Найти в Дзене
Navygaming Channel

Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №179

Уточняем и конкретизируем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (теперь за период перемирия и дележа германского флота), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. К июню 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям. В основе материала- справочник Шишова А. А.(1996 год), но в данном случае немецкие потери представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные, добавляем подробности, насколько возможно. Ждем от читателей дополнений в судьбу перечисленных боевых единиц, интересные детали, а при необходимости - исправления наших ошибок. И сейчас основное внимание событиям в Скапа-Флоу, где все кончилось окончательно. июнь 21 - Линейный корабль "Байерн" 26 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу. 21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Скапа Флоу, где был интернирован. 21 июня 1919 года
Уточняем и конкретизируем потери флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны (теперь за период перемирия и дележа германского флота), вспоминаем особенностей гибели (завершения службы) боевых единиц. К июню 1919 года большинство "погибших" боевых единиц -корабли, которые после подписания перемирия в войне были переданы странам победителям. В основе материала- справочник Шишова А. А.(1996 год), но в данном случае немецкие потери представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные, добавляем подробности, насколько возможно. Ждем от читателей дополнений в судьбу перечисленных боевых единиц, интересные детали, а при необходимости - исправления наших ошибок. И сейчас основное внимание событиям в Скапа-Флоу, где все кончилось окончательно.

1919 год

июнь

21 - Линейный корабль "Байерн" 26 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу.

Стоянка германского флота в Скапа-Флоу
Стоянка германского флота в Скапа-Флоу

21 ноября согласно условиям перемирия линкор совершил переход из Киля в Скапа Флоу, где был интернирован. 21 июня 1919 года затоплен экипажем.

Линкор "Байерн" уходит в Скапа-Флоу
Линкор "Байерн" уходит в Скапа-Флоу

В 1934 году при первой попытке подъема 18 июля всплывший на поверхность с глубины 40 м корабль через 30 минут снова погрузился в воду. Окончательно был поднят 1 сентября. В 1935 году был разделан на металл в Розайте.

Линейный корабль "Байерн"
Линейный корабль "Байерн"

21 - Линейный корабль "Баден" 14 декабря 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем. 21 июля 1919 года поднят и затем использован ВМФ Великобритании в качестве корабля-цели. 16 августа 1921 года потоплен во время практических стрельб в районе г.Портсмута.

Схема стоянки германского флота - № 1- "Баден", № 3- "Байерн"
Схема стоянки германского флота - № 1- "Баден", № 3- "Байерн"

7 января 1919 года согласно условиям перемирия по дополнительным требованиям союзников линкор вместо недостроенного линейного крейсере "Макензен" совершил переход из Киля в Скапа-Флоу, где был интернирован. 21 июня 1919 года экипаж совершил неудачную попытку затопить корабль в Скапа-Флоу. Англичане смогли вовремя принять меры и отбуксировать тонущий линкор на мелкое место, где он сел на грунт. В июле 1919 года поднятый и осушенный линкор был переведен на верфь в Портсмут, где прошел аварийный ремонт и подвергся тщательному изучению английскими специалистами.

Линкор "Баден" в Скапа-Флоу
Линкор "Баден" в Скапа-Флоу

В дальнейшем интенсивно использовался англичанами в качестве опытового корабля для испытаний артиллерийского и минно-торпедного орудия, определения эффективности немецкой системы надводной и подводной конструктивной защиты. Эксперименты, проведенные в 1921 году английским флотом на "Баден" свелись к обстрелу линкора из 381 -мм орудий мониторами "Террор" и "Эребус", которые выпустили по нему в общей сложности 31 снаряд различных типов.

Линкор «Баден» после подъема выглядел «лучше всех»
Линкор «Баден» после подъема выглядел «лучше всех»

Для сокращения расхода боеприпасов и достижения попадания точно в назначенные точки корабля, стрельба велась с дистанции 5-7 кбт, уменьшенными зарядами, подобранными таким образом, чтобы моделировать назначенные боевые дистанции.

Британский монитор "Террор" у Портсмута
Британский монитор "Террор" у Портсмута

Например, 381мм ББ снаряд при скорости 472 м/с (имитация дистанции 77,5 кбт), ударивший под углов 18,5 градусов к нормали в 350-мм лобовую плиту 380-мм башенной артиллерийской установки, пробил ее, но не разорвался. 350-мм броня боевой рубки хорошо выдержала попадание такого же ББ снаряда, попавшего под углом 30 градусов к нормали. Были и другие результаты.

Германский линкор "Баден" в британском Портсмуте
Германский линкор "Баден" в британском Портсмуте

На "Баден" также провели испытания прочности корабельных конструкций статическими подрывами авиабомб, уложенных на палубе полубака или площадках надстроек. Общее количество взорванных бомб равнялось пяти: одна 816-кг (1800-фунтовая), одна 240-кг (550-фунтовая) с тяжелым корпусом и три 236-кг (520-фунтовые) с легким корпусом. Лишь 240-кг бомба силой своего взрыва проломила 30-мм палубу полубака, 236-кг бомба, взорванная на 100-мм крыш четвертой 380-мм башни, не нанесла ей существенных повреждений.

Линкор "Баден" на полном ходу
Линкор "Баден" на полном ходу

По данным С.И.Титушкина - 16 августа 1921 года затоплен путем открытия ккингстонов в районе на юго-восток от Портсмута.

21 - Линейный корабль "Кайзер" 26 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем.

Схема стоянки германского флота - № 18- "Кайзер"
Схема стоянки германского флота - № 18- "Кайзер"

19 ноября 1919 года в составе кораблей Флота Открытого моря ("Передаваемое соединение") вышел в море, 21 ноября достигнув Розайта, позднее - Ферт-оф-Форта. Позднее был переведен непосредственно в Скапа-Флоу, где встал на якорь в бухте северо-западнее о.Кава. Утром 21 июня экипаж принял меры для затопления корабля - линкор накренился и затонул в 13.25 западнее о.Кава, на относительно мелком месте.

Линкор "Кайзер" в 1913 году
Линкор "Кайзер" в 1913 году

Линкор затонул на глубине 23,5 м и лежал на дне вверх килем с креном 8 градусов. Перед подъемом отсеки линкора герметизировали и прорезали палубы вокруг большой и тяжелой боевой рубки, которая вскоре отвалилась и осталась на дне. подъем "Кайзера" был начал 20 марта 1929 года и его подняли к вечеру того же дня.

Подъем линкора «Кайзер» - корпус уже на поверхности
Подъем линкора «Кайзер» - корпус уже на поверхности

23 марта "Кайзер" приготовили к буксировке в Лайннесс, а к середине июня - к переводу в Розайт. В 1930 году в Розайте линкор разобрали на металл.

21 - Линейный корабль "Фридрих дер Гроссе" 25 ноября 1918 года интернирован в главной ВМБ Великобритании Скапа-Флоу. 21 июня 1919 года затоплен экипажем.

Линейный корабль "Фридрих дер Гроссе"
Линейный корабль "Фридрих дер Гроссе"

19 ноября 1919 года вывел корабли Флота Открытого моря ("Передаваемое соединение") в море, 21 ноября достигнув Розайта, позднее - Ферт-оф-Форта. Позднее (25 ноября) был переведен непосредственно в Скапа-Флоу, где встал на якорь в бухте севернее о.Кава.

Рейд Скапа-Флоу с немецкими кораблями
Рейд Скапа-Флоу с немецкими кораблями

Утром 21 июня экипаж принял меры для затопления корабля."Фридрих дер Гроссе" одним из первых накренился и начал тонуть.. Вскоре флагман ФОМ лег на борт, линкор перевернулся вверх килем и в 12.16 затонул (первым).

Британцы подняли "Фридрих дер Гроссе" в 1936 году с помощью понтонов, причем вверх килем. Подъем был успешно осуществлен 29 апреля 1937 года. Затем линкор в "перевернутом положении" буксировали 230 миль по Северному морю до Розайта, где к концу 1937 года его разобрали на металл! По данным В.Б.Муженикова при разборке набралось 9200 т стального литья, листов и лома, 9447 т броневых плит с низким и высоким содержанием никеля, 270 т орудийной стали, 161 т меди, 70 т бронзы, 52 т свинца, 6 т цинка, 3 т баббита.

Корпус линкора «Фридрих дер Гроссе» в доке Розайта на разборке. 1937 год
Корпус линкора «Фридрих дер Гроссе» в доке Розайта на разборке. 1937 год

30 августа 1965 года англичане передали военно-морскому атташе ФРГ в Великобритании корабельный колокол "Фридриха дер Гроссе", хранящегося теперь в штаб-квартире командования ВМС ФРГ в Глюкбург-Меервик.

Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Мужеников В. Линейные корабли типов "Кайзер" и "Кениг". (1909-1918)./ В.Б.Мужеников - СПб.: Издатель Р.Р.Муниров, 2006. - 116 с.; Титушкин С. Линейные корабли типа "Байерн". последние дредноуты империи кайзера Вильгельма II/ С.И.Титушкин. - СПб.: БКМ, 2004. - 56 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kiegsschiffe. 1815- 1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine.; H.Bendert; Бендерт, Харальд (2000). Die UB-Boote der Kaiserlichen Marine,1914–1918 гг. Einsätze, Erfolge, Schicksal; Гренер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и корабли противоминной обороны. Немецкие военные корабли 1815–1945 гг. Том. 2. Перевод Томаса Кейта; Магован, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Харальд Бендерт: Лодки UC Императорского флота 1914–1918 гг . ES Mittler & Sohn, 2001.; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну.1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон,Р. Германская подводная война 1914-1918 гг. /Р.Гибсон, М.Прендергаст.- Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; Грёнер, Эрих; Юнг, Дитер; Маасс, Мартин (1991). Подводные лодки и минные суда. Немецкие военные корабли 1815–1945. Том 2. Перевод Томаса, Кейта; Магована, Рэйчел. Лондон: Conway Maritime Press; Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Все боевые корабли мира Конвея 1906–1921.- Аннаполис, Мэрилен; Tarrant, VE. Наступление подводных лодок: 1914–1945. Аннаполис, Мэриленд: Naval Institute Press. - 1989.; ресурсы Интернет.