Найти в Дзене
Fon Kraft

В 2025 году в России появится новый ГАЗ-66 | Купят его не все

Оглавление

Ну, потому что опять начнётся: "Столько деняк за отечественное авто", "Он должен стоить 17 копеек в ценах 1913-го года", "В Европах на таком не ездят" и так далее, и тому подобное. Те же, кто отважится купить это детище отечественной промышленности, уверен, будут отмечать отличное качество деталей, тщательную подгонку и сопряжение панелей, хотя и отметят несоответствие прототипам. А вот так это или нет - сейчас разберёмся!

Итак, ГАЗ-66. В уходящем году он смог бы отметить 60-летний юбилей, если бы не был снят с производства в 1999-ом году. Тем не менее, этот вездеход время от времени встречается мне в различных локациях нашей Необъятной.

Если изучить историю линейки грузовых вездеходов от Горьковского автозавода, то окажется, что "дедушка" ГАЗ-66 - тот самый первый "проходимец" СССР с колёсной формулой 6х6: ГАЗ-ААА. Который затем эволюционировал до ГАЗ-63, отбросив третий мост и получивший колёсную формулу 4х4. Ну, а затем уже появился и ГАЗ-66.

Предшественники ГАЗ-66: 1958-1963 годов

Кто там и что там ругает румынский Логан первого поколения за дизайн в стиле кубизма? Первое поколение "Шишиги" - вот, где был настоящий кубизм! Грузовая платформа от ГАЗ-51А с высокими деревянными бортами; кабина, практически параллелепипед с остеклением, чуть ли, не вкруг.

ГАЗ-66, опытный образец 1958-1963 гг. на испытательных пробегах
ГАЗ-66, опытный образец 1958-1963 гг. на испытательных пробегах

Не знаю, что плохого в уничижительном прозвище "аквариум", который современные водители навешивают на автомобили без тонировки стёкол? Как по мне, "аквариум" означает отличную обзорность. Вот это я ценю.

Что же до первого прототипа ГАЗ-66, то остекление кабины состояло, большей частью, из плоских стёкол, за исключением боковых секций лобовой части: они были гнутыми панорамными в стиле ГАЗ-53.

Так вот, характерными особенностями ГАЗ-66 того времени являлись: почти вертикальное лобовое остекление, восемь вертикальных воздухозаборников фальшрадиаторной решётки (по тогдашней автомобильной моде, такой дизайн назывался "Китовый ус"), четыре горизонтальных вентиляционных окна над самой фальшрадиаторной решёткой, круглый фары головного света с хромированными ободками, и прозрачные подфарники (или НАДфарники?) бело-лунного свечения, выполненные в виде линзы Френеля. Обязательно наличие фары-искателя (или как её прозвали лампа-фара) и маленького круглого зеркала заднего вида. Ну, а зачем оно большое? Транспортная нагрузка была небольшой в те времена, и зеркала изготавливались из разряда "Необходимо и достаточно".

Первое поколение ГАЗ-66: 1963-1968 годов

После проведения ходовых испытаний и анализа отказов, в серию пошла модернизированная версия: количество щелей воздухозаборников и вентиляции моторного отсека осталось таким же: восемь вертикальных и четыре горизонтальных. Головная оптика подрастеряла блеск хрома, но обзавелась чёрными глянцевыми ободками. Габаритные огни остались теми же самыми: линза Френеля в бесцветном исполнении. Несколько уменьшился угол наклона лобового остекления, а сами стёкла приобрели плоские боковые сегменты, вместо панорамных. Всё-таки, заказчиком и основным потребителем грузовика было Министерство Обороны СССР, и ему гнутые стёкла очень бы в душу не пинались, усложняя хранение на складах: плоские стёкла удобнее хранить и перевозить аккуратными стопками, не боясь раздавить гнутые поверхности.

Первое поколение ГАЗ-66: 1963-1968 годов - ГАЗ-66АЭ: штатно установленная лебёдка и экранированное электрооборудование отличали эту версию от других ГАЗ-66.
Первое поколение ГАЗ-66: 1963-1968 годов - ГАЗ-66АЭ: штатно установленная лебёдка и экранированное электрооборудование отличали эту версию от других ГАЗ-66.

Передний мост получил специальные многофункциональные "нахлобучки" на цапфах колёс: на них удобнее было наступать при посадке/высадке из кабины, а профиль катушки позволял использовать дополнительную тягу на бездорожье - достаточно было накинуть и закрепить верёвки или тонкий трос на цапфах колёс и закинуть концы на подходящий пень или дерево. При включении первой передачи в КПП получалась этакая "Система самовытаскивания", которая на холмистой местности становилась "Системой самозатаскивания".

Грузовая платформа получила низкий профиль и более низкую посадку на раме машины. Для увеличения высоты бортов использовались деревянные надставки и металлические дуги, поверх которых можно было натянуть брезентовый тент-полог с шестью окнами: по три с каждого борта.

Первое поколение ГАЗ-66: 1963-1968 годов
Первое поколение ГАЗ-66: 1963-1968 годов

Про боковые вертикальные стёкла кабины ходит множество легенд от авторитетных автоблогеров. Запомнилась одна из них, мол, поскольку грузовик был военный, то можно было откинуть боковые эти самые окна, и, просунув ствол автомата, вести огонь, как из амбразуры.

Ну, безусловно, есть аналогия с курсовым пулемётом танка Т-62, хотя, там если в лобешник и прилетит ответка, то её встретит 500 мм стальной брони. Здесь же: 4 мм закалённого стекла, за которым стрелок сидит, как шиш на табуретке, открытый всем любопытным.

На самом деле всё куда прозаичнее: попробуйте соединить переднюю наклонную плоскую (!) поверхность с боковыми вертикальными плоскостями. И - да: гнутые профили заказчик не хочет. Ничего другого не останется, как только использовать плоские окна-вставки. А петли нужны были для организации дополнительной вентиляции кабины: сложно, знаете ли, сидеть на двигателе, который очень даже прилично греется во время работы.

Словом, вот и весь секрет узких стёкол в кабине ГАЗ-66.

Второе поколение ГАЗ-66: 1966-1984 годов

В 1966-ом году конструкторы автозавода сделали, как сейчас бы сказали, фейслифтинг: с передней панели кузова исчезли четыре горизонтальных окна-прорези, а количество вертикальных щелей-воздухозаборников увеличилось до 9 (у первого поколения их было 8). При этом длина щелей увеличилась, а ширина перемычки уменьшилась, увеличив живое сечение фальшрадиаторной решётки.

ГАЗ-66А в армейском варианте. Фото Денис Голенко, город Старый Оскол (Белгородская область): https://www.drive2.ru/users/dden31/
ГАЗ-66А в армейском варианте. Фото Денис Голенко, город Старый Оскол (Белгородская область): https://www.drive2.ru/users/dden31/

Именно на машинах второго поколения массово устанавливается централизованная система регулирования давления воздуха в шинах. Эта "опция" позволяла менять давление в колёсах не покидая кабины и даже на ходу. При этом водителю даже не надо было вспоминать: какое давление на каких грунтах следовало устанавливать? Всё было оформлено конструкторами авто на манометре:

Манометр централизованной системы регулировки давления в шинах ГАЗ-66.
Манометр централизованной системы регулировки давления в шинах ГАЗ-66.

В таком виде легендарная "Шишига" выпускалась все последующие 18 лет. Для народного хозяйства выпускались ГАЗ-66-01 без передней лебёдки, и ГАЗ-66-02 с передней лебёдкой с усилием в 3,5 тонны.

В 1967-ом году в промышленности СССР появился Знак Качества. Право на использование этого знака предоставляла Государственная аттестационная комиссия предприятиям на срок от двух до трёх лет на основании результатов аттестации качества выпускаемой продукции. А уже в 1969-ом году этого Знака удостоилась продукция Горьковского автозавода, а именно - наш "знакомый" ГАЗ-66. Наличие подобного знака повышало престиж предприятия, ну, и интерес потребителя. Кроме того, "Знак Качества" позволял увеличить отпускную цену на данную продукцию на 10%.

Третье поколение ГАЗ-66: 1985-1999 годы выпуска

К 1985-ому году "Шишига" подошла с ворохом вопросов, пожеланий и претензий со стороны и армии, и народного хозяйства. Из пожеланий - увеличили мощность двигателя. А внешне: на кабине убрали габаритные огни в виде линзы и установили двухсекционные надфарники увеличенного размера. А на боковых панелях появились оранжевые повторители указателей поворота (в предыдущих версиях ГАЗ-66 их вообще не было). На крыше появились три оранжевых габаритных фонаря. Признаться, они меня до сих пор удивляют: согласно советским Правилам Дорожного движения, именно так обозначался автопоезд, но ГАЗ-66 в виде автопоезда мною не встречался ни разу.

Третье поколение ГАЗ-66: 1985-1999 годы выпуска
Третье поколение ГАЗ-66: 1985-1999 годы выпуска

Грузовая платформа потеряла свою сложную гнутую архитектуру и стала плоской с металлическими бортами и дощатым дном. Сохранились деревянные борта-надставки и металлические дуги для тента.

А вот в тенте количество окон увеличилось до 4 штук по каждому борту.

Третье поколение ГАЗ-66: 1985-1999 годы выпуска
Третье поколение ГАЗ-66: 1985-1999 годы выпуска

В целом же это оставался всё тот же грузовик, известный всем с 1964-го года.

До 1990 года на всех версиях устанавливали 115-сильный бензиновый двигатель V8 Заволжского моторного завода, оригинальную откидывавшуюся вперед цельнометаллическую кабину с подвесным спальным местом, гидроусилитель рулевого механизма, гипоидные главные передачи, межколёсные кулачковые дифференциалы повышенного трения и централизованную систему изменения давления воздуха в шинах. ГАЗ-66 отличался компактностью, лёгкостью управления, достаточной устойчивостью на шоссе и на бездорожье, а также самой высокой на тот момент проходимостью.

Какой будет ГАЗ-66 в 2025 году

До недавнего времени модель "Шишиги" в масштабе 1/35 можно было приобрести только от компании "Восточный экспресс". Думаю, что лучше всего об этом наборе вам расскажет канал "Деревенский моделист", а результат его работы над этой моделью можно увидеть вот в этой публикации:

Но, наконец-то, компания "Звезда" анонсировала трёхмерные компьютерные рендеры, по которым планирует изготовить набор в масштабе 1/35 для постройки легенды.

Теперь, когда вы тоже знаете, что ГАЗ-66 выпускался в трёх модификациях, можно рассмотреть подробности рендеров и определить, что компания "Звезда" планирует выпустить модель прототипа третьего поколения (1985-199 годы выпуска). Характерные особенности: двухсекционные надфарники, боковые повторители, плоский кузов и три оранжевых габаритных огня в ряд на крыше.

Как видно из рендеров, модель получит весьма богатую архитектуру в виде строповых крючьев на бортах автомобиля, запорных устройств бортов, дверных ручек, поручней. Да и кабина будет иметь весьма детализированную проработку. Учитывая масштаб 1/35, моделист получит готовую модель не менее 160 мм в длину. На мой взгляд - это весьма любопытный размер. И очень удобный в работе.

Вообще, опять же - по моему мнению - эта модель сможет служить наглядным пособием для студентов автодорожных колледжей: настолько детальная проработка узлов трансмиссии. Уверен, что в "тридцать пятом" масштабе "Звезда" выдаст максимально подробное членение. А моделисты опять будут пухнуть головами над вопросом: как не прерватить половину деталей в сусликов?

Суслик - на сленге моделистов: "деталь, работа над которой требует много времени и обладает большой реалистичностью, но после установки в модель, её будет не видно для зрителя.

Лебёдка в переднем бампере будет провоцировать нанести сколы на финальной окраске готовой модели, а высокий клиренс и открытость для обзора трансмиссии так и будут подмывать сделать "поезженную" модель. Как вы считаете?

Ну, а пока компания "Звезда" собирает отзывы, пожелания и замечания по рендерам будущей модели. Если у вас есть опыт работы и обслуживания "Шишиги" - можно написать комментарии под публикацией: предполагаю, что блог читают и сотрудники "Звезды", и ваши комментарии им будут интересны.

Ваш Fon Kraft, © 2024 год

Если понравилась статья - ставим "лайки" и проверяем подписку на канал: вдург её и не было никогда - тогда подписываемся.

PS. И да - я не забросил идеи помощи волонтёрам и нашим парням. Просто алгоритму платформы не нравятся эти темы, он их не продвигает и, как следствие, не платит гонорары. Вы, в свою очередь, всегда можете поддержать канал и наших парней по номеру карты:

Вот по этим реквизитам: 2202 2036 8642 2249 (Алексей Г.)

Сегодня мы собираем на тепло: свечи и автономные отопители. В комментариях пишите город, в котором вы живёте - я обязательно укажу это в письме, когда буду передавать парням вашу толику тепла. Пусть знают, что вся страна - вместе с ними.

Напомню, что помимо Дзена с его непредсказуемостью, у Fon Kraft'а есть ТГ-канал, из которого можно узнать анонсы новых публикаций, и, снедавних пор, даже промокоды и выгодные предложения для моих читателей. Присоединяйтесь: в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
В 2025 году в России появится новый ГАЗ-66 | Купят его не все
В 2025 году в России появится новый ГАЗ-66 | Купят его не все