Во время недавнего интервью для ресурса The Mistress Carrie легендарный бас-гитарист Билли Шиэн (Billy Sheehan), наиболее известный по работе с Mr. Big и The Winery Dogs, добрым словом помянул басовые партии Пола Маккартни (Paul McCartney).
«Почти всё, что он делал, было просто блестящим», - сказал Шиэн. – «Но некоторые люди этого не понимают. Думаю, если мне дать достаточно времени, я смогу помочь им это понять. Мне в моей жизни везло: я всегда встречал кого-то, кто объяснял мне музыкальное произведение, и я потом слушал его и думал: "О, вот теперь я понимаю всё по-другому!". Мой приятель как-то усадил меня рядом: "Смотри, это Стравинский, пьеса называется "Весна священная", и это круто. Произведение вызвало столько споров, что на улицах Парижа начались беспорядки, когда оно впервые прозвучало”. И я в ответ: "Вау!". А потом подумал про себя: "Да, теперь я понимаю". А если бы я просто услышал эту вещь, без комментария друга, я бы подумал: "Ну и что? Обычная классическая музыка, которая мне не нравится". Так что иногда приходится объяснять. И я был бы рад объяснить любому, почему Маккартни просто величайший музыкант — и он на самом деле такой».
Далее Шиэн продолжил: «Да, бас-гитарист Джеймс Джеймерсон (James Jamerson), конечно, тоже велик. Всё, что есть у The Temptations или на записях Motown Records, где он играл, это потрясающе. Его бас-гитара была повсюду, во всех популярных треках лейбла».
«Но вернёмся к Маккартни: у него бас тоже звучит насыщенно, но его партии – это особый случай», - продолжил Шиэн. – «Они настолько музыкальны и так хорошо вплетены в то, что происходит со всеми остальными компонентами песни, что это просто потрясающе… Не знаю, рассказывал ли я эту историю публично, но мой друг работал с бас-гитаристом AC/DC Клиффом Уильямсом (Cliff Williams) - я не решаюсь назвать имя друга, поскольку не знаю, вправе ли я это делать. Так вот, мой приятель приехал как-то к Клиффу по делам - он решил избавиться от старого оборудования. Я не знаю никого из AC/DC, но я большой их поклонник, люблю их буквально каждой клеточкой своего сердца... И вот мой приятель возвращается в Нэшвилл, где я живу, и звонит мне: "Билл, ты дома?". Я отвечаю: "Да". Он спрашивает: "Как ты? Хочу к тебе заехать”. Я ему: "Конечно, жду тебя”. Он приходит и вносит в комнату гитарный кейс. Я спрашиваю: "Что это?". Он: "Ты открой". Открываю - это Höfner Bass, в виде скрипки, 1973 года выпуска. Приятель говорит: "Клифф хотел, чтобы она была у тебя". У меня даже слёзы выступили на глазах. Просто потрясающе! Очевидно, Клифф знал, что я большой поклонник Beatles, но я даже не подозревал, что он знает, кто я такой. Для меня получить подарок от него было вдвойне приятно, и эту гитару я бережно храню, как одно из самых ценных сокровищ в моей жизни. Кстати говоря, он классный басист, просто замечательный. Звучание AC/DC в целом, его игра на бас-гитаре – это просто супер. Вы знаете, у меня и сейчас на глазах слезы».
На вопрос «как вы поблагодарили Клиффа», Билли ответил: «Мой друг дал мне его номер, и я набрал ему сказать спасибо лично. Он замечательный парень и невероятный музыкант; ничего из себя не изображающий, совершенно нормально общающийся. Его подарок пробудил у меня вот какое желание – музыканты меня поймут! - в свой следующий день рождения сесть с этим басом, выпить любимого вина, поставить на проигрыватель "Sgt.Pepper” и сыграть весь альбом вместе с Beatles – причём, именно на этом “битловском” басу. Вот это будет здорово!».
В другом интервью – на сей раз журналу Bass Musician Magazine, - Шиэна спросили, как он относится к работе с так называемыми «супер-гитаристами».
«Мне нравится работать с ними», - ответил Шиэн, – «но я играю только то, что они хотят услышать. В прошлом, когда я играл со Стивом Ваем (Steve Vai), мой подход был таков: "Главное - знать, чего хочет Стив!". В некотором смысле, его постоянная креативность снимает с меня нагрузку. Я стараюсь играть крайне аккуратно и точно, и это делает его счастливым. Не хочу, чтобы он даже думал о бас-гитаре, когда занят своими гитарными “делами”. Он полностью свободен, и в тот момент я лишь создаю для него прочную основу: представьте себе фундамент из 50 сантиметров железобетона! С Полом Гилбертом (Paul Gilbert) в Mr. Big я всегда следил за тем, чтобы под его сольными партиями были “крупные ноты”, чтобы я не мешал ему. Я, как и публика, тоже с удовольствием слушаю его игру».
«Хочу напомнить всем: бас-гитара является прежде всего вспомогательным инструментом», - продолжил мысль Шиэн. – «Думаю, с этим согласится почти каждый. У баса есть свои особенности; иногда он действительно вплетен в импровизацию, но чаще является лишь основой для неё. Проблема, с которой я сталкиваюсь с некоторыми гитаристами, заключается в том, что если я двигаюсь по гармониям, они сбиваются с толку, потому что не улавливают эти изменения. Например, если я играю в тональности “ми минор”, но делаю какое-то движение в другую тональность, они полностью теряются. Я говорю им, чтобы они не волновались, мы по-прежнему играем в той же тональности, в “ми”... Смотрите, если вы слушаете Баха, то его партии левой руки влияют на то, что звучит в правой. Движущиеся низкие ноты создают интригующий контрапункт, который становится важным компонентом музыки… В зависимости от конкретного гитариста, я решаю вопрос о таком гармоническом движении. Но в разумных пределах, конечно же. Таким образом я даю им возможность “сходить” туда, где они ещё не были. Иначе это превращается в рутину, в каждодневное хождение на работу. Но я инстинктивно “ухожу с дороги”, когда это нужно. Я слежу за барабанщиком и присоединюсь к нему, когда приходит время. Таким образом создаётся правильный взаимообмен — а это основа импровизации. Опять же, вспомните Баха с его левой и правой руками. Вы берете одну ноту, затем другую, и что-то меняется. Это и есть гармония. Это, в некотором роде, создает третий тон. Когда ты можешь делать это как басист, это приводит к большей гармонической сложности в хорошем смысле этого слова. Это не значит, что Клифф Уильямс из AC/DC не гений. Он играет на прекрасной открытой струне “ми”, в то время как Ангус (Angus Young) делает свое дело, и это великолепно. То же самое и с Иэном Хиллом (Ian Hill) из Judas Priest - он сплачивает всю группу».
Билли Шиэн, помимо упомянутых в начале статьи групп, работал со Стивом Ваем, Дэвидом Ли Ротом (David Lee Roth), Talas, Niacin и Sons Of Apollo.
Уже 40 лет Шиэн является артистом гитарного бренда Yamaha. Все эти годы он успешно экспериментировал со звуком баса, компонуя различные звукосниматели и меняя конфигурацию инструмента. В результате была «нарулена» фирменная "шиэновская signature-серия" Yamaha Attitude Bass.
Характерный голубой цвет этих инструментов носит название “Sonic Blue”.