Найти в Дзене
Православная Жизнь

Венчание – что нужно знать для совершения таинства

Первое чудо Господа Иисуса Христа, как и умножение хлебов и рыб, связано не с устранением зла, а с преумножением блага. На свадьбе в Кане Галилейской по просьбе Богоматери Он превратил воду в большое количество хорошего вина, потому что семьи жениха и невесты были бедны. До чуда на торжестве тогда оставалось недостаточное для гостей количество недорогого вина.

Присутствие Господа на свадьбе и Его чудесный подарок в виде вина указывает на благословение Богом супружества.

В другом месте Спаситель изрекает:

«Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их <...> И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Как сообщество учеников и последователей Христа, Церковь со временем оформила благословение брака верующих мужчины и женщины в мистическое таинство Венчания.

Венчание – не просто красивый обряд и народная традиция, а Церковь – не контора по оказанию праздничных услуг, поэтому, чтобы священник свершил над брачующимися таинство, жених и невеста должны быть крещеными людьми, участвующими в церковной жизни.

Чтобы таинство не свершилось над кем попало и не произошло кощунство, пастыри проводят с желающими венчаться предварительную беседу. Если священник видит их в первый раз, он выясняет, ходят ли жених и невеста в другой храм; проверяет, действительно ли их вера является неповрежденным православием, действительно ли самое главное в их жизни – следование за Христом. Также священник спросит, существуют ли в жизни желающих вступить в церковный брак обстоятельства, являющиеся каноническими препятствиями.

Цель христианского брака – не улучшение жизни в земном понимании, а соединение любящих людей, не способных жить друг без друга, а также духовное делание по умножению этой любви. Любовь умножается и в деторождении – воспитании новых христиан. При этом даже бездетная семья считается в христианстве полноценной – некоторые счастливы в бесплодии, но никто из состоящих в браке не счастлив без любви.

-2

Люди рассказывают, что после таинства они действительно чувствуют некое сплочение, превращение отдельных душ жениха и невесты в одну. Некоторых венчающихся по окончании таинства Божья благодать так сильно поражает и умиляет, что они плачут радостными слезами, и, порой, даже навзрыд.

В наши дни Церковь преимущественно венчает крещеных людей, состоящих в государственном браке, заключенном в органах ЗАГС. Если священник хорошо знает жениха и невесту, он может повенчать их и без свидетельства о браке – тайна Церкви выше временных человеческих установлений и влечет за собой вечные последствия.

Перед венчанием жених и невеста должны приобрести: обручальные кольца; иконы Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы, на которые они будут молиться дома; венчальные свечи; белый плат, который постелят под ноги венчающихся. Одеться нужно, как минимум, опрятно и не в противоречие внешнему церковному благочестию.

Вместо венцов, которые есть в храме на случаи венчаний, можно купить свои цветочные венцы.

Вернемся к каноническим препятствиям для заключения церковного брака.

Если брачный союз одного из желающих венчаться имеет порядковый номер дальше третьего, священник откажет в таинстве.

Если вина разрушения предыдущего брака одного из брачующихся лежит на нем, венчание возможно лишь после его покаяния.

Православного христианина (христианку) венчают с католичкой (католиком) или протестанткой (протестантом) только по благословению правящего архиерея.

Не венчают родственников вплоть до четвертой степени родства – двоюродных брата и сестру.

Вот что происходит на таинстве Венчания.

Сначала жених и невеста стоят у входа в храм. Венчальные свечи горят у них в руках. Священник благословляет их и свершает обряд обручения кольцами.

-3

Затем священник ведет брачующихся и свидетелей в центр храма.

После этого иерей молится по Требнику и читает отрывок из Евангелия.

Далее священник надевает на головы молодоженов венцы, символизирующие царственность христианского брака, ответственность молодоженов и готовность терпеть спасительные скорби в несении немощей друг друга.

Затем священник дает жениху и невесте испить вина из одной чаши, что символизирует общность их судеб. Первым пьет жених, а после него – невеста.

Потом иерей ведет жениха и невесту вокруг аналоя с Распятием и Евангелием, что символизирует вечность их союза и взаимной любви.

В завершении таинства священник снимает с молодоженов венцы и благословляет их долгую и плодотворную семейную жизнь.

-4

Церковь не венчает желающих вступить в церковный брак в некоторые дни. Это вторник, четверг, суббота, дни многодневных постов, дни Сырной недели (Масленицы), на Светлой неделе, на Святках (дни между Рождеством Христовым и Богоявлением), накануне больших церковных праздников, накануне престольного праздника того храма, в котором хотят повенчаться.