Эта статья планировалась как третья часть статьи "Фэнтези - ложь, да в ней намёк, или выбираем киносказки" (начало смотрите отсюда, предыдущая часть - здесь), а в итоге получился объемный обзор с рекомендациями.
Оказывается попытки классификации и систематизации сказок вплоть до сегодняшних времён предпринимались неоднократно, но ни один из опытов не признан успешным, за исключением «Указателя сказочных типов» (его также называют «Указателем сказочных сюжетов»), составленного более века назад финским фольклористом А. Аарне.
Аарне в основу своей классификации сказочных сюжетов положил принцип разделения текстов по жанровым разновидностям. Учёный выделил в группы сказки о животных, а также сказки с жанрами в числе которых есть волшебные и легендарные сказки. Классификация претерпела изменения и сегодня известна под другим названием, но это уже не важно.
О сказках про животных или сказках, где звери и животные, в общем особи животного мира, являются основными персонажами и будет этот текст.
Почти с самого рождения кинематографа животные как самостоятельные персонажи произведений определили ещё один поджанр - анималистический. В принципе это сказки, в которых звери наделены человеческими качествами и в их поведении, поступках и взаимоотношении авторами аллегорически изображаются человеческие достоинства и недостатки. Таких историй в кинематографе и анимации-мультипликации представлено очень много, например, советский полнометражный фильм "Маугли" (1973), снятый по одноименному произведению английского писателя Редьярда Киплинга.
История о мальчике, воспитанном волчьей стаей. Он стал своим в джунглях, победил врага — тигра Шерхана, совершил ещё многие подвиги и, в конце концов, ушел к людям.
Литературной основой для всех фильмов о Маугли стала «Книга джунглей» (англ. The Jungle Book) — сборник рассказов английского писателя Редьярда Киплинга. Большинство героев этих произведений — животные, а главный персонаж — ребёнок Маугли, воспитанный волками в джунглях Индии.
Альтернативный вариант советскому фильму - высокотехнологичная кинолента 2018 года режиссёра Энди Серкиса "Маугли". Всё бы ничего, да вот только компьютерные звери местами выглядят, на мой взгляд, не очень удачно. Но, опять же это кому как нравится.
История о взрослении ребёнка по имени Маугли в волчьей стае в джунглях Индии. Он учится суровым законам джунглей под опекой медведя Балу и пантеры Багиры и принимает обитателей диких джунглей за своих. Всех, кроме одного: страшного тигра Шерхана. Но вскоре мальчику предстоит узнать, что в джунглях его могут поджидать куда большие опасности, чем тигр, и одна из них - его собственное человеческое происхождение, с которым ему придётся столкнуться лицом к лицу, словно с зубастым хищником.
В отечественной и зарубежной мультипликации звери, да и вообще животные - частые герои экранизации народных сказок, а также известных сказок Шарля Перро, братьев Гримм, Бажова, Бианки и других. Но некоторые кино и тв-студии давно шагнули вперёд и звери (нарисованные представители фауны) в них - звёзды почти на уровне актёров-людей. Может быть стоить сделать о таком анимационном кино отдельный обзор🤔, ведь среди них есть очень замечательные ленты.
А еще ведь есть фильмы в которых зверей и животных изображают актеры-люди. Вспоминается например такой советский детский телевизионный фильм 1984 года "Рыжий, честный, влюбленный" про лисью семью, в которой лисёнок подружился с цыпленком. Лента снята по оригинальному сценарию на основе книги шведского писателя Яна Улофа Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.» и сегодня вполне смотрибельна для детей, потому что учит хорошему. Ну и как-ту не упомянуть советско-французско-румынский мюзикл 1976 года (о них чуть подробнее ниже) "Мама" по сказке братьев Гримм "Волк и семеро козлят" (козлят здесь не глагол 😁, и козлят по сюжету фильма всего пять)
Из анималистических зарубежных сказок рекомендую (потому что очень нравится) для просмотра с детьми и без замечательный японский анимационный фильм 2016 года "Жил-был кот" (в англ. варианте название Rudolf The Black Cat).
Это история маленького чёрного котёнка с гордым именем Рудольф, жившего счастливо и спокойно ровно до тех пор, пока по роковой случайности он не оказался в неизвестном большом городе. Здесь герою придётся выживать без ласки и заботы хозяев, а ведь раньше он был твёрдо убежден, что всегда будет в полной безопасности.
Блуждая по улицам незнакомого города, Рудо встречает взрослого полосатого кота, нагоняющего ужас на всю округу. Он становится для малыша наставником, учит жизни на улице и помогает обрести новых друзей.
Это очень добрый фильм, который способен вызвать сильные эмоции после просмотра.
А еще из анималистических киносказок выделяются качеством приключенческие ленты и сериалы:
"Стюарт Литтл" (1999, Stuart Little) и сиквелы этой ленты - про мышонка Стюарт, который одет в модный костюмчик и умеет разговаривать с людьми. Фильм рассказывает об опасных приключениях мышонка, за которым устроили охоту окрестные коты;
Диснеевские истории в том числе: "Чип и Дейл спешат на помощь", "Чудеса на виражах", "Утиные истории";
"Смывайся" (2006, Flushed Away) - приключенческая история о домашней крысе, поневоле попавшей из домашних шикарных апартаментов в подземные трущобы;
"Принцесса и лягушка" (2009, The Princess and the Frog) - романтическая история с участием лягушек, магии Вуду и поющего аллигатора.
Среди анималистических сказок нередко встречаются музыкальные - то бишь мюзиклы. К ним относятся и названные выше "Принцесса и лягушка" и "Рыжий, честный, влюбленный" и, как я заметил, "Мама". А ещё в этом ряду знаменитые отечественные мультфильмы "Пёс в сапогах"(1981), "Голубой щенок"(1976), прославленные голливудские ленты "Леди и бродяга"(1955, Lady and the Tramp), "Все псы попадают в рай" (1989, All Dogs Go to Heaven), "Коты-аристократы" (1970, The AristoCats) и т.д.
Между прочим музыкальных анимационных лент оказывается снято уже настолько много, что можно составлять рейтинговые списки и делать обзоры-рекомендации🥱.
И конечно, на мой взгляд, среди обычных музыкальных фильмов или мюзиклов органично вписывается любая музыкальная сказка. Но если такая сказка - нетленка, она стоит особняком отдельно и от сказок и от музыкальных фильмов.
Для меня непревзойденными шедеврами останутся навсегда несколько таких отечественных музыкальных киноисторий, как например телефильм 1975 года "Приключения Буратино". Кстати, в свое время именно в результате совместного творчества режиссёра Леонида Нечаева и композитора Алексея Рыбникова появилась музыкальная сказка "Про Красную Шапочку", в которой снялись многие актеры из лента про Буратино.
На дурака не нужен нож: ему немного подпоешь - и делай с ним, что хошь! Деревянный человечек, которого Папа Карло выстругал из полена, получился веселым, дерзким, шумным и доверчивым. Лиса Алиса и Кот Базилио завели его в Страну Дураков, но мудрая Черепаха Тортила помогла Буратино найти Золотой Ключик, потому что он был ужасно обаятельным.
На самом деле трудно сказать - какая отечественная музыкальная сказка лучшая или самая любимая для меня лично. На этот вопрос ответ не найти. Могу только заверить, что названные музыкальные сказки будут на пользу не только сегодняшним детям, но и взрослым, которым песни из сказочных фильмов всегда поднимут настроение не только в караоке-барах или в бытовых застольях, но и в семейных путешествиях и турпоездках.
К сожалению не могу такого сказать о современных ремейках советских музыкальных сказок. И дело тут вовсе не в режиссёрах и сценаристах наверное, а больше в композиторах. Таких талантливых авторов как Рыбников, Артемьев, Гладков сегодня не найти. Может быть я ошибаюсь?
Сравните анимационные музыкальные ленты "Бременские музыканты" (1969) с, допустим, одноименным кинофильмом 2023 года. Вернее оцените музыкальные композиции из них.
Ну а что касается заокеанских музыкальных лент больше всего меня впечатлил, если считать его сказкой, анимационный мюзикл 2016 года "Зверопой".
Авторам ленты удалось не только сюжетно увлекательно рассказать историю об одаренных музыкальных созданиях - здесь это животные, но и взбодрить фееричным саундтреком из современных и не очень композиций. Хотя этот фильм ориентирован больше на взрослую аудиторию, но разве это всё равно не остаётся музыкальной сказкой?
А как считаете вы? Пишите в комментариях.