По давно заведённой традиции фильмы, награждённые призами экуменического (христианского) жюри и за главную мужскую роль на Каннском кинофестивале, представляют собой наибольший интерес среди всех претендентов на Золотую пальмовую ветвь, включая даже итоговых победителей в категории «Лучший фильм». Подтвердилось это правило и на конкурсе 2023 года, где две вышеуказанных награды взяла замечательная японо-германская картина «Идеальные дни» ветерана каннских баталий Вима Вендерса, а главный приз достался куда менее достойной во всех отношениях серой и безликой драме «Анатомия падения», о которой я также рассказывал в своё время. В России же «Идеальные дни» официально вышли в прокат только 1 февраля 2024 года, поэтому не будет ошибкой сказать, что для отечественного зрителя фильм является новинкой уходящего года Зеленого Деревянного Дракона по восточному календарю (раз уж на обзоре у нас сегодня лента с самого что ни на есть Востока).
Наверное, рассказ о «Perfect Day» (оригинальное название проекта восходит к одноимённой песне Лу Рида) по логике повествования нужно было бы начать с сюжета, однако как такового его в фильме Вендерса нет. Перед нами просто история повседневной жизни одинокого, молчаливого, старомодного уборщика общественных туалетов из Токио, находящего прелесть в незаметных на первый взгляд или мимолётных мелочах: зелёном ростке, выбившимся из-под земли, причудливых тенях на стене, запечатлённой на старую плёнку игре света в кронах деревьев, чёрно-белых снах. Однообразные будни, циклично повторяющиеся, словно в «Дне сурка»: матрас на полу в ветхом неказистом домишке на окраине города, ранние пробуждения ни свет ни заря, бритьё старой электробритвой, уход за домашними растениями, банка с кофе в местном автомате, давно забытые аналоговые аудиокассеты с американскими песнями эпохи 70-х (тот же Лу Рид и другие), играющими в магнитоле микроавтобуса по дороге на работу, утренние пустынные улицы Токио, уборка туалетов, скромный обед на лавочке в парке, игра в крестики-нолики с неизвестным оппонентом, оставляющим листок бумаги за зеркалом в уборной, возращение домой в городских сумерках, чтение книги на ночь. И редкие выходные с посещением бани, прачечной, местного ресторанчика, проявочной фотомастерской, которой уже почти никто не пользуется…
Хираяма практически ни с кем не разговаривает, у него нет друзей. Но та гармония одиночества, в которой он живёт, как в каком-то собственном микрокосме, с своими ежедневными маленькими ритуалами и радостями, действительно завораживает. Однако, в какие-то моменты зритель понимает, что это всё же реальный мир, а не сказка, когда сначала размеренное течение жизни главного героя нарушают молодой коллега, напарник по уборке туалетов, со своей подругой, одолжившие у него на время миниатюрное творение японского автопрома и чуть ли не впервые узнавшие, что такое «аудиокассета», потом – племянница-подросток, сбежавшая из дома и решившая пожить немного у дяди, и в конце концов случайный прохожий на набережной, изливший душу о своих неразрешимых проблемах. Так, постепенно и опосредованно мы узнаём, что, будучи урождённым интеллигентом, Хираяма является отщепенцем в своей богатой семье, у него плохие отношения с отцом и сестрой, и вызвано это тем, что, скорее всего, когда-то давно он резко порвал с прошлой жизнью и выбрал совершенно иной путь, который сам себе захотел («Брат, скажи мне, это правда, что ты сейчас моешь туалеты?»).
Фильм Вима Вендерса – это чистая созерцательная рефлексия. Образец духовного, урбанистического и гуманистического артхауса, каким он должен быть по определению. Штучное кино про внутреннюю гармонию человека, удивительно сочетающуюся с гармонией окружающего его мира (и ещё не известно, что на что больше влияет), из сравнительных аналогов которого на ум приходит разве что «Патерсон» (2016) – в плане старомодности и аскетизма главного героя, да «Магазинные воришки» (2018) – в плане вовлечения городских пейзажей в общую атмосферу и настроение картины, от двух других мастодонтов авторского мирового кино – Джима Джармуша и Хирокадзу Корээда. Более того «Perfect Day» – это и живое кино из 20 века, по которому многие кинолюбители сегодня очень скучают, и настольная книга-путеводитель по японскому трудолюбивому образу жизни, отдающая дань традициям Страны восходящего солнца, и даже туристическая реклама Токио (телевизионная башня «Tokyo Skytree» или «Небесное дерево» здесь в прямом и переносном смысле – столп мира).
Само собой, в подобном антураже на первый план выходит режиссура и актёрская игра. И в данной связи если у «Идеальных дней» и не всё идеально, то очень близко к этому. Заслуженно отмеченная критиками роль Кодзи Якусё, мастер-класс от Вима Вендерса, в своём привычном стиле воплотившего магию в кино в, казалось бы, уже безнадёжно устаревшем формате кадра 4 на 3, и предоставленная авторами (в числе которых кроме самого Вендерса необходимо, конечно же, упомянуть Такума Такасаки), редкая возможность для зрителя узнать в герое художественного фильма себя, а в его жизни – свою собственную цикличную повседневность, в которой нужно жить здесь и сейчас, радоваться каждому дню, каждому моменту в работе и отдыхе и находить позитив в простых мелочах, потому что завтра этого может уже не быть. А в целом – это всё то, из-за чего японский вояж немецкого постановщика можно смело назвать суперуспешным и положить его фильм на особую полку с табличкой «ИЗБРАННОЕ», что и сделали многие кинолюбители, достаточно только посмотреть их рейтинги на различных тематических ресурсах: от Rotten Tometoes до нашего Кинориума.
______________________________
Настоящая статья продублирована в блоге автора на сайте Кинориум.ру