Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Какая теория заговора, в которую вы втайне верите, может оказаться правдой?

Весь рынок элитарного изобразительного искусства — это одна гигантская схема отмывания денег.

Фото Jr Korpa на Unsplash.
Фото Jr Korpa на Unsplash.

Дело не в том, что кто-то не ценит искусство. Любой художник с академическим образованием очень ценит искусство. И такой художник полностью поддерживает идею платить за хорошее искусство. Но есть разница между тем, чтобы заплатить 2000 долларов за обложку книги с картиной маслом, и тем, чтобы заплатить 6,2 миллиона долларов за несчастный банан, приклеенный скотчем к стене.

Да, всем понятно, что ценность произведений искусства полностью субъективна. Но разве это не идеальный способ отмывания денег?

В Китае рассказывали одну историю. У одного государственного служащего была возможность выбрать строительную компанию (подрядчика) для прибыльных инфраструктурных проектов. В его доме стояла витрина с красивыми антикварными изделиями из нефрита. Однажды один генеральный директор строительной компании пришёл в гости к этому государственному служащему, и так случилось, что этот генеральный директор увидел некий нефритовый кулон в коллекции антиквариата чиновника, и ему стало просто необходимо его заполучить. Государственный служащий не слишком хотел расставаться с экспонатом своей любимой коллекции, но в конце концов генеральный директор сделал ему такое предложение, от которого тот не смог отказаться. Несколько недель спустя строительная компания выиграла инфраструктурный проект.

Это была не буквальная взятка, а уникальный антикварный кулон, «бесценный». Генеральному директору повезло, что теперь он у него есть. Не важно, что ни один из предметов в той витрине не был настоящим антиквариатом, но разве это имеет значение? В конце концов, ценность предметов антиквариата так же субъективна, как и ценность произведений искусства.

Вот так и устроен элитарный рынок изобразительного искусства. Некоторые высокомерные «критики» или «кураторы» со степенью в области изобразительного искусства вдруг решают, что то или иное произведение стоит миллион долларов, потому что оно «художественно ценное», «уникальное», «революционное», «новаторское» или «яркое», что угодно. А затем люди просто платят за него миллион долларов.

Изобразительное искусство — это прекрасно. Если вы по-настоящему любите его, вы должны за него платить. Вы бы принесли его домой, повесили на стену, и оно наполняло бы вас радостью, радовало ваших гостей и заставляло бы вас размышлять о жизни. В этом случае произведение искусства стоило бы каждой потраченной на него копейки. Таким и должно быть искусство. Вот в чём его ценность: в каком-то влиянии на отдельного человека или на всё общество.

Но современный рынок изобразительного искусства — это случайные произведения искусства, которые продаются за миллионы долларов, переходят из рук в руки от одного анонимного покупателя к другому, выставляются на обозрение нескольких избранных богачей или хранятся на каком-нибудь складе. Люди не воспринимают произведения искусства как произведения искусства, они воспринимают их как «инвестицию». Это уже не искусство.

Так что не стоит насмехаться над изучением, созданием, продажей и покупкой дорогих произведений искусства. Но стоит посмеяться над новым гардеробом голого короля, полным дорогих невидимых вещей.

Итак, весь рынок элитного изобразительного искусства — одна большая схема отмывания денег, уклонения от уплаты налогов или коррупции.

По материалам публикации Feifei Wang (англ.), который представился как «американец китайского происхождения, который пишет о том, что ему небезразлично, подчас с большим энтузиазмом или презрением».