золотой и красной глазури. Этот термин можно разделить на «кин», что означает «золото», и «ран», что означает «секции» или «отсеки». Таким образом, Кинранде элегантно сочетает золото с другими оттенками, преимущественно красными, разделёнными на отдельные сегменты, создавая сложные и роскошные узоры.

В этом стиле обычно используются плотные золотые узоры, дополненные яркими красными эмалями, иногда в сочетании с другими оттенками. Будучи одним из самых роскошных и трудоёмких стилей имариского фарфора, Кинранде ценится за своё великолепие и часто предназначается для важных событий или выдающихся покровителей. Он вдохновлён китайским фарфором эпохи Мин и приобрёл своих поклонников, в частности, во время европейского увлечения китайским фарфором.

В период Эдо (1603 г. н. э. — 1867 г. н. э.) масштабы празднеств стали более камерными, а грандиозные банкеты, которые когда-то устраивались в господских особняках, отошли на второй план. Вместо них стали преобладать более скромные и личные встречи, соответствующие духу времени. На таких мероприятиях предпочтение отдавалось не большим тарелкам, а более функциональным мискам. В связи с акцентом на практичность и компактность особое внимание уделялось декору. Так появился роскошный стиль Кинранде с его богатым декором не только внутри, но и снаружи. Эти изысканные чаши добавляли нотку роскоши любому банкету.

Поддержать автора🙌