В Новой Третьяковке на Крымском Валу в преддверии Нового года и к 80-летию со дня рождения художницы открылась выставка "Наталья Нестерова. Истории и Ребусы". Картины выставлены на втором этаже, их можно увидеть до 23 марта 2025 года.
Творчество этой художницы мне, честно говоря, не слишком близко - ни по манере письма, ни по сюжетам. Пошла я на выставку скорее для общего развития, ознакомиться с творчеством известной личности.
Ранние работы мне даже немножко понравились. Например, "Весенние виноградники" (1975) - очень милая жизненная картина (фото выше).
Наталья Игоревна Нестерова (1944-2022) - яркая советская, российская, а в последние годы, видимо, и американская художница, которая выработать собственный образный незабываемый почерк.
Манера изображения на картинах художницы нарочито упрощённая, словно это детский рисунок. Но впечатление обманчиво, Наталья Нестерова была внучкой талантливого художника (учившегося вместе с Р. Фальком и С. Герасимовым у К. Коровина и Л. Пастернака) и сама обучалась живописи сначала в художественной школе, затем в Суриковском институте у Д. Жилинского и С. Шильникова.
Одна из самых знаменитых картин раннего периода творчества художницы - "Карусель." Вроде наивно, почти плоско, но что-то действительно в ней есть. Может быть, глубина неба, а может - сюжет - взрослые пары на детской карусели - что творится в их жизни, что в головах, а что ждёт впереди?
Нестерова уже с 1980-х использует приём "пролонгации" картин, рисуя на двух и более смежных полотнах. Один из самых известных триптихов автора - "Осень в парке". Люди гуляют у озера, наверное это чья-то бывшая усадьба. В шезлонгах сидеть уже холодно... А за осенней красотой безмолвно наблюдают античные статуи.
На многих картинах поражает безразличие героев, разобщённость находящихся рядом людей. Зачем они вместе, если чужие, если им не о чем поговорить?
В середине 1980-х прошла первая выставка картин Нестеровой в Нью-Йорке, с тех пор она полюбила этот город и постепенно перебралась туда на постоянной место жительство. Художница участвовала в многочисленных выставках в самых разных странах и её работы представлены в музеях и частных собраниях как России, так и мира.
В двухтысячные стиль автора - экспрессионизм с налётом примитивизма - не меняется, но изменяются сюжеты. Если раньше были сцены жизни обычных людей, то теперь художницу интересуют иные глубины: библейские темы, охота и цирк, карты таро.
Наталья Нестерова много рисовала по библейским сюжетам. Однако её картины на религиозные темы, на мой непросвещённый взгляд, близки богохульству, поэтому здесь фото почти не выставляю. Но на выставке такие картины присутствовали. Пожалуй, единственная картина цикла, на которую мне было приятно смотреть - "Рождество" (1999).
Картины Нестеровой на тему религии есть и в постоянной экспозиции. "Тайная вечеря" занимает полстены в одном из последних залов искусства 20 века (на 4 этаже того же здания), если интересно, можно подняться, преодолеть лабиринт залов и познакомиться подробнее с этой гранью творчества художницы.
Несколько картин на выставке было посвящено охоте. Смотреть было не очень приятно, у меня создавалось ощущение страха и жалости. А главное, нет уверенности, точно ли жертва - животное, а не человек.
Картина выше написана во Франции, наверное поэтому название дано по-французски. Осталось только непонятным, почему в подписи стоит Le, если слово chasse женского рода...
Многие сюжеты художница повторяла спустя годы - таковы её многочисленные лестницы и карусели, которые она рисовала и в 1980-е, и в 2000-е. Заметно, что в более поздних работах присутствует всё больше сюрреализма.
Одним из часто повторяющихся мотивов на картинах художницы являются птицы. Она любила их и протестовала против предрассудков и нехороших примет, связанных с пернатыми.
"Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает - так это просто ее голос" - говорила Нестерова.
Хотя мне, например, и правда становится жутковато от таких образов.
Тема карт, игры и гадания, таро привлекала художницу с начала 1990-х. Нестерова любила вспоминать, как в детстве с бабушкой они дулись в карты, раскладывали пасьянсы. В середине творческого пути карты стали важным образом в работах художницы.
Одной из последних работ стал "Хоровод", выполненный незадолго до смерти художницы в 2022 году.
Честно говоря, на выставке мне больше всего понравился "Альбом для мамы" с чистыми яркими детскими, полными светлого юмора, рисунками. Он был представлен в электронном виде, можно было полистать странички в мультимедийной части выставки.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется вам интересной. Все фото сделаны мной в Москве, в Третьяковке.