Найти в Дзене

Курс «Архитектура петербургского барокко»

Мы создали курс из 7 экскурсий по архитектуре барокко. Выбирайте экскурсию или проходите весь курс целиком, чтобы научиться разбираться в архитектуре барокко в деталях. — Построит маршрут — Покажет знаковые здания от Петра I до Елизаветы I — Расскажет о зданиях, эпохе и архитектуре барокко Стиль барокко господствовал в искусстве Европы в XVII–XVIII веках, он охватывал живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и театр. В России барокко появляется в конце XVII века и в основном проявлялся нарочито «модном» декоре вполне традиционных русских церквей того времени. Характер декора и его формы сильно зависели от вкусов конкретных заказчиков, благодаря чему выделяют: нарышкинское барокко, строгановское, голицынское и другие. Петербургское барокко В Петербурге, основанном в самом начале XVIII века, стилистически различают раннее или петровское барокко(1703–1725), времен Петра I. Аннинское барокко, от имени Анны Иоанновны, которая правила в 1730–1740 годы. И зрелое или елизаветинское барокко,
Оглавление

Мы создали курс из 7 экскурсий по архитектуре барокко. Выбирайте экскурсию или проходите весь курс целиком, чтобы научиться разбираться в архитектуре барокко в деталях.

Карта объектов курса «Архитектура петербургского барокко»
Карта объектов курса «Архитектура петербургского барокко»

Чат-бот — ваш персональный гид в Telegram

— Построит маршрут

— Покажет знаковые здания от Петра I до Елизаветы I

— Расскажет о зданиях, эпохе и архитектуре барокко

Очень кратко о барокко

Стиль барокко господствовал в искусстве Европы в XVII–XVIII веках, он охватывал живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и театр.

В России барокко появляется в конце XVII века и в основном проявлялся нарочито «модном» декоре вполне традиционных русских церквей того времени.

Характер декора и его формы сильно зависели от вкусов конкретных заказчиков, благодаря чему выделяют: нарышкинское барокко, строгановское, голицынское и другие.

Петербургское барокко

В Петербурге, основанном в самом начале XVIII века, стилистически различают раннее или петровское барокко(1703–1725), времен Петра I. Аннинское барокко, от имени Анны Иоанновны, которая правила в 1730–1740 годы. И зрелое или елизаветинское барокко, которое совпадает с периодом правления дочери Петра I Елизаветы (1741–1762).

1. Летний дворец Петра I в Летнем саду

Чат-бот экскурсия о петровском барокко и Летнем дворце Петра I в Летнем саду
Чат-бот экскурсия о петровском барокко и Летнем дворце Петра I в Летнем саду

Первая экскурсия из цикла, в которой мы рассказываем о самом ранней из сохранившихся построек Петербурга, о культуре барокко, Петре и Северной войне.

У экскурсии есть базовая и расширенная версия, рассказывающая подробно о каждом рельефе, его сюжете и связи с жизнью Петра I, владельца и со-автора этого дворца.

Перейти в чат-бот гид Летний дворец в деталях

2. Церковь Святого Пантелеимона Целителя

Церковь Св. Пантелеимона Целителя
Церковь Св. Пантелеимона Целителя

Церковь Святого Пантелеимона Целителя — сохранила многие черты характерные для русского барокко первой трети XVIII века.

Церковь возведена в честь морских побед при Гангуте (1714) и Гренгаме (1720), которые произошли в день памяти Пантелеимона Целителя.

История этой церкви начинается в 1718 году, когда в истоке Фонтанки напротив Летнего сада закладывают Партикулярную верфь и вместе с ней строят деревянную часовню для рабочих.

Здание, построенное при Петре, довольно быстро обветшало. И в 1739 году, при императрице Анне Иоанновне, на его месте появилось новое — каменное.

Здание построено по проекту архитектора морского ведомства Ивана Коробова, который одновременно перестроил в камне и расположенную рядом Партикулярную верфь.

За почти 300 лет здание сильно изменилось, попробуем отыскать в нем первоначальные черты аннинского барокко.

Перейти в чат-бот гид по архитектурным деталям Церкви Пантелеимона

3. Церковь Святых Симеона и Анны

Церковь Свв. Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны
Церковь Свв. Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны

Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны – один из старейших храмов Санкт-Петербурга, построенный в честь рождения дочери Петра I Анны и перестроенный в камне архитектором Михаилом Земцовым в годы правления Анны Иоанновны.

Сохранившийся образец русского барокко первой половины XVIII века.

Церковь была придворной, до постройки Казанского собора в ней проходили особо торжественные богослужения.

Перейти в чат-бот гид Пантелеимоновкая церковь в деталях

4. Фонтанный дом (Шереметевский дворец)

Фонтанный дом (Шереметьевский дворец)
Фонтанный дом (Шереметьевский дворец)

Название «Фонтанный дом» закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на участке между рекой Фонтанкой и Литейным проспектом, еще в XVIII веке.

В 1712 году фельдмаршал Петра I, граф Борис Петрович Шереметев, получил разрешение на строительство здесь загородной усадьбы (напомним, что граница города проходила по Фонтанке).

Таким образом, Фонтанному дому уже более 300 лет, он практически ровесник Петербурга.

Главный корпус и флигели украшает герб графов Шереметевых с девизом Deus conservat omnia (лат. «Бог сохраняет всё»). Этот девиз был выбран первым владельцем усадьбы.

И действительно, Шереметевский дворец – один из немногих сохранившихся аристократических дворцов Петербурга эпохи барокко.

Перейти в чат-бот гид Фонтанный дом в деталях

5. Аничков дворец

Аничков дворец. Четреж.
Аничков дворец. Четреж.

Дворец по задумке, должен был располагаться на въезде в город, участок для его постройки приобрела в 1741 году только что вступившая на трон Елизавета Петровна. Именно поэтому главный фасад дворца обращен к Фонтанке.

Вести проект было поручено архитектору Михаилу Земцову, автору церкви Симеона и Анны, главе Канцелярии от строений. После смерти Земцова работу продолжил его помощник – архитектор Дмитриев, но был достроен дворец уже в «редакции» Растрелли.

Именно под его руководством был разработан весь барочный декор.

Перейти в чат-бот гид Аничков дворец в деталях

6. Строгановский дворец

Строгановский дворец
Строгановский дворец

Строгановский дворец – пример архитектуры зрелого русского барокко елизаветинского времени.

Работая над Зимним дворцом для императрицы Елизаветы Петровны, Франческо Бартоломео Растрелли с 1742 года жил в доме Строгановых на углу Невского проспекта и Мойки.

Он и перестроил между 1752 и 1754 годами уже существующие на этом месте постройки в роскошный барочный дворец.

Прием в честь окончания строительства состоялся в конце октября 1754 года и был приурочен к празднованию появления на свет наследника престола – будущего императора Павла I.

Перейти в чат-бот гид «Строгановский в архитектурных деталях»

7. Зимний дворец на Дворцовой

Зимний дворец.
Зимний дворец.

Заказывая проект Зимнего дворца Растрелли, дочь Петра Елизавета I сформулировала главную идею постройки: «Во славу России».

Дворец должен был производить грандиозное впечатление: каждый, смотрящий на него, должен был проникаться мыслью о величии и богатстве Российской Империи.

Правда, дожить до окончания строительства Елизавете I не удалось — в 1762 году, спустя 8 лет после начала строительства, в новенький Зимний въехала ненавидимая ею Екатерина II.

Перейти в чат-бот гид «Архитектура Зимнего дворца в деталях»

Экскурсии в Санкт-Петербурге по архитектурным стилям
Смотреть на здание интереснее, если умеешь читать его фасад, знаешь, что обозначают элементы декора, понимаешь, что они сообщают миру. Понимать этот язык может каждый, ведь есть наш бот-гид и энциклопедия архитектурных стилей — Петербург!