В прошлый раз рассмотрели вторую философию из ведических даршанов - философию вайшешики. Сегодня рассмотрим третью - санкхью.
Санкхья - букв. счет. Философия Санкхьи, которую некоторые считают старейшей из всех философских школ, была систематизирована древним мыслителем по имени Капила (отличать от Девахути-Путра Капилы из «Шримад-Бхагаватам», чья система санкхьи не исключает Бога).
«Санкхья-шастра» (но в ее современной форме, это не оригинальная работа Капилы). «Санкхья-карика» Ишваракришны – самый ранний из доступных по санкхье текстов. Среди их наиболее известных комментариев: Бхашья Гаудопады, «Таттва-каумуди» Вачаспасти Мишры, «Санкхья-правачанбхашья» Вигьянабхикшу, «Матхаравритти» Матхары.
Темы, традиционно выделяемые Капилой, Ишваракришной и другими комментаторами санкхьи, - это теория причинности, концепция пракрити (бессознательного принципа) и Пуруши (сознательного принципа), эволюция мира, концепция освобождения и теория познания. Особенностью санкхьи является то, что она суммирует все составляющие реальности ньяи и вайшешики-за исключением ишвары, Бога, который просто исключен из системы-в два фундаментальных принципа: пурушу и пракрити. Поэтому ниришвара санкхья (нетеистическая санкхья) - это дуалистическая философия.
Прамана-вичар-шастра - гносеология
Теория рефлекционизма
Истинное знание означает знание, которое становится известным душе («я») благодаря отражению сознания в разуме (буддхи). Разум (буддхи), ум (манас) и чувства (индрии) являются не наделёнными сознанием материальными объектами и не могут сами по себе воспринимать какие-либо объекты. Для восприятия и опыта необходимо сознание, а оно принадлежит только душе. Но душа не может напрямую воспринимать объекты мира, потому что оно неподвижно, а без движения или активности восприятие невозможно. Если бы душа непосредственно могла постигать объекты мира, то так как она вечна и бесконечна, то человек бы знал все объекты мира, но это не так. Истинное знание о внешнем объекте достигается, когда впечатление об объекте воспринимается через чувства (между объектом и чувствами возникает контакт), впечатление от объекта чувств создается в органе чувств, затем оно анализируется и систематизируется умом, благодаря активности ума интеллект модифицируется и превращается в форму объекта, преобладание саттвы в интеллекте отражает свет сознания на этот объект. Подобно тому как зеркало отражает свет лампы бессознательный интеллект отражает свет «я» и распознает объекты.
Два главных сторонника теории рефлекционизма санкхьи Вигьянабхикшу и Вачаспати Мишра придерживаются разных взглядов.
Взгляд Вигьянабхикшу (и Вьясы):
Познание происходит, когда душа отражается в разуме, а разум (принявший форму объекта) отражается в душе.
Чувства + Объект чувств=Впечатление в уме-> Разум принимает форму этого объекта -> Разум отражается в душе, в «я», а «я» отражается в разуме – так происходит познание.
«Я» испытывает удовольствие, боль или безразличие.
Взгляд Вачаспати Мишры
Восприятие – процесс одностороннего отражения. «Я» отражается в разуме, но разум не отражается в «я».
Чувства + Объект чувств=Впечатление в уме-> Разум принимает форму этого объекта -> Разум познает, как если бы он был сознанием (как свет лампы отражается в зеркале, и этот отраженный свет сам способен освещать). Это означает, что разум, а не «я» испытывает боль, удовольствие или равнодушие.
Оба этих взгляда возможны в рамках основной теории рефлекционизма, потому что опыт души зависит от интенсивности ее самоотождествления с материальным разумом.
Факторы достоверного знания
Согласно санкхье в любом достоверном знании присутствует 3 фактора:
Прамата – сознательный принцип, тот, кто получает знание, «я», чистое сознание.
Прамея – объект знания сам по себе.
Прамана – средство познания с помощью которого прамата познает прамею.
Праманы
Философия санкхьи принимает только 3 независимых источника достоверного знания:
-1. пратьякша
Санкхья признает 2 вида восприятия:
Алочана – неопределенное восприятие – простое видение объекта. Возникает в момент контакта чувств и объектов чувств и предшествует всем психическим анализам и синтезам сенсорных данных. В этот момент происходит признание объекта как простого «чего-то» (понимание класса объекта) без признания в нем конкретного объекта.
Вивекана – определенное восприятие – интерпретация объекта. Является результатом анализа, синтеза и интерпретации сенсорных данных разумом. Определение объекта как конкретной вещи (не класса).
-2. анумана – знания, полученные через универсальные или неизменные отношения между 2 вещами. Немного отличается от философии ньяи, вывод бывает 2 видов:
Вита – положительный вывод. Основан на универсальном положительном утверждении. Подразделяется на пурвават и саманьятодршта.
—Пурвават – основан на раннее наблюдаемой однородной связи между двумя вещами. (#нет дыма без огня, дым всегда в сопровождении огня).
—Саманьятодршта – не основан на каких-либо ранее наблюдаемых совпадениях между первостепенным и второстепенным терминами (см. ньяю). Этот тип вывода требует фактов, которые единообразно связаны с первостепенными и второстепенными терминами. (#Например, как мы можем знать, что у нас есть чувства? Нельзя воспринимать свои чувства, потому что они вне их досягаемости, поэтому нужно принять существование чувств посредством умозаключений. Их существование может быть выведено следующим образом: для любого действия необходим какой-то инструмент; зрение, слух, обоняние, дегустация и осязание - это действия, которые должны иметь соответствующие инструменты; чувства являются этими инструментами.)
Авита - отрицательный вывод. Основан на универсальном отрицательном утверждении. В системе ньяя объясняется как шешават, вытекает из устранения всех других возможных альтернатив. (#Например, определенное целое число выводится равным двум, поскольку было определено, что оно не равно трем или более, а также не равно единице или меньше. Тем не менее, это определенное положительное целое число; следовательно, это два.)
-3. шабда – санкхья придерживается того же взгляда на шабду, что и ньяя.
В эти 3 элемента включены другие источники знания, такие как сравнение, постулирование и отсутствие познания, которые поэтому не признаются в качестве отдельных источников знания.
Таттва-вичар-шастра - онтология
Представления о причинности
Санкхья-даршан принимает сат-карья-ваду - концепцию предсуществования следствия в причине. О которой мы подробно говорили в статье 1.7.2 Онтологические позиции.
Пракрити
Система санкхьи утверждает, что весь мир, включая ум и чувства, зависит от сочетания определенных эффектов, ограничен ими и создается ими (другие философские школы утверждают, что атомы являются материальными причинами мира). Согласно системе санкхья, материальные атомы не могут производить более тонкие объекты такие как ум, интеллект и эго. Поэтому нужно искать в другом месте ту причину, из которой происходят грубые объекты и их более тонкие аспекты. Если мы исследуем природу, то становится очевидным, что причина тоньше, чем связанное с ней следствие, и что причина пронизывает ее следствие. (#Семя развивается в дерево, все скрытые качества семени есть в дереве). Конечная причина мира также должна быть скрытым принципом потенциала, и она должна быть беспричинной, вечной и всепроникающей. Она должна быть более тонкой, чем ум и интеллект, и в то же время она должна содержать в себе характеристики всех внешних объектов, а также чувств, ума, интеллекта. В философии санкхьи эта конечная причина называется – пракрити.
5 аргументов, доказывающих существование пракрити:
- Принято считать, что все объекты мира ограничены и зависят от чего-то другого, поэтому должна существовать неограниченная и независимая причина их существования. Эта причина – пракрити.
- Все объекты мира обладают общей характеристикой: они способны вызвать удовольствие, боль или безразличие. Следовательно, нечто, что является причиной Вселенной должно обладать характеристиками удовольствия, боли и безразличия. Это пракрити.
- Все объекты мира обладают потенциалом производить что-то другое или превращать себя во что-то другое. Следовательно, их причина должна обладать тем же потенциалом, который неявно содержит в себе всю Вселенную. Это пракрити.
- Здесь физические элементы распадаются на атомы, атомы растворяются в грубых энергиях, а грубые энергии в более тонких, пока все они не растворяются в непроявленном Едином. Это непроявленное Единое называется пракрити – изначальная природа.
- Если человек попытается пойти дальше и представить себе причину этой конечной причины, он окажется в заблуждении бесконечной регрессии. В конечном счете нужно где-то остановиться и определить причину как первопричину Вселенной. В философии санхкьи эта высшая первопричина называется пракрити.
Гуны пракрити не следует принимать просто как атомарную субстанцию материи. Их также нельзя рассматривать как сознательный принцип, стоящий за материальной субстанцией. И это не гипотетическая конструкция ума (творение философии и ничего более).
Пракрити – «исключительная способность», удивительная природа из которой складывается огромный материальный мир со всей его многоуровневостью. Пракрити характеризуется 3 гунами: сатвой, раджасом и тамасом. Гуна – «качество» или «атрибут» пракрити. Важно отметить, что 3 гуны не следует воспринимать просто как поверхностные аспекты материальной природы. Они скорее являются внутренней природой пракрити. Сбалансированное сочетание саттвы, тамаса и раджаса – это пракрити, и поэтому они не могут быть внешними атрибутами или качествами пракрити. Они называются гуны «веревки», потому что они переплетены как 3 нити, веревки связывающие душу с миром. Можно сказать, что веревка это название для 3 переплетенных нитей, но если проанализировать нити отдельно, то можно не увидеть веревку. Если анализировать гуны отдельно мы не увидим пракрити, поскольку пракрити это уравновешенное состояние 3 гун.
Философия санкхьи утверждает, что вся вселенная возникла из гун. Состояние, в котором они находятся в своем естественном равновесии, называется пракрити, и когда их равновесие нарушается, они говорят, что находятся в викрити неоднородном состоянии. Нетеистические философы санкхьи говорят, что три Гуны являются конечной причиной всего творения.
Гуны материальной природы:
-Саттва - невесомость, свет, лагху.
-Раджас -движение, деятельность, калам.
-Тамас -тяжесть, тьма, интертность, скрытность, гуру и аварана.
Гуны бесформенны и вездесущи, когда находятся в состоянии равновесия погрузившись друг в друга и полностью отказавшись от своих специфических характеристик. Однако в состоянии дисбаланса раджас, как говорят, находится в центре саттвы и тамаса, и это приводит к творению, потому что проявление само по себе является действием. Действие зависит от движения, силы активности, которая является самой природой раджаса, и поэтому саттва и тамас зависят от раджаса, чтобы проявлять себя и, таким образом, создавать пары противоположностей. Раджас также зависит от саттвы и тамаса, потому что деятельность не может быть совершена без объекта или среды, через которую она активизируется. В состоянии проявления одна гуна доминирует над двумя другими, но они никогда полностью не отделены друг от друга или полностью отсутствуют, потому что они постоянно реагируют друг с другом. Силой раджаса саттвическая энергия развивается с большой скоростью, и ее унитарная энергия разделяется на многочисленные части. Однако на определенной стадии их скорость уменьшается, и они начинают все ближе и ближе сближаться. С этим сокращением в саттвической энергии тамас проявляется естественным образом, но в то же время еще один толчок активной силы (раджас) происходит и на тамасе, и внутри сокращения происходит быстрое расширение. Таким образом, гуны постоянно меняют свое господство друг над другом. Господство саттвы над тамасом и тамаса над саттвой всегда происходит одновременно; превращение каждого из них друг в друга происходит каждый момент. Саттва и тамас кажутся противоположными друг другу, потому что одна из них легкая и невесомая, а другая темная и тяжелая. Но эти пары на самом деле взаимодействуют в процессе проявления и растворения, когда вещи движутся от тонкого к грубому и от грубого к тонкому. Расширение власти накапливает энергию в некоторой относительно тонкой форме, из которой оно проявляется, чтобы сформировать новое равновесие. Эти точки относительного равновесия составляют определенные этапы в эволюционном процессе. На первый взгляд может показаться, что между гунами существует постоянный конфликт, но это не так. Они находятся в совершенном сотрудничестве в процессе проявления, потому что именно благодаря их постоянному взаимодействию продолжается поток космической и индивидуальной жизни.
Они существенно отличаются друг от друга, но взаимосвязаны. Подобно тому, как масло, фитиль и пламя лампы работают вместе, чтобы производить свет, так и различные гуны взаимодействуют, чтобы создавать объекты мира. Гуны играют ту же роль в теле и уме, что и во вселенной в целом. Внешность человека - это просто проявление гун, вызванных сознанием. Это намерение сознания вызывать проявление пракрити нарушает состояние равновесия в пракрити, тем самым заставляя гуны взаимодействовать и проявлять вселенную.
Гуны всегда меняются или превращаются друг в друга. Это происходит двумя способами:
-Вируупапаринама, «изменение в неоднородное состояние». Происходит, когда одна из гун доминирует над двумя другими и начинает процесс проявления определенных объектов. Этот тип трансформации или взаимодействия оружия как друг с другом отвечает за проявление мира.
-Сварупапаринама, «изменение в однородное состояние». Относится к тому состоянию, в котором гуна изменяется внутри, не мешая друг другу. В этом состоянии гуны не могут ничего производить, потому что они не противостоят и не сотрудничают друг с другом. Этот тип изменений происходит в сбалансированном состоянии пракрити.
При описании процесса инволюции санкхья утверждает, что все грубые элементы растворяются в тонких элементах и, наконец, все они растворяются в своем происхождении - саттве, раджасе и тамасе. В конечном итоге эти три гуны также приходят в состояние совершенного баланса, называемого пракрити. Тогда не останется ни веса тамаса, ни невесомости саттвы, ни активности раджа, потому что гуны больше не имеют отдельного существования в смысле преобладания какого-либо отдельного атрибута. Это состояние - пракрити - не может быть воспринято эмпирически; это можно только вывести логически. Можно только представить себе состояние, в котором вся природа сбалансирована и в ней нет легкости, движения, тяжести; нет света, нет тьмы, нет противостоящих сил; в котором растворяется само воображение как продукт ума. Философы-санкхьи описывают это состояние как беспричинное, непроявленное, вечное, всепроникающее, лишенное производящих эффект действий, без второго, независимого и без частичного.
Пуруша
Как было сказано ранее, санкхья - это дуалистическая философия, которая признает два аспекта реальности: бессознательный принцип (пракрити) и сознание (пуруша или самость). Каждое тело содержит «я», но оно отличается от тела, чувств, ума и интеллекта. Это сознательный дух, одновременно и субъект познания, и предмет знания. Это не просто субстанция с атрибутом сознания, но это скорее чистое сознание - самоосвещенная, неизменная, беспричинная, всепроникающая, вечная реальность. Что бы ни было произведено или подвержено изменениям, смерть и упадок принадлежат пракрити или его эволюции, а не «я».
Невежество - думать о себе как о теле, чувствах, разуме или интеллекте, и именно благодаря такому невежеству пуруша путает себя с объектами материального мира. Затем он попадает в бесконечный поток изменений и чувствует себя подверженным боли и удовольствию.
5 аргументов в пользу существования пуруши:
1) Все объекты мира предназначены для использования кем-то, кроме самих себя. Все существующее служит просто средством для достижения целей других существ. (Стул не предназначен для самого стула, и дом не создан для самого дома.) Поэтому должно быть что-то совсем другое отличное от таких объектов. Объекты не могут наслаждаться своим существованием, а один материальный объект не может быть использован другим материальным объектом; следовательно, должны быть некоторые другие наслаждающиеся объектами. Тот, кто пользуется объектами мира, - это сознание, пуруша.
2) Нельзя сказать, что все объекты предназначены для пракрити, потому что пракрити не сознает и является материальной причиной всех объектов. Это баланс гун, из которых состоят все объекты мира. Пракрити, таким образом, является потенциалом или сущностью всех состояний боли, удовольствия и нейтральности и поэтому не может быть наслаждающимся собой, так же как даже величайший из людей не может сидеть на своих собственных плечах. Следовательно, владельцем или утилизатором всех мирских объектов должно быть сознательное существо, которое не обладает этими тремя гунами и полностью отличается от них как в их сбалансированном, так и неоднородном состоянии. Эта трансцендентная Реальность есть пуруша.
3) Все объекты внешнего мира, включая разум, чувства и интеллект, сами по себе бессознательны. Они не могут функционировать без руководства от какого-то разумного принципа, и они должны контролироваться и направляться им, чтобы чего-то достичь или достичь какой-либо цели. Это сознательное я, которое руководит действием пракрити и его проявлениями, является пурушей.
4) Неразумная пракрити и все ее эволюции, которые по своей природе приятны, болезненны или нейтральны, не имеют смысла, если они не испытываются какой-то разумной силой. Этот опыт - пуруша.
5) Каждый человек хочет достичь освобождения и освободиться от боли и страданий, но все, что происходит от пракрити, приносит боль и страдания. Если нет ничего отличного от пракрити и его эволюции, то как достижимо освобождение? Если бы существовали только пракрити, то концепция освобождения и воли к освобождению или освобождению, которая встречается во всех людях, в высказываниях мудрецов и в Священных Писаниях, была бы бессмысленной. Следовательно, должен быть какой-то осознанный принцип, который стремится к освобождению. Этот принцип - это «я», пуруша.
Доказательство существования многих «я»
Согласно санкхье, существует много «я» или сознательных принципов - по одному в каждом живом существе.
Если бы существовала только одна личность, связанная со всеми телами, то, когда один человек умер, все люди одновременно умерли бы, но это не так. Рождение или смерть одного человека не приводит к рождению или смерти всех других людей; слепота или глухота в одном человеке не означает одинаково для всех людей. Если бы во всех существах была только одна личность, тогда, если бы один человек был активным, все я были бы активны; если бы кто-то спал, то все бы спали. Но этого не происходит, и поэтому существует не одно Я, а много Я.
Во-вторых, люди отличаются от Бога, а также от животной и растительной жизни. Но это различие не могло бы быть правдой, если бы Бог, люди, животные, птицы, насекомые и растения обладали одинаковым Я. Поэтому должно быть множество «я», которые вечны и разумны. Таким образом, становится ясно, что есть две реальности: пракрити, одна всепроникающая (бессознательная) материальная причина вселенной, и пуруша, множество чистых сознательных разумных сущностей, которые не подвержены изменениям. Именно из взаимодействия этих двух принципов происходит эволюция.
Джагат-вичар-шастра - космология
Процесс эволюции Вселенной. Согласно санкхье весь мир развивается из взаимодействия пуруши с пракрити. Это взаимодействие не относится к какому-либо упорядоченному соединению, как при контакте двух конечных мужских и женских материальных субстанций. Это скорее своего рода эффективные отношения, посредством которых пракрити находится под влиянием одного лишь присутствия Пуруши, подобно тому, как иногда тело человека находится под влиянием или движимо присутствием мысли. Эволюция не может происходить только с помощью " я "(Пуруша), потому что " я " неактивно; она не может быть инициирована только пракрити, потому что пракрити не обладает сознанием. Деятельность пракрити, должна руководствоваться разумом Пуруши; это сотрудничество между ними необходимо для эволюции Вселенной.
Учитывая это, еще возникают два вопроса: как могут взаимодействовать два таких разных и противоположных принципа и какой интерес побуждает их взаимодействовать друг с другом?
Санкхья отвечает, что так же, как слепой и хромой могут сотрудничать друг с другом, чтобы выбраться из леса – когда хромой показывает путь, а слепой несет его, так и неразумная пракрити и неактивный пуруша сочетаются друг с другом для сотрудничества и достижения своей цели. Какова их цель? Пракрити требует присутствия пуруши, чтобы быть известной или оцененной, а пуруша требует помощи пракрити, чтобы отличить себя от пракрити и тем самым достичь освобождения.
Таким образом, согласно философии санкхьи, цель проявления вселенной состоит в том, чтобы достичь освобождения. В результате взаимодействия пуруши и пракрити возникает нарушение равновесия гун, в котором они удерживаются до проявления материального мира. В этом процессе раджа, активная сила, сначала раздражается, и благодаря этому две другие гуны начинают вибрировать. Эта первобытная вибрация высвобождает огромную энергию в пракрити, и «танец» этих трех энергий становится все более и более плотным, таким образом, проявляя вселенную все больше и больше. Процесс проявления происходит от непроявленного единства и завершает свой цикл в двадцать четыре этапа. Процесс проявления начинается с вливания пуруши (сознания) в пракрити (материальную причину вселенной). Метафорически говорится, что пракрити - это принцип матери, а пуруша - это принцип отца. Мать оплодотворяется отцом; Пракрити - это почва, в которой может укорениться сознание. Таким образом, пракрити, материальная причина всего существования, дает тело сознанию.
23 этапа эволюции Пракрити
1) махат->2) аханкара->3-13) 11 чувств ->14-18) 5 танматр -> 18-23) 5 грубых элементов
1) Махат («великий») или буддхи - интеллект. Это великое семя необъятной вселенной, состояние союза пуруши и пракрити. Хотя пракрити является бессознательной материальной субстанцией, она кажется сознательной и осознает себя сознательной благодаря присутствию сознательного я. Махат это состояние, в котором пракрити получает свет от пуруши, источника света, и видит себя; и этот процесс видения является началом проявления вселенной. Индивидуальный аналог этого космического состояния, махат, называется буддхи, интеллект, самый прекрасный аспект человеческого существа, способного познать всю личность в ее полной чистоте. Буддхи - это непосредственный эффект пракрити, вытекающий из руководства пурушей; поэтому буддхи - это самый близкий к пуруше эволюционный элемент. Буддхи проявляется в саттвическом аспекте пракрити, потому что активная сила проявления скорее влияет на природу саттвы - невесомости, ясности и света - чем тяжелая и неясная природа тамаса. Из-за саттвического качества буддхи свет самости отражается в интеллекте подобно тому, как внешний объект отражается на чистой поверхности зеркала. Я, видя свое отражение в зеркале буддхи, отождествляет себя с отраженным образом и забывает свою истинную природу. Таким образом, чувство «я» передается буддхи. Таким образом, бессознательный буддхи начинает функционировать как сознательный принцип.
Согласно системе санкхьи, буддхи обладает следующими 8 качествами:
Буддхи в саттве: 1) добродетель (дхарма); 2) знание (джнана); 3) отрешенность (вайрагья); 4) совершенство (айшварья);
Буддхи в тамасе 5) греховность (адхарма); 6) невежество (аджнана); 7) привязанность (авайрагья); 8) несовершенство или некомпетентность (анайшварья).
Все его атрибуты, кроме знания, связывают пракрити и вовлекают душу в буддхи, тем самым запутывая ее в мирских заботах и страданиях. Чистая душа ложно отождествляет себя с буддхи и тем самым думает, что она испытывает то, что испытывает буддхи. Но благодаря одному из 8 атрибутов буддхи - знанию, которое отражает чистое и хорошо отфильтрованное знание на пурушу (душу) своим зеркалом, и пуруша начинает осознавать свою ложную идентификацию с объектами буддхи и распознавать собственную трансцендентную природу во всей своей чистоте. Таким образом, буддхи, различающая или принимающая решения функция, находится ближе всего к душе и функционирует непосредственно для души, позволяя душе различать себя и пракрити и, таким образом, достичь реализации своей освобожденной природы.
2) Аханкара – чувство «я». Аханкара является производным от махат или буддхи; это мирское свойство индивидуализации порождает материальную границу "я". Это ложное чувство идентичности отделяет себя от всех других и фокусирует его на материи, заставляя человека думать: «Я - это тело, это мое, и это для меня». Есть три категории аханкары саттвика, раджаса и тамаса.
3-23) Проявление 11 чувств, 5 танматр и 5 грубых элементов
Это объяснение проявления аханкары основано на санкхья-карике, главном тексте философии санкхьи. Комментаторы этого текста придерживаются разных взглядов. Некоторые утверждают, что ум - это единственное чувство, полученное из саттвика аханкары, что остальные десять чувств происходят от раджаса аханкары, а пять тонких элементов происходят от тамаса аханкары.
Независимо от происхождения чувств все ученые рассматривают ноздри, язык, глаза, кожу и уши как физические органы, которые являются оболочками когнитивных чувств.
Аналогичным образом, рот, руки, ноги и органы выделения и размножения соответствуют пяти чувствам действия - вербализации, восприятию, передвижению, выделению и размножению. Эти физические органы не являются чувствами; скорее, они получают силу от чувств.
Таким образом, чувства не могут быть восприняты, но могут быть выведены только из-за действий физических органов, которыми они управляют. Разум, эго и интеллект называются внутренними чувствами, а пять когнитивных чувств и пять чувств действия - внешними. Разум владеет всеми внешними чувствами, и без его руководства и руководства они не могли бы функционировать. Ум - это действительно очень тонкое чувство, но он также имеет много аспектов, и поэтому он вступает в контакт с несколькими чувствами одновременно. Согласно философии санкхьи, ум не является ни атомарным, ни вечным, а скорее продуктом пракрити и поэтому подвержен возникновению и растворению. Когнитивные чувства соприкасаются со своими объектами и предоставляют свой опыт уму, который затем интерпретирует данные как желательные или нежелательные восприятия. В свою очередь, аханкара присоединяется к объектам восприятия, отождествляя себя с желаемыми или не желаемыми. Затем интеллект решает, как обращаться с этими внешними объектами.
Пять танматр являются тонкими аналогами грубых элементов; они могут быть выведены логически, но не восприняты непосредственно
Дживатма-вичар-шастра - психология
Джива отличается от пракрити и является пурушей (см. таттва-вичар-шастру). «Я» - чистое, вечно светящееся сознание, которое выходит за пределы всего феноменального мира и включая тело и ум. У «Я» есть тело, но тело не есть «я». У «Я» есть разум, эго и интеллект, но оно совершенно не похоже на все это. Удовольствие и боль, добродетель и порок, заслуги и недостатки не окрашивают чисто «я», они окрашивают интеллект по мере того как «я» привязывается к нему.
Ишвара-вичар-шастра - теология
В самом раннем доступном тексте ниришвара санкхьи, санкхья-карики, вообще не говорится о существовании Бога. Отсутствие какой-либо ссылки на Бога привело к тому, что сторонники этой системы пришли к выводу, что ранние философы санкхьи не принимали существование Бога. Они утверждали, что, поскольку вся вселенная является системой причин и следствий, она не может быть вызвана Богом, потому что по определению Бог вечен и неизменен. То, что неизменно, не может быть активной причиной чего-либо, поэтому конечная причина вселенной вечна, но постоянно меняется. Эта причина - пракрити, вечный и постоянно меняющийся бессознательный материальный принцип. В ответ на это можно утверждать, что пракрити не разумна, и поэтому должна управляться и направляться неким разумным принципом, чтобы создать вселенную. Но поскольку существует много пуруш, они не могут вести и вести бесконечную, всепроникающую пракрити, поэтому нужно сделать вывод, что Бог существует. Но это невозможно, отвечают сторонники нетеистической санкхьи, потому что действие по контролю или руководству пракрити означает что-то делать или быть активным. Кроме того, если Бог контролирует пракрити, то что вдохновляет Бога на то, чтобы заставить ее создать мир, полный боли и страданий? Более того, нельзя сказать, что у Бога есть желания, потому что желание подразумевает несовершенство, которое Бог не может иметь. Следовательно, Бога не существует. Пуруши достаточно, чтобы вдохновить бессознательную пракрити проявить себя в форме вселенной.
Позже, часть философов-санкхьи была вынуждена принять существование Бога. В спорах с теистическими противниками им было очень трудно объяснить творение, не включив в их систему Высшее Существо. Одна из логических слабостей ниришвара санкхьи, на которую напали теисты, - это вера во многие пуруши, но только в одну пракрити. Был ли это один пуруша или все вместе пуруши, которые вдохновили пракрити проявиться? Если только один, то творение произошло вопреки желанию других пуруш. Почему желание одной души вовлекло всех остальных в рождение и смерть? Если все пуруши вместе вдохновили на создание пракрити, тогда между пурушами должно быть какое-то общение и согласие. Но нет никаких записей о космической конференции всех пуруш, чтобы принять такое решение. Следовательно, должно быть одно Высшее Существо, которое руководит пракрити независимо.
Мокша-вичар-шастра - сотереология
Согласно философии санкхьи вселенная полна боли и страданий, и даже то, что воспринимается как удовольствие в конечном итоге приводит к разочарованию, которое является основой страдания. Избавиться от боли и страданий можно только путем правильного восприятия реальности. Весь внешний мир и все внутренние явления принадлежат пракрити, но чистое сознание пуруша, свободно от ограничений пространства, времени и причинности. Деятельность, изменения, мысли, чувства, боль и удовольствия принадлежат телу, а не душе. Все феноменальные переживания получаются пурушей из-за его ложной привязанности к уму, разуму и эго. Разум отвечает за все переживания, но всякий раз, когда пуруша неосознанно отождествляет себя с разумом, он думает, что переживает так же, как и разум, хотя пуруша на самом деле вечен и вечно выходит за пределы эволюции пракрити. 23 этапа эволюции пракрити предназначены не для того чтобы поработить души, а для того, чтобы они осознали, что они свободны и отличаются от пракрити. Хотя может показаться, что внешние объекты предназначены для физического, умственного или внутреннего наслаждения, на самом деле это не так, потому что ум, эго и разум не функционируют для себя; они существуют, чтобы предоставлять переживания пуруше. Чувство боли и страдания переживается, потому что пуруша ложно отождествляет себя с раджасом и тамасом и забывает свою способность видеть сквозь ложную идентификацию. Таким образом, пуруша также не может использовать саттвические проявления пракрити как эффективные инструменты для отличения «я» от «не-я». Преобладание раджаса и тамаса в уме, эго и интеллекте не позволяет этим инструментам должным образом фильтровать внешние переживания, поэтому пуруша получает нефильтрованные, загрязненные переживания и невежественно думает, что страдает от боли и страданий, отражаемых разумом.
Санкхья рассматривает пракрити как сострадательную мать, которая предоставляет пуруше все, что ему нужно, чтобы понять свою истинную природу, отличную от пракрити в ее проявленных и непроявленных состояниях. Великая танцовщица пракрити продолжает свой танец, пока ее отличительная функция не будет выполнена. В тот момент, когда она выполняет свою работу, она возвращается в свое непроявленное состояние. Цель проявления пракрити - показать себя пуруше, чтобы он мог понять, что он отличен от нее. В тот момент, когда пуруша осознает, что он не является внешними объектами, тогда все проявление прекращается. После того, как пуруша осознает свою истинную природу, все тревоги растворяются. Пуруша перестает интересоваться пракрити, и пракрити перестает интересоваться показом себя, потому что ее цель была выполнена. Пракрити и пуруша бесконечны и всепроникающи и поэтому вечно вместе, как две стороны одной медали, но когда их цель достигнута, процесс проявления прекращается.
В философии санкхьи есть 2 типа освобождения:
-Дживана мукти - освобождение, достигнутое при жизни. Человек продолжает свое существование как освобожденное существо. Он живет в этом мире и наслаждается мирскими объектами пока не покинет это тело (точно также как по инерции вертится вентилятор выключенный из розетки).
-Видеха мукти - освобождение после смерти. Когда человек исчерпывает все самскары от прошлой жизни и покидает тело.