– Ох, какой пушистый снег пошёл! – Валя отвела занавеску и выглянула во двор. – Смотри, Виталик, к нам кто-то идёт… Неужели соседи? Видишь, они уже на крыльце!
Виталий оторвался от кухни, где вовсю шкворчали сковородки с новогодними закусками. Он вытер руки о полотенце и подбежал к окну: – Ну точно, дядя Коля и тётя Таня, наши доблестные «собутыльники»! Надеюсь, просто заглянули поздороваться.
Унылый вздох Вали выдал, что она догадывалась: «просто заглянуть» у Колиного семейства редко получается. Они давно славились тем, что любили провести вечер за чужим столом, да ещё и горяченького прихватить с собой. А ведь Виталий и Валя планировали тихий домашний Новый год вдвоём, без лишних глаз. Но, похоже, соседская пара решила иначе.
– Отпереть дверь или притворимся, что нас нет дома? – шёпотом спросил он.
Валя только улыбнулась виновато: – Увидели же нас в окошке. Да и мы их, кажется, тоже. Придётся открывать.
Жили они в небольшом загородном посёлке. Вокруг – сосновый лес, домики в два этажа, где уже к вечеру загорались гирлянды. Виталий и Валя перебрались сюда недавно: надоело шумное дыхание мегаполиса, захотелось свежего воздуха, спокойствия и немножко сельской романтики. Но, как водится, соседей не выбирают: иногда попадаются тихие, иногда – чересчур общительные.
Дядю Колю и тётю Таню они узнали почти сразу: те всегда ходили вместе, тараторили без умолку и обожали всякие «весёлые» посиделки. Уже летом пытались навязаться на дачный шашлык, потом – на осенние посиделки с грибами. Но Виталий и Валя вежливо отказывались, ссылаясь на занятость. И вот теперь – канун Нового года. Свет в окнах, видно, что хозяева дома. Соседи идут через заснеженный двор, неся подмышкой широкую сумку и что-то бормоча между собой.
Виталий, втайне надеясь, что обойдётся короткой беседой, открыл дверь. В ту же секунду дядя Коля радостно протянул руку:
– О, дорогие! Вы-то уже заняты подготовкой, да? Ну всё, значит, праздник у вас в разгаре! Вот мы и пришли… «подтянуться»!
Тёща или свекровь так не радовались бы гостям, подумала Валя, но виду не подала. Пришлось пропустить «гостей» внутрь. Непрошеное вторжение начиналось…
– Ну и метель на улице, – громыхнула тётя Таня, скидывая с себя тёплый пуховик. – Чуть нос не отморозила, пока дошли! Хорошо, что вы рядом живёте.
– Проходите, – Валя попыталась улыбнуться. – Мы как раз готовимся, да.
– Что ж вы так скромничаете? Новый год – праздник всеобщий! – вмешался дядя Коля, хлопнув Виталия по плечу. – Давайте стол расширим, стульев добавим. Мы тоже пришли не с пустыми руками: смотрите, – он вытащил из сумки какой-то нехитрый салат в судочке и полбутылки шампанского, – вот, угостимся!
– Да, да, мы же всей душой… – подхватила тётя Таня. – А у нас там ещё кое-что припрятано. Сами, конечно, особых деликатесов не готовили, зато надеемся на ваши!
Виталий сдерживал внутреннее ворчание: они ни приглашения не ждали, ни особых угощений для гостей не планировали. На плите томилась утка, которую Валя давно мечтала испечь для их семейного ужина. В духовке почти готовился имбирный пирог. Гостей должно было быть… ровно ноль. А теперь всё шло к тому, что придётся делиться.
– Ну раз уж вы пришли… – выдавила Валя. – Раздевайтесь, располагайтесь в гостиной.
Пока соседи устраивались, Валя нагнулась к мужу и прошептала: – Придётся, видимо, импровизировать. Не вышвырнешь же людей на мороз, правда?
Виталий глянул на часы: до боя курантов оставалось ещё часа три. Три бесконечных часа в обществе шумных соседей! Но он кивнул, пытаясь сохранить спокойствие:
– Ничего. Надеюсь, всё пройдёт без скандалов.
Соседи уже сели за стол и вовсю осматривали блюда, которые Валя только успела вынуть из холодильника. Рассольные огурчики, новогодний салат с креветками, сырная тарелка... Дядя Коля не унимался:
– О, а у вас ещё и колбаска собственного приготовления? Люблю, когда люди умеют готовить! Эх, у нас-то Таня ругается, что я только коптить умею, а всё остальное – не моё дело.
Тётя Таня обиженно фыркнула: – А нечего и говорить! Я одна всё тащу, а он «не умеет, не умеет»…
Валя и Виталий переглянулись. Похоже, помимо того, что они невольно стали хозяевами для незваных гостей, им предстоит выслушивать соседские семейные разборки.
Вскоре тётя Таня принесла тарелку с судочком салата «Оливье» – правда, заполнял его в основном варёный картофель и солёный огурец, а колбасой едва пахло.
– У нас не богатый стол, – призналась она, – зато душа широкая.
– А-а, да всё нормально! – махнул рукой дядя Коля. – Главное – весело встретить праздник!
Виталий, стараясь избежать неловкого молчания, предложил тост: – Ну что ж, коль уж так получилось, давайте выпьем за счастливый Новый год. Пусть он будет добрым и спокойным.
Тётя Таня чокнулась бокалом шампанского, дядя Коля – вилкой уже тянулся к скатерти, видимо, пытаясь выяснить, нет ли здесь ещё чего повкуснее. Валя налила себе чуть-чуть шампанского, остальное разлила по бокалам гостям и мужу.
– Пейте, пейте! – завопила тётя Таня. – Мы, может, и ещё принесли… – Она щёлкнула застёжкой сумки, и оттуда показался недопитый коньяк. – Ой, у нас же ещё вот… коньячок-то отличный! Не гоже ему грустить в одиночку!
Виталий заметил, как Валя приуныла. Она почти не пила спиртное, а к шумным застольям относилась сдержанно. Тем более они мечтали о спокойном вечере вдвоём. Но у судьбы оказался иной сценарий…
Праздничный вечер продолжался уже два часа. Соседи успели почти «обчистить» холодильник: уплетали колбаску, Валин салат с креветками – от которого они громко «ахали», пирожки с капустой, ещё какие-то закуски. Пустая бутылка шампанского перекочевала под стол. Тётя Таня, покрасневшая от спиртного, теперь взялась за коньяк. Дядя Коля расхаживал по комнате, разглядывал стену с фотографиями:
– О, это вы, наверное, в отпуске на море? Хорошие снимки. Поглядите, Таня, а они, оказывается, путешественники!
– Мы в Сочи были, – пояснила Валя, чувствуя, что её терпение на исходе. – Там красиво, но людей много.
– Людей, говоришь, много? – дядя Коля щёлкнул зубочисткой в воздухе. – А вы-то не слишком общительные, я смотрю. Весь год как приехали, редко с нами видитесь. Может, думаете, мы какие-то алкоголики или дармоеды?
– Да нет, ну что вы… – Виталий нахмурился, понимая, что разговор вот-вот скатится в неприятную плоскость. – Просто мы любим тишину. Да и работа у нас связана с удалёнными проектами, поэтому заняты.
– Понимаю, – протянул дядя Коля, покачав головой. – Но Новый год – праздник общий. Надо дружить с соседями, правда, Танюх?
Тётя Таня лишь хмыкнула. Ей, похоже, надоело, что дядя Коля всё время пытается выглядеть самым дружелюбным человеком на свете. Она захмелела, и в ней закипали какие-то старые обиды: – Ага, дружить, дружить… А что толку, если мы уже год живём по соседству, а вы к нам ни разу не заглянули? Мы к вам – как на праздник. Сами явились, а вы… не рады. Видите ли, у вас планы…
– Таня, ну перестань, – поморщился дядя Коля. – У людей свой уклад. И вообще, давайте веселее, через час куранты!
В этот момент Валя услышала странный хлопок – то ли пробка упала, то ли дверь где-то заскрипела. Настенные часы указывали, что до полуночи оставалось полчаса. Дядя Коля и тётя Таня уже были «под градусом», громко смеялись, шутили. Виталий тихо вздохнул, стараясь не поддаваться злости: еда почти закончилась, да и сил у них уже не оставалось.
– Ну-ка, покажите нам вашу запечённую утку! – вдруг потребовал дядя Коля. – Таня! Ты же обожаешь утку!
Валя нахмурилась, ей было жаль класть на стол пышную утку, которую они с Виталием планировали беречь до самой ночи, как гвоздь программы. Но уже было поздно отпираться: тётя Таня была готова сама влезть на кухню.
– Да оставьте вы её, в самом деле! – Валя не выдержала. – Мы не готовили столько еды, чтобы… чтобы…
Она запнулась. Все посмотрели на неё с неожиданным вниманием. Тётя Таня приподняла бровь: – Что, не готовы делиться с соседями?
У Вали перехватило дыхание, а Виталий подошёл к жене, положил руку на плечо: – Пойми, у нас был план встретить праздник вдвоём. Нам неловко, что так вышло. Но всё-таки мы мало знакомы… и вы сами пришли без предупреждения.
– Значит, мы вам мешаем, да? – в голосе тёти Тани появились злые нотки. – Ах, вот оно что… Не очень-то вы гостеприимные!
– Таня, успокойся, – дядя Коля попытался её отдёрнуть. – Да и вправду, чего мы напросились, как снег на голову…
Стало так тихо, что было слышно тикание часов. В комнате повисло напряжение – будто каждый ожидал, как закончится эта сцена за несколько минут до Нового года.
Виталий тяжело выдохнул и сказал негромко: – Давайте лучше скажем друг другу правду. Мы действительно не ждали гостей и не успели подготовиться, поэтому все нервничаем.
– Извините, – пробормотала Валя, чувствуя, что эмоции уже захлёстывают. – Правда, мы не хотели ни с кем ссориться, просто у нас… свои планы.
Тётя Таня, смягчившись, отставила рюмку: – Я погорячилась, прости. Просто подумала: что мы, чужие, что ли? Раз соседи, значит, надо общаться. Но вы, наверное, считаете меня… громкой и назойливой.
– Ну… вы действительно очень энергичные, – хмыкнул Виталий, – а мы – интроверты. Вот так.
Дядя Коля хлопнул себя по коленям, поднялся: – Знаете что, давайте-ка мы уже не будем вам досаждать. Спасибо за всё: и за еду, и за угощение. Мы, пожалуй, пойдём? Ровно в полночь у себя поднимем бокал. Хотели как лучше, а вышло неловко.
– Может, так и лучше… – отозвалась Валя, уже не скрывая облегчения. – Всё-таки Новый год – праздник семейный.
Тётя Таня накинула куртку, глянула через плечо: – Ладно, давайте не ругаться. Поздравим друг друга заранее: с наступающим! Пусть всё в новом году будет хорошо.
Виталий и Валя проводили соседей до порога. По пути дядя Коля ещё раз поблагодарил за гостеприимство, хотя и незапланированное. Снежинки кружились за открытой дверью, в небе мерцали первые салюты от других домов.
Когда за непрошеными гостями закрылась дверь, Виталий с облегчением посмотрел на жену: – Ну и вечерок…
– И не говори, – пробормотала она.
С одной стороны, оставалось лёгкое чувство вины за то, что повели себя чересчур холодно. С другой – на душе стало просторнее: теперь, наконец, можно спокойно встретить бой курантов вдвоём. Они даже включили тихую музыку, налили по бокалу шампанского и сели за стол, на котором ещё оставались несколько деликатесов – пусть не в полном объёме, но достаточно, чтобы отметить праздник.
Куранты отбили полночь. Виталий притянул Валю к себе, коснулся бокалом её бокала: – С Новым годом, милая. Пусть в нём будет меньше неожиданностей, а больше наших общих счастливых моментов.
Она улыбнулась, прислонившись к его плечу: – С Новым годом! Теперь я поняла одну вещь: иногда стоит закрывать дверь, если не хочешь быть втянутым в чужие планы. Но, может, и хорошо, что всё так завершилось.
Где-то вдалеке грянули фейерверки. В окнах соседних домов вспыхивали разноцветные огни, слышались радостные крики, сверкали бенгальские огни. А в доме Виталия и Вали всё наконец успокоилось, вернув им то самое тепло и уединение, ради которого они решили переехать в загородный посёлок. Новогодняя ночь всё-таки принесла им лёгкость и ощущение чего-то нового.
Порой и незваные гости становятся проверкой на стойкость. Если сумеешь сохранить спокойствие и свои границы – значит, Новый год начался правильно.
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ.
Понравился вам рассказ? Тогда поставьте лайк и подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории из жизни.