Найти в Дзене
ROLLINGSTOCK Agency

Преобразователи частоты в подвижном составе: их значение и разработки КСК СП

Оглавление
Сборка преобразователя силового инвертора на одной из площадок КСК СП. Источник: Вектор ТМХ
Сборка преобразователя силового инвертора на одной из площадок КСК СП. Источник: Вектор ТМХ

Россия: Задачу плавного движения подвижного состава без резких ускорений и остановок решает ключевой компонент системы электропривода — преобразователь частоты и напряжения электрического тока. В статье для журнала «Вектор ТМХ» главный конструктор компании «КСК Системы привода» (КСК СП) Сергей Зверев рассказал о принципах работы преобразователей, их технической эволюции, а также поделился планами компании по дальнейшему развитию данных компонентов. ROLLINGSTOCK приводят ее текст ниже.

Сергей Зверев, главный конструктор компании «КСК Системы привода»
Сергей Зверев, главный конструктор компании «КСК Системы привода»

Принцип работы

Преобразователь частоты — электротехническое устройство, которое регулирует частоту переменного напряжения для управления скоростью вращения электродвигателей.

Основу преобразователя составляют полупроводниковые элементы, такие как транзисторы и диоды, а также микроконтроллеры, которые управляют процессом преобразования. Входной переменный ток преобразуется сначала в постоянный ток с помощью выпрямителя (преобразователя переменного тока в постоянный), затем обратно в переменный, но уже с другой частотой и напряжением. Или, как в случае с тяговым инвертором, постоянный ток поступает в тяговый инвертор и затем преобразуется в переменный ток с другими показателями частоты и напряжения. Возможность управлять изменением напряжения (частотой, амплитудой) питания электродвигателя обеспечивает плавный старт, плавный набор скорости и плавное торможение электропоезда.

Источник: Вектор ТМХ
Источник: Вектор ТМХ

В наше время 99% рельсового транспорта в мире работает на электротяге. Первый советский опытный грузовой электровоз переменного тока типа ОР22 с ртутными многоанодными откачиваемыми выпрямителями тока был создан в 1938 году. От локомотивов постоянного тока серии ВЛ22 он отличался плавным разгоном, более быстрым выходом на рабочий режим и другими преимуществами.

Дальнейшая эволюция преобразователей определялась двумя основными факторами. Во-первых, применением в электропоездах асинхронного тягового привода, который дает значительный положительный эффект для характеристик самих поездов и для стоимости их обслуживания, из-за чего этот тренд продолжает расти во всем мире.

Во-вторых, параметрами, особенностями конструкции силовых полупроводниковых приборов (СПП), которые являются ядром, «сердцем» силового инвертора. Последнее, шестое поколение СПП вот уже 30 лет совершенствуется параллельно процессу развития мощных силовых биполярных транзисторов с изолированным затвором (IGBT-транзисторы). Они комплектуются в модули силового инвертора (МСИ), затем размещаются в специализированных контейнерах, которые, в свою очередь, располагаются в подвагонном пространстве.

Об IGBT-модулях

Силовой полупроводниковый модуль (IGBT-модуль) — устройство, которое действует как транзистор и сочетает в себе характеристики биполярного транзистора и полевого МОП-транзистора. Основным преимуществом IGBT перед другими полупроводниковыми приборами является его высокая эффективность проводимости тока. Это означает, что он может проводить большие токи в небольшом пространстве.

Силовой полупроводниковый модуль (IGBT-модуль). Источник: Вектор ТМХ
Силовой полупроводниковый модуль (IGBT-модуль). Источник: Вектор ТМХ

Кроме того, им можно легко управлять с помощью внешнего напряжения, что делает его идеальным для приложений, где требуется точное управление током. IGBT отличается высокой надежностью, а при необходимости может быть легко заменен. Его преимуществами также являются малые размеры и вес. IGBT-модули широко используются в преобразователях переменного тока в постоянный и в инверторах, их можно найти в различных видах промышленного оборудования и в современных транспортных средствах — в электропоездах, электрических и гибридных автомобилях и пр.

Номенклатура преобразователей

Для разных видов рельсового транспорта проектируются разные преобразователи. Например, они отличаются для метро и железной дороги. Напряжение контактной сети метрополитена— 750 В, а в ­железнодорожной контактной сети — уже 3000 В. Мощность двигателя тоже имеет большое значение, впрочем, как и параметры самого электропоезда — его масса, конструктивная скорость и др. Например, мощность двигателя в электро­­­поезде «Иволга 4.0» — 380 кВт, а в поезде метро «Москва-2024» — 170 кВт.

При проектировании преобразователя неотъемлемой частью технического задания являются технические параметры локомотивов и вагонов. Их учитывают и при создании новых тяговых инверторов и преобразователей частоты, в том числе для локомотивов и вагонов производства предприятий «Трансмашхолдинга» (ТМХ). Поставщиком выступает компания КСК СП, крупнейший в России производитель преобразовательной техники.

Размещение контейнера тягового инвертора КТИ-4У1 в подвагонном пространстве поезда метро «Москва-2024». Источник: Вектор ТМХ
Размещение контейнера тягового инвертора КТИ-4У1 в подвагонном пространстве поезда метро «Москва-2024». Источник: Вектор ТМХ

В своем ассортиментном портфеле преобразовательной техники и электроаппаратной продукции КСК СП имеет такие продукты, как контейнер тягового инвертора (например, КТИ-4У1 поставляется на входящий в ТМХ завод «Метровагонмаш» для вагонов метро «Москва-2024») или статический тяговый преобразователь (в частности, ПСТ-1200 поставляется на входящий в ТМХ Тверской вагоностроительный завод для комплектации вагонов электропоездов «Иволга»).

В течение последних полутора лет тяговые инверторы прошли модернизацию, связанную с обеспечением безопасности поставок комплектующих и импортозамещением. Были заменены транзисторы, быстродействующие выключатели, линейные контакторы, датчики тока и напряжения, конденсаторы, охладители. Это позволило снизить риски для производства и эксплуатации, обеспечить бесперебойную поставку компонентов на предприятия ТМХ.

Испытательный центр преобразователя силового инвертора для поезда «Иволга 4.0». Источник: Вектор ТМХ
Испытательный центр преобразователя силового инвертора для поезда «Иволга 4.0». Источник: Вектор ТМХ

Ни для кого не секрет, что любое инженерное решение необходимо проверять в реальных условиях для обеспечения высокого технического уровня и качества выпускае­мых продуктов. Специалисты КСК СП это отлично понимают и развивают свои возможности по разным видам испытаний. Компания располагает современной испытательной базой и реали­зует масштабную программу оснащения своего испытательного центра в Санкт-Петербурге.

О разработке трехуровневого преобразователя

На сегодняшний день ведущие производители железнодорожного транспорта стремятся улучшить технические характеристики своих изделий, делая акцент на повышении энергоэффективности и надежности. Одним из таких направлений является разработка инновационных решений в сфере электропривода и силовых преобразователей. КСК СП активно участвует в этом процессе, реализуя новый проект по созданию современного трехуровневого преобразователя, предназначенного для использования в новых сериях электропоездов. Этот проект представляет собой значительный шаг вперед в сравнении с традиционными схемами преобразования энергии.

Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить, что трехуровневый инвертор имеет целый ряд преимуществ в виде снижения акустических шумов, а также потерь в электродвигателе, реакторном оборудовании и IGBT-модулях (соответственно, повышается КПД электропривода). Кроме того, трехуровневый инвертор позволяет сократить перенапряжения (почти в два раза), снизить старение изоляции всех устройств двигателя и преобразователя, а также уменьшить массу и габариты реакторного оборудования. Так что можно с уверенностью сказать, что трехуровневый инвертор — важный этап процесса повышения надежности оборудования в условиях возрастающих требований к безопасности и комфорту движения общественного транспорта производства ТМХ.

Подготовлено на основе статьи «Тяга к комфорту: управляя «сердцем»» из журнала «Вектор ТМХ» № 4 (59) 2024