Найти в Дзене
Ксения Татарник

Как автопортреты художниц помогли мне понять, что моя немолодая - о ужас - внешность по-новому прекрасна

“Только научишься любить себя молодой, как бац - проваливаешься в средний возраст, и прежнего запаса любви к себе уже не хватает. Нужно учиться принимать и любить свою внешность заново, теперь уже с дряблым животом, вторым подбородком, морщинами, складками и вот это все”, - говорит моя 43-летняя подруга Наташа. Подписчица в блоге оставила комментарий: “Мое тело балансирует на грани, и страшно проваливаться куда-то, где станешь немолодой”. В соцсетях замечаю, что в профиле большинство из нас, и женщины, и мужчины, ставят фото себя моложе и стройнее, чем в реальности. Умом понимаю, что проблема не в нашем возрасте, а в том, как общество относится к зрелости, особенно женской. Для многих женщин до сих пор немыслимо вслух произнести, сколько им лет, и они даже не задумываются, сколько в этом самоабьюза и навязанного, ложного стыда. Меня саму шокирует, когда ко мне обращаются “женщина”, а фото нравятся в основном только те, где облик знакомо-молодой. Снимки, где я выгляжу на свой возраст, ж
Серафима Рянгина, Автопортрет, 1920-е, Звенигородский музей-заповедник
Серафима Рянгина, Автопортрет, 1920-е, Звенигородский музей-заповедник

“Только научишься любить себя молодой, как бац - проваливаешься в средний возраст, и прежнего запаса любви к себе уже не хватает. Нужно учиться принимать и любить свою внешность заново, теперь уже с дряблым животом, вторым подбородком, морщинами, складками и вот это все”, - говорит моя 43-летняя подруга Наташа.

Подписчица в блоге оставила комментарий: “Мое тело балансирует на грани, и страшно проваливаться куда-то, где станешь немолодой”.

В соцсетях замечаю, что в профиле большинство из нас, и женщины, и мужчины, ставят фото себя моложе и стройнее, чем в реальности. Умом понимаю, что проблема не в нашем возрасте, а в том, как общество относится к зрелости, особенно женской. Для многих женщин до сих пор немыслимо вслух произнести, сколько им лет, и они даже не задумываются, сколько в этом самоабьюза и навязанного, ложного стыда.

Меня саму шокирует, когда ко мне обращаются “женщина”, а фото нравятся в основном только те, где облик знакомо-молодой. Снимки, где я выгляжу на свой возраст, женщиной средних лет, все еще огорчают и даже пугают, лишают уверенности.

С другой стороны, я гораздо легче стала относиться к своим неудачным фото. Ассоциирую себя не с ними, а с удачными снимками - чаще всего их делает мои подруги, спонтанно. Каждый раз это маленькое открытие - в нас любят то, что мы о себе даже не знали.

Автор блога Ксения Татарник: "Это фото сделала моя подруга Нина"
Автор блога Ксения Татарник: "Это фото сделала моя подруга Нина"

В целом хватка моей дисморфофобии (и тщеславия) ослабевает. Я ловлю себя на том, что могу любоваться молодыми вне всякой связи с собой, просто так - какие они трогательные, самоуверенные, бурлящие энергией и мечтами, - водопады, нежная зеленая поросль.

Хожу с минимумом макияжа и чувствую себя прекрасно - раньше шагу не могла ступить из дома, не накрасившись. Меня перестало устраивать все неудобное - одежда, обувь, прическа, ситуации, когда я не понимаю, что происходит, люди, с которыми мне некомфортно.

И это я, которая заболела булимией в 20 с небольшим и потом долго выздоравливала, пч красивая внешность была - смысл мира, мерило успеха, любви, счастья, валюта самоуважения, защита (ложная) от унижений и агрессии.

Внешность, ее значимость отступает - на второй, третий, дальний план. А на первый выходят - поступки. Встречая нового человека, я все реже чувствую себя обязанной, как раньше, понравиться, предстать в наилучшем свете, пройти невидимое собеседование перед внутренним судьей, доказывая ему, что меня стоит уважать и любить. Вместо этого присматриваюсь к человеку и прислушиваюсь к себе: мне хорошо, интересно с тобой? Между нами есть общее? Стоит тратить на тебя время моей жизни? В этом огромная свобода и легкость старшего возраста.

В этом году я открыла для себя необыкновенные автопортреты двух художниц ХХ века - Серафимы Рянгиной (1891-1955) и Александры Кольцовой-Бычковой (1892-1985). А потом были встреча с автопортретами финской художницы Хелены Шерфбек (она рисовала себя 36 раз - молодой, средних лет, старой и на пороге смерти в 84 года) и с другими художницами.

Я уловила в этих автопортретах созвучное: я не хочу тебе понравится. Я хочу показать тебе что остается, когда с нас спадает маска молодости и проступает правда нашего опыта.

Эти художницы показывают мне самую бесстрашную свою часть - она не знает страха, никого и ничего не боится. Она есть у каждой и каждого из нас, именно на нее мы опираемся в самые страшные, тяжелые минуты, когда нам нужна вся сила духа, чтобы пройти испытание. И эта же часть завораживает в нас окружающих - уверенность, умение расслабиться и сосредоточиться одновременно, глубина личности, в которой чувствуешь океан.

Лотте Лазерштейн. Автопортрет в розовом, 1950
Лотте Лазерштейн. Автопортрет в розовом, 1950

На фоне этих автопортретов такими ничтожными кажутся эротические взгляды мужчин - раньше тебе представлялось катастрофой стать невидимой для них из-за возраста, а теперь ты узнала им цену. Все эти взгляды - не про тебя, а про этих мужчин и их фантазии, эго. Вдруг замечаешь, как хорошо в компании женщин - как легко мы шутим, сближаемся, видим, слушаем и понимаем друг друга. Сколько душевной щедрости в этом общении, как быстро возникает соединенность, благодаря схожему опыту.

Красота молодой внешности не выдерживает возраста, времени. А что выдерживает? Харизма, воля к жизни, сила индивидуальности - все пережитое и умение это осмыслить и об этом интересно говорить. Поэтому мне так хорошо в компании сверстниц и женщин старше. Им с самой собой не скучно и они умеют себя развлечь и поддержать в любых обстоятельствах. Быть самой себе художницей и превратить свою жизнь в произведение искусства.

Из клуба сальных мужских взглядов в клуб смешливых отважных умных женщин-хулиганок старшего возраста – по-моему, классный подарок! А там, возможно, и адекватные мужчины разных возрастов подтянутся)