Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Стригольники и жидовствующие: два главных еретических движения средневековой Руси

Оглавление

В Средние века на Руси оформились два крупных религиозных движения, объявленные еретическими: стригольники и жидовствующие. В основе обоих течений лежало несогласие с деятельностью и вероучением православной церкви и осуждение нравов ее представителей. Узнаем больше об этих движениях и их судьбе.

Стригольники

Это самая первая, как считается, массовая ересь на Руси. Некоторые историки рассматривают стригольничество даже как раскол Русской церкви.

Причины появления

Стригольничество зародилось в XIV веке в Новгороде и Пскове. И неспроста. Эти два крупных торговых города, находясь близ границ Руси, были открыты для проникновения западных ересей, а также предреформационных идей из Европы.

В основе появления стригольничества – нарастающее недовольство народа нравами духовенства, церковная смута в Русской митрополии. Напомним, что это был период феодальной раздробленности. Удельные князья, враждовавшие друг с другом, стремились упрочить свое положение, назначая собственных ставленников на должность митрополита. Из-за этого митрополиты постоянно менялись.

Особенно остро стояла проблема симонии – покупки и продажи церковных должностей. На Руси она появилась практически сразу после крещения. Известный митрополит Кирилл, живший в XIII веке, пытался бороться с этой практикой, но безуспешно: симония продолжала процветать, и любой желающий мог просто взять и купить себе высокий духовный сан, а не заслужить его своей благостью.

Отделение стригольников

Стригольничество оформилось в начале XIV века. По поводу происхождения названия ереси нет единого мнения. Возможно, стригольники носили особую стрижку, что-то вроде католической тонзуры. По другой версии, один из главных идеологов движения был цирюльником, парикмахером, то есть «стригольником».

-2

Причиной отделения стригольников стало их нежелание признавать в качестве духовных пастырей современных им служителей церкви. Представители этой ереси осуждали продажу церковных должностей и низкие нравы духовенства. Главными идеологами стали два диакона: Карп и Никита.

Основные идеи

Нравственным идеалом стригольников стал абстрактный иерей-бессребренник, то есть бескорыстный служитель церкви, не ищущий материальных выгод от своего положения. Представители этого движения отрицали посещение храмов и поклонение иконам, отпевание у нечестивых священнослужителей.

Также они подвергали сомнению устоявшиеся в христианстве представления о загробной жизни. В частности, они считали, что нет смысла молиться за души усопших, так как посмертная судьба человека зависит лишь о того, насколько праведным он был при жизни.

У стригольников не было иерархии, были лишь наставники, не имевшие священного сана и не совершавшие никаких церковных таинств вроде Причащения. Впрочем, не исключено, что сами религиозные таинства представители этого движения не отрицали. Просто выступали против того, чтобы их совершали недостойные, по их мнению, люди.

-3

Святитель Стефан Пермский, к примеру, сообщал, что стригольники, отказываясь исповедоваться в церкви, тем не менее каялись в грехах матушке-земле. В этом обычае чувствуются отголоски язычества.

Судьба движения

Стригольничество, признанное ересью, подверглось преследованиям со стороны мирских и духовных властей. Некоторые представители, включая диаконов Никиту и Карпа, были казнены путем утопления в реке Волхов. В XV веке о стригольниках уже практически нет упоминаний. Но некоторые из них очевидно присоединились к зародившемуся в то время новому религиозному движению, получившему название «ересь жидовствующих».

Жидовствующие

Проблема симонии потянула за собой появление и еще одного еретического движения. Первые секты жидовствующих зародились на Руси в XV веке. Но впоследствии этим же словом обозначали и другие поздние еретические секты, вплоть до XX столетия. Мы будем говорить только об исконных жидовствующих.

Появление и распространение

По месту зарождения и распространения жидовствование называлось также «новгородско-московской ересью». По наиболее устоявшемуся мнению, оно возникло в 1470-х годах по инициативе некого ученого и образованного еврея Схарии (Захарии), прибывшего из земель Великого княжества Литовского. Он, и другие иудеи, приехавшие в Новгород за ним, склонили к ереси священника Дионисия и протопопа Алексия.

-4

Алексий и Дионисий направились затем в Москву и сумели привлечь на свою сторону и великого князя Ивана III. Первого он назначил первосвященником Архангельского собора, а второго поставил служить в Успенском соборе. На новом месте они сумели найти последователей и оформиться в полноценное движение. Наиболее известными представителями стали протопоп Гавриил, Фёдор и Иван Курицыны, Иван Чёрный и Истома.

Основные идеи

В чем-то идеология жидовствующих совпадала со взглядами стригольников. Они тоже осуждали церковную иерархию и симонию. Но в своих взглядах жидовствующие пошли дальше.

Согласно большинству церковных источников, они отрицали догматы о Троице и божественном происхождении Христа, воспринимая его как проповедника, подобного Моисею. Также представители движения отвергали почитание святых мощей, церковных обрядов и таинств, отрицали монашество как образ жизни, противный природе, продвигали идею самоопределения человека в вопросах веры.

Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий

В частности, дискуссии коснулись вопроса о конце света. Дело в том, что Пасхалия (календарь празднования Пасхи) была рассчитана только до 1492 года. Из-за этого верующие ожидали, что в 1492 году (7000-м от сотворения мира) должен настать конец света. Жидовствующие отрицали саму вероятность этого события.

Расправа с ересью жидовствующих

Несмотря на благоволение великого князя Ивана III, жидовствующие подвергались преследованиям. В последних десятилетиях XV века прошел ряд церковных соборов, на которых осудили ересь. Протопоп Иосиф Волоцкий призывал к жестокой расправе с еретиками, тогда как его идеологический противник из числа нестяжателей Нил Сорский считал, что христианство можно проповедовать только мирным путем.

Казнь жидовствующих
Казнь жидовствующих

В 1504 году, уже при великом князе Василии, произошел очередной собор во главе с Иосифом Волоцким. Он постановил приговорить еретиков к казни. Всех предводителей жидовствующих сожгли в Москве и Новгороде в специальных деревянных срубах, а остальных сослали в монастыри.

________________________

Спасибо за внимание! :) Также читайте: Хлысты: идеи и обряды одной из старейших русских религиозных сект