Ну вот я и добрался до "юбилейного" 50-го квартала! Я бы не назвал его ни самым интересным, ни самым красивым в историческом центре Самары, зато во многих отношениях его можно назвать самым типичным для нашего города: здесь и шокирующие контрасты, когда рядом с вылизанной и украшенной перед Новым годом Ленинградкой скрывается полнейшая разруха, а через стенку от модной кофейни живут маргиналы, и отмечаемая многими пестрота застройки - по периметру квартала стоят здания трёх разных столетий, построенные при трёх совершенно различных общественных и политических системах...
Но всё-таки больше всего в квартале №50 именно исторических зданий возрастом 100-150 лет, по количеству которых на единицу площади старая Самара обгоняет большинство других городов-миллионников России. Всё это я обязательно покажу, но сначала, как обычно, обозначу расположение квартала №50 на карте современной Самары. С четырёх сторон его ограничивают улицы Ленинградская, Чапаевская, Некрасовская и Молодогвардейская:
Начну обзор с самого большого и, возможно, самого красивого дореволюционного здания в квартале, стоящего на углу улиц Ленинградской и Чапаевской:
Более яркие весенние фото с деталями лепнины:
Это бывший доходный дом, принадлежавший Александре Юриной и Софье Ященко, супругам известных самарских юристов. Он был построен в 1913 году по проекту известного архитектора Филарета Засухина. Практически сразу после возведения в нём открылась частная женская гимназия В.А. Арсеньевой:
Подробных сведений об Арсеньевой я не нашёл, только несколько фотографий в этом посте и упоминание на сайте Кинель-Черкасской газеты "Трудовая жизнь":
1909 год
В Кинель-Черкасской слободе находилось частное женское четырехклассное учебное заведение 2 разряда. Содержательница – Валентина Андреевна Арсеньева-Зубкова.
Памятная книжка Самарской губернии на 1909 год. Самара, 1909, с.42.
Интересно, сохранилось ли сейчас в селе что-то от этого училища? При случае нужно будет расспросить об этом местных. Ну а пока вернусь из Кинель-Черкасс в Самару и продолжу рассказ о бывшем доходном доме Юриной-Ященко.
В советское время здание избежало участи многих самарских доходных домов и не было отдано под коммуналки, а стало административным. Чего тут только не было: от комендатуры ОГПУ до средней школы №74. С началом Великой Отечественной войны здание отдали под нужды медиков, а позднее доходный дом Юриной-Ященко перешёл в ведение медицинского университета (источник).
До постройки этого "тучереза" угол улиц Панской и Николаевской занимало здание куда более скромное, зато связанное с одной из известнейших самарских фамилий - в 1840 году здесь был построен деревянный дом Николая Шихобалова, ставшего впоследствии главой богатейшего купеческого клана:
В тени нынешнего медицинского университета прячется небольшой, но симпатичный домик мещан Бабердиных (Чапаевская, 91):
Бабердины владели этим участком ещё до 1830 года, а первые принадлежащие им строения - естественно, деревянные - были отмечены в окладных книгах за 1835 год! С тех пор застройка участка неоднократно изменялась, пока в 1894 году Маркел Бабердин не получил разрешение на надстройку вторым этажом стоявшей здесь каменной лавки - так и появился нынешний особнячок в псевдорусском кирпичном стиле. Интересно, что Бабердины продолжали жить в своём доме и после Революции, причём их даже не "уплотняли", как других домовладельцев!
Историю семьи Бабердиных и принадлежавшего им дома разыскала Марина Ким:
Так как здание находится буквально в нескольких шагах от Ленинградки, его первый этаж с 1990-х годов (если не раньше) стал лакомым кусочком для самых разных коммерсантов. Даже на моей памяти (а я активно гуляю по старой Самаре лишь последние 12 лет или чуть больше) здесь сменилось множество арендаторов: продуктовый магазин "Самарский Арбат", пиццерия "Milan Pizza", вегетарианское кафе "Жива", какой-то салон цветов, закусочная Hot Dogger", кофейня "Mavericks Coffee" с классным интерьером, где работали весёлые братья-близнецы (сегодня они держат собственную кофейню Twinz в 64 квартале). Затем долгое время точка пустовала, пока её не заняла очередная кофейня, название которой я не успел запомнить, ей на смену пришёл магазин кроссовок "Жесть", и, наконец, 15 января 2024 года здесь открылась кофейня Samara power drinks, с чьим основателем и управляющим Романом я немного пообщался в ходе подготовки материала:
Роман, почему ты решил открыть новое заведение именно в старом городе, вдали от основной точки Samara power (которая расположена на улице Потапова и занимается ремонтом и обслуживанием велосипедов)?
Хотелось прикоснуться к истории города и оказаться в одном из домов дореволюционной России.
Какие есть особенности ведения дел в таком историческом месте?
Есть как плюсы, такие как уникальность архитектуры и большой туристический трафик, так и минусы, проявляющиеся в проблемах с коммуникациями: постоянные отключения электричества, прорывы труб в нашем и прилегающих кварталах могут но целый день парализовать работу.
Не возникало ли проблем с соседями?
Соседи по дому, да и в целом по кварталу, люди специфичные, но с большинством мы нашли общий язык, и каждый раз, прогуливаясь по кварталу, здороваешься со всеми и знаешь кто, куда и зачем идёт.
Какое лично твоё отношение к старому городу и конкретно тому месту, где находится Samara power drinks?
Я очень люблю старый город с его уникальной архитектурой и историей. Надеюсь, что будут продолжены проекты по реставрации, и мы вновь увидим Самару во всём её величии!
Заглянул я и во двор бывшего дома Бабердиных - он у него общий с соседний домом №93. Правда снять успел немногое - вмешались те самые "специфичные" соседи:
Практически сразу из окна второго этажа деревянного дома раздались крики живущей там женщины с угрозами спустить на меня собаку. Я не стал углубляться дальше во двор, а, сделав последний кадр, пошёл к выходу, о чём и сообщил никак не желавшей успокоиться местной жительнице. Но почему-то её это раззадорило ещё больше, и она-таки решила претворить свою угрозу в жизнь и, спустившись вниз, выпустила во двор довольно крупную собаку. К счастью, та оказалась гораздо адекватнее своей хозяйки и, немного покружившись перед дверью и помахав мне хвостом, юркнула обратно в тепло. Я же не стал испытывать судьбу дальше и покинул негостеприимную территорию.
Но раз уж в этот раз пройти вглубь двора у меня не получилось - покажу несколько его фотографий, снятых в 2021 году:
На последнем фото в галерее виден задний фасад бывшего дома Гребежева (Молодогвардейская, 78), расположенного на противоположной стороне квартала. А до июля 2021 года обзор в ту сторону закрывала ещё одна постройка, стоявшая на бывшем участке Бабердиных:
Чапаевская, 93-95 - деревянный дом на жилом каменном цоколе, под крышей видно круглое пятно, оставшееся от какой-то таблички, возможно - страховой доски. В 2021 году табличка была ещё на месте, но рассмотреть её в деталях на снимках с Яндекса или Гугла всё равно не получается.
Чапаевская, 97 - бывшая лавка, сегодня - нежилое строение:
А вот в домике с номером 99 ещё живут:
Перед домами 97 и 99 вдоль улицы установлены мусорные контейнеры:
На мой взгляд, подобные открытые площадки, вечно заваленные отходами, в которых роются собаки, а порой и люди - одна из проблем старой Самары, сильно снижающая привлекательность города в глазах туристов. В этот раз на площадке было относительно чисто (плюс снег спрятал часть старого мусора), но так бывает далеко не всегда. И подобное можно встретить повсеместно в центре города! Фотографии в галерее ниже сняты ещё в 2016 году, но с тех пор ситуация не сильно поменялась, разве что некоторые площадки огородили заборчиками:
Следующее здание по улице Чапаевской не сохранилось до наших дней, сейчас на его месте пустырь:
Когда-то здесь стоял двухэтажный дом - бывшие номера купца Телегина (т.е. небольшая гостиница). В советское время здесь действовала детская балетная студия Союза Всерабиса, затем патронат № 3 для слепых, в котором проживало около 70 человек. Уже тогда состояние здания было ужасное. Вот что писала газета "Коммуна" в марте 1922 года:
Дом находится в стадии разрушения, вторых оконных рам нет, многие первые - без стёкол, штукатурка местами грозит обвалом, паровое отопление испорчено и железные печи наполняют комнаты дымом, обои в комнатах оборваны и насыщены клопами. Нет недостатка и во вшах. - источник.
Однако с тех пор дом простоял ещё больше века! Снесли его в октябре 2022 года:
Но до сих пор о стоявшем здесь доме напоминает его "отпечаток" на стене соседнего здания - а прямо над ним расположен красочный мурал "Микс поколений", который создал турецкий художник Арес Бадсектор:
Сам дом №103 значится в реестре ОКН как усадьба Мироновых, 1902, 1911-1917 годы постройки. К какой именно части усадьбы относятся эти даты я точно не знаю, но дом, стоящий на первой линии, выглядит более новым, во дворе же - сплошная разруха:
Чапаевская, 105-107 - тоже ОКН, бывшая усадьба купца Т.Е. Миронова (не очень понятно, родственник ли он предыдущим Мироновым или просто однофамилец), включающая в себя полукаменный дом, каменный флигель, каменный дом во дворе и кирпичную арку ворот:
В глубине двора стоит также деревянный дом, а за ним - бывшие хозяйственные постройки, которые в советское время были приспособлены под жильё, но они, судя по описанию в реестре, к ОКН не относятся:
Также на одной из кирпичных стен в этом дворе можно увидеть бумажные наклейки с изображением разных окошек старого города - это "проба пера" самарского художника Андрея Сяйлева:
Потом он доработал свою идею и создал огромное панно из керамических плиток с изображениями таких же окон на стене дома №91 на улице Галактионовской (76-й квартал):
Чапаевская, 109 - приземистый одноэтажный дом, на половину зашитый сайдингом:
Та часть, которая осталась открыта, выглядит очень старой. Я не удивлюсь, если этот дом был построен ещё в первой половине XIX века, но, увы, никаких сведений про него нет. А вот стоящее во дворе трёхэтажное здание раньше числилось в реестре ОКН как жилой дом Штейнберга А.Е. 1910 года постройки, хотя оно больше похоже на типичный доходный дом.
Со двора дома №109 видно современное здание, стоящее в глубине квартала и имеющее номер 94а по улице Молодогвардейской:
Как мне рассказали, это чей-то частный (!) жилой дом. Боюсь даже представить, сколько стоит такой участок земли...
Чапаевская, 111 - полукаменный дом, до Революции относившийся к усадьбе Е.Г. Фроловой, который в 2014 году отделали в сильно упрощённом стиле "фахверк":
На усадьбе Фроловой стоял также и соседний двухэтажный каменный дом:
Чапаевская, 115 - бывшая лавка, судя по внешнему виду. Интересно, что вглубь двора эта небольшая на первый взгляд постройка тянется метров на 20!
На углу с улицей Некрасовской сегодня стоит 6-этажный жилой дом 1996 года постройки:
К сожалению, я не нашёл старых фотографий этого участка, но, судя по спутниковому снимку 1979 года, каких-либо крупных зданий здесь не было:
Возможно, стояли дома в один-два этажа, вроде следующего здания.
Некрасовская, 47 - жилой дом в усадьбе Пожидаева А.П., 1895-1902 годы постройки (согласно реестру ОКН, на карте 2Гис указан 1878 год, и стиль постройки больше соответствует этой дате):
Когда-то этот дом "украшала" (беру это слово в кавычки, потому что не всем по вкусу такое "украшение") одна из работ Клауса:
Кстати, А.П. Пожидаеву принадлежал также дом на улице Панской (ныне Ленинградской), расположенный в соседнем квартале №38 точно напротив этого здания!
Следующий дом по улице Некрасовской выглядит гораздо интереснее и богаче, но по какой-то непонятной мне причине не считается объектом культурного наследия...
К счастью, красивый особнячок заинтересовал не меня одного: Марина Ким как всегда дотошно раскопала всю историю усадебного места и выяснила, что этот двухэтажный дом в неорусском стиле был построен по проекту Александра Щербачёва (или, во всяком случае, его мастерской) для Арсения Юрина, выходца из села Чуфарово Карсунского уезда Симбирской губернии, ставшего крупным самарским домовладельцем:
В статье также содержится множество старых фотографий, как советского периода, так и относительно недавнего времени, среди которых я узнал и свой снимок:
И последний дом, который я хочу показать в этой статье - Некрасовская, 51:
По сведениям Марины Ким, до начала ХХ века этот участок (как и предыдущий) принадлежал семье мещан Марыкиных. Вероятно, небольшой полукаменный дом был построен ещё при них - это уже моё предположение, больно уж просто выглядит дом. Но 27 марта 1902 года владелицей участка стала крестьянка села Александровка Сызранского уезда Александра Петровна Мещерякова.
Писать про следующий дом по улице Некрасовской можно только в связке с домом №98 по Молодогвардейской, потому что это два крыла одного огромного здания, так что лучше я этот рассказ отложу для второй части обзора квартала №50. Возможно, чтобы закончить рассказ про этот квартал, мне понадобится и третья публикация, очень уж много интересной информации мне удалось узнать во время недавней поездки сюда, уместить всё это в один материал будет сложно. Но пока загадывать не буду, как получится - так получится.
Вторая часть обзора квартала №50: