«Адье» ВИА «Рамштайн» — еще одна песня и клип, сделанные с поразительным качеством. И, как всегда у немецких рокеров, с отличным текстом, многослойным смыслом и потрясающем видеорядом в мини-фильме.
Мой стихотворный перевод:
«Адье»
Одна лишь смерть живет в веках,
В еловых шепчет нам ветвях,
Накроет все кромешной тьмой
И Солнце заберет с собой.
Но не страшись, ведь мы с тобой
И напоследок с нами спой
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Последним будет путь в пустынный край
Последний вздох и поцелуй
О чуде не мечтай
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Нам было хорошо
Незаметно жизнь покинув,
В путь душа уходит ныне.
К праху – прах, а дух - в полет,
Смерть – вот Бытия исход.
Ты в конце совсем один,
Но с тобою мы стоим.
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Твой одинокий путь - в последний край
Последний вздох и поцелуй –
О чуде не мечтай
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Нам было хорошо
Срок у всех до смерти свой
Только мы всегда с тобой.
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Твой одинокий путь - в последний край
Последний вздох и поцелуй –
О чуде не мечтай
Adieu, goodbye, прощай-прощай
Нам было хорошо
О чем же песня и клип на эту прекрасную композицию? Прекрасно знаю, что официальная трактовка такова — в «Адье» рокеры прощаются с одним из этапов своего творчества, с самими собой из времени альбома «Муттер», оставляя «Рамштайн» прошлых лет в далекой своей истории и переходя в новую творческую эпоху. Тому подтверждением многочисленные намеки в клипе — номер авто, надпись на дверях хранилища, самоцитаты из клипов прошлых лет — горящее сердце, поджог клонов, тюрьма в виде логотипа коллектива, колоссальные статуи участников группы в подземном храме, поклонники-зомби, окружающие клетку с заточенными людьми и т. д. Есть отличные разборы в сети, не буду повторяться.
Но мне бы хотелось рассказать, какой смысл увидела в этом клипе я, как если бы я вообще совершенно не была знакома с бэкграундом рамштайнов, с чистого, так сказать, листа.
Итак, самая первая и сильная аллюзия, даже почти прямая цитата к культурному феномену последних 30 лет — это, конечно, ссылка на трилогию братосестер Вачовски «Матрица». А следовательно, главной идеей в этом мини-фильме я вижу мысль: все в мире иллюзорно, все не то, чем кажется, и мир, который ты знаешь, — обман и подделка.
Это подтверждают первые же кадры — вооруженные герои прибывают к зданию парижского театра («весь мир театр — а люди в нем актеры», как сказал Шекспир). Здание полно вооруженной охраны, то есть налетчики, по всей видимости, пришли сюда за чем-то очень ценным. Открывающая сцена на лестнице и с перестрелкой — это почти покадровое воспроизведение кроваво-брутальных сцен и из первой части трилогии, и из второй — «Перезагрузки», в доме Меровингина.
Но по ходу действия мы понимаем, что банда пришла вовсе не забрать что-то, а наоборот — уничтожить — своих клонов, которые хранятся в бункере с надписью «Mutter» (мать - в переводе с немецкого). Но интересный момент, что латинское «матрица» (matrix) происходит от индоевропейского корня mater («мать») и родственно еще и material — "материя" (почему это интересно, скажу ближе к завершению поста).
То есть бункер, где хранятся оригиналы героев - это и есть та извращенная псевдомать, порождающая цифровая механическая утроба, лоно, исторгающее из себя очередные и очередные партии клонов, которые проживают в иллюзорном мире свои псевдожизни.
Налетчики якобы успешно взламывают код двери, встречаются со своими «прародителями» и сжигают их, чтобы покончить с бесконечным лживым спектаклем (театр, заранее расписанный сценарий) и прожить настоящую жизнь, даже выбрав смерть и в этом проявить свою собственную волю. Уходя по коридору театра, они доходят до отверстия в полу, ведущего в подземелье, тюрьму, а судя по антуражу и творящемуся ужасу — это скорее смесь ада и языческого сатанистского храма — и падают туда.
Кстати, обратите внимание, насколько имидж героев близок образу бесстрашной команды «Навуходоносора» — те же грубые ботинки, черные длинные кожаные плащи и пальто, уже не говоря о вооружении.
Внизу еще один «комплект» двойников героев томится в клетках, на цепях, они страшные, грязные, почти полуживотные, их окружают тысячи зомби, которые не дают им освободиться и даже пытаются их убить, окружая плотной толпой. После сожжения оригиналов клонов, подключенных к капсулам со шлангами, у героев из преисподней получается выбраться из клетки, разорвать цепи и обрушить своих собственных колоссов на стада безмозглых зомби и освободиться самим, пусть даже ценой смерти.
То есть основная сюжетная канва самой трилогии «Матрица» вроде как бы повторена. Нам показан некий постапокалиптический мир, где герои лежат как овощи в емкостях, в то время как их души томятся в цифровой преисподней (подземный храм). Кстати, еще одна цитата из произведения Вачовски: город людей Зион очень даже не это место похож, правда, он показан как уютное место, надежное убежище, где можно обрести покой и тепло.
Борцы с системой успешно разрушают узилище, уничтожают оригинальные тела, чтобы прекратить навсегда существование виртуального ада, в котором они томятся, вероятно, уже очень долгое время. Души борцов вместе с толпами зомбей (это видимо, символ остального спящего человечества, которое еще не пробудили такие революционеры, как Морфеус, Тринити и Нео) улетают в небо, все довольны и счастливы. Матрица разрушена, все свободны.
Но вот в послесловии нам предстает совсем другая и гораздо более печальная картина: герои в реальности даже не добрались до «Муттер», убитые еще - кто на лестнице, кто в переходе, а кто у самой двери, так и не сумев взломать код и тем более проникнуть внутрь и сжечь клонов.
Все остается по-прежнему. Группа борцов-нео проиграла, матрица продолжит изрыгать из своего цифрового чрева очередные порции клонов, а ничего не понимающие оригиналы в гробах-биокапсулах, с трубками в горле, будут переживать очередную якобы победу, чтобы после перезагрузки (гаснущий в конце клипа красный луч — это символ именно перезагрузки, а не разрушения системы) все началось сначала.
В этой связи мне лично приходит на ум уже очень давно и упорно ходящая в русскоязычной сети фанатская версия, правда столь же упорно и настойчиво опровергаемая самими сестробратьями Вачовски — все в «Матрице», включая Зион, борьбу с машинами в якобы реальности, победа над ними, над Архитектором и новая сияющая жизнь борцов с ИИ — лишь часть симуляции, в которой каждый шаг, даже самый вроде бы внезапный, самый крутой сюжетный поворот с неожиданным финалом — давным давно прописаны в сценарии машинами, а никто из героев на самом деле из своих тазиков с питательным киселем никогда в жизни не вылезал, проживая героическую боротьбу за нашу и вашу свободу в очередной серии компьютерной симуляции. Вышедшая в прошлом году четвертая, совершенно убогая, серия, меня лично в этом окончательно убедила и утвердила в мысли: ни один герой «Матрицы» НИКОГДА на самом деле не покидал виртуальную действительность, никто из них никогда так и не побывал в настоящем, реальном, физическом мире.
Поэтому и герои клипа «Рамштайн» повторяют судьбу своих товарищей по несчастью из «Матрицы» — что бы они не делали, какими бы автоматами-пулеметами не обвешивались в своих снах, их тела так и останутся в неприступной «матери», нетронутые, обреченные на века и тысячелетия виртуального заточения. Впрочем, утешением для героев каждый раз будет иллюзия победы, пусть и горькой, пусть и ценой убийства своих оригиналов и гибели их самих. Возвращаясь, к латинскому matrix, чей корень родственен еще и material — материи, физическому, ощутимому. До материи ребелы не добрались, так и не выйдя за пределы виртуальности в настоящий физический мир.
Ну а еще, конечно, и это уже проистекает не из клипа, а из самого текста (как всегда, красивейшего у Рамштайнов) — песня о одном из самых главных и пугающих событий в жизни каждого человека — его смерти. О принятии этой мысли, осмыслении ее, об экзестенциальном ужасе, который в любом человеке, тем более материалисте, вызывает неизбежность ухода туда, откуда нет возврата и о постепенном взрослении и приобретении мудрости через преодоление страха смерти.