Князь Николай Алексеевич Орлов пошел по стопам отца – он был военным и дипломатом, а также военным писателем. Но больше он интересен своей личной жизнью. Он был безумно влюблен в Наталью Пушкину – младшую дочь поэта, но не смог стать ее мужем. Через много лет он встретил другую свою любовь, Екатерину Трубецкую, в которую до конца своих дней был влюблен Бисмарк.
Сын друга императора
Николай был единственным сыном князя Алексея Федоровича Орлова, племянника фаворита императрицы Екатерины II. Его мать – фрейлина двора Екатерина Александровна Жеребцова. Николай Орлов родился 27 апреля 1827 года и свое имя получил в честь императора Николая I. Так как его отец был личным другом императора, то крестным отцом мальчика стал сам император, а крестной матерью – тетка графиня А.А. Орлова-Чесменская, дочь Алексея Орлова.
Николай был ровесником пятого ребенка императора Николая I, великого князя Константина Николаевича. Мальчики дружили с детства и вместе они слушали курс законоведения, который читал им барон Корф. В семье императора мальчика звали «Орленок».
Получив прекрасное домашнее образование, Николай в 1845 году поступил в Пажеский корпус. Началась его карьера военного: зачислен корнетом в Лейб-гвардии конный полк, был флигель-адъютантом императора Николая I, произведен в подпоручики и состоял при великом князе Константине Николаевиче, неоднократно сопровождал его в заграничных путешествиях. Был причислен к свите императора и сопровождал его в путешествиях. В 1851 году был прикомандирован к департаменту Генерального штаба, потом к канцелярии Военного министерства.
В общем, без особых усилий карьера военного была ему обеспечена. И вдруг молодой и перспективный князь резко собирается и уезжает на Крымскую войну. Правда, этому отъезду предшествовала грустная романтическая история.
Наталья Пушкина – несостоявшаяся любовь
Когда Николаю было 17 лет, он познакомился с младшей дочерью Пушкина Наташей, которой было 8 лет и которую в семье звали Таша. Знакомство было довольно своеобразным.
В 1844 году вдова поэта Наталья Николаевна сочеталась браком с генерал-майором П.П. Ланским. Венчание проходило в Стрельне, в придворной Преображенской церкви. Свадьба была скромной, присутствовали только родные и самые близкие друзья. Чтобы никто из посторонних не проник в церковь, по приказу командира Ланского ее окружили конногвардейцы. Но юному Николаю Орлову очень хотелось посмотреть на венчание. Он даже пробрался на колокольню, и все прошло бы хорошо, но он случайно задел колокол – и тот зазвонил.
Любопытного юношу спустили вниз, и когда узнали, чей он сын, то пригласили на свадебный бал. Там он и увидел впервые Ташу. В течение семи лет они периодически встречались, и на глазах Николая Наташа превращалась в настоящую красавицу. В ней удивительно гармонично сочеталось, казалось бы, несочетаемое: африканские черты лица ее отца и белоснежная кожа матери. К тому же она была высокая и стройная, а непоседливость и вспыльчивость придавали ей еще больше очарования. Ее называли «прекрасной дочерью прекрасной матери», и вокруг нее постоянно были поклонники.
Влюбился в Ташу и юный князь Николай Орлов. И Наташа со всем пылом первой любви влюбилась в знатного и блестящего свитского офицера. Они так мечтали быть вместе!
Николай попросил у отца благословения на брак, но неожиданно для себя столкнулся с категорическим отказом отца. То посчитал, что дочь поэта неподходящая партия для его сына, и запретил наследнику даже смотреть в сторону девушки.
Чтобы забыться, Николай и отправился подальше от любимой и от отца – он отправился на Крымскую войну.
А Наталья Пушкина в пику Орлову приняла предложение М.Л. Дубельта и в 1853 году 17-летняя Таша вышла за него замуж. Брак не был счастливым, через 9 лет супруги расстались. В 1868 году, после того, как наконец был официально оформлен их развод, Наталья Александровна стала супругой принца Николая Вильгельма Нассауского, который уже несколько лет был в нее влюблен. Их брак был счастливым.
Раненый герой
В 1853 году Николай Орлов, выпросив у императора разрешение, отправился на Крымскую войну. Император Николай I, с большой нежностью относившийся к сыну своего друга, согласился на это с большой неохотой, а перед отъездом сам благословил его.
Прибыв на фронт, Николай, казалось, сам искал смерти. Он просил командировать его на самый опасный участок – и был направлен на Дунай для битвы с турками. В ночь с 16 на 17 мая 1854 года русские войска осадили турецкую крепость Силистрию.
Николай Орлов в этой операции руководил штурмом форта Араб-Табии. В этом бою он получил 9 ранений. Он не должен был выжить – но выжил. Правда, лишился глаза.
Хорошо знавший Орлова сенатор Е.М. Феоктистов так писал об этом бое молодого князя Николая:
«…единственный сын вельможи николаевского царствования, имевший полную возможность сделать блестящую карьеру, не прилагая для этого никаких стараний, наследник громадного состояния, он не задумался, однако, с честью исполнить свой долг военного человека…
Известно, какая жестокая участь постигла Орлова под осажденной крепостью... Орлов был так изранен, что в первое время считали даже бесполезным делать ему перевязку, ожидая с часу на час его кончины. Однако он уцелел и, оправившись немного, поехал для излечения за границу... рана жестоко его мучила, и по временам еще выходили у него из головы осколки величиной с мелкую дробь; одного глаза он лишился вовсе».
За этот бой Николай Орлов был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, а также получил золотое оружие с надписью «За храбрость».
Новая любовь - Екатерина Трубецкая
Поправлять здоровье израненный князь поехал в Европу, где он провел полтора года. В 1856 году Николай Орлов проходил курс лечения в Париже, и там он встретил Екатерину Трубецкую, единственную дочь князя Николая Ивановича Трубецкого и графини Анны Андреевны Гудович. Князь принял католичество, поэтому с семьей покинул Россию и жил в Париже. Трубецкие в Париже держали литературный салон, в котором собирались как русские, так и французские знаменитости: Алексей Толстой, Иван Тургенев, Ламартин. Орлов, прекрасно образованный и сам тяготеющий к писательской деятельности, стал частым гостем в доме Трубецких.
Дочь Трубецких получила превосходное образование, свободно владела несколькими языками, разбиралась в литературе, была замечательной пианисткой. О Екатерине Трубецкой современники говорили, что её мать,
«…женщина прогрессивная и свободомыслящая, много мудрила в воспитании своей дочери, девушки очень неглупой и замечательно красивой».
Екатерина, которую близкие звали Кэтти или Кити, постоянно присутствовала среди гостей родителей и вскоре окруженный ореолом героизма и израненный в боях князь пленил юную романтическую девушку. На момент знакомства Николаю Орлову было 29 лет, Екатерине Трубецкой – 16.
На этот раз против их брака была мать девушки. Княгиня Трубецкая мечтала, чтобы супругом ее дочери стал человек гениальный – а тут хоть и герой, хоть и знатный, но вполне обычный человек. Влюбленной Екатерине пришлось приложить немало усилий, чтобы уговорить мать.
Бракосочетание Николая Орлова и Екатерины Трубецкой состоялось в 1858 году в Париже, в русской церкви.
А.И. Герцен так писал об их свадебном торжестве:
«Весь цвет нашей знати праздновал в Париже свадьбу. Рюриковские князья и князья вчерашнего дня, графы и сенаторы, литераторы, увенчанные любовью народной, и чины, почтенные его ненавистью, все русское население, гуляющее в Париже, собралось на домашний, русский пир к послу; один иностранец и был приглашен как почётное исключение — Гекерен, убийца Пушкина!».
Князь Орлов вернулся на службу, и в июле 1859 года получил назначение - послом при Бельгийском дворе. Началась его карьера дипломата. Позже он был назначен чрезвычайным посланником в Австро-Венгрию, потом в Великобританию, во Францию, Берлин. Супруги много путешествуют по Европе – и по служебным делам мужа, и для его лечения, потому что раны постоянно о себе напоминали.
Влюбленный Бисмарк
Летом супруги, как правило, приезжали на бельгийский морской курорт Биарриц. Здесь Орловы встретились с Отто фон Бисмарком, посланником прусского короля в Париже. Орлов и Бисмарк были знакомы по Франкфурту, где князь лечился после ранения. Поэтому прусский посланник стал частым гостем в княжеской семье.
Бисмарк пробыл в Биаррице всего 17 дней, но этого хватило, чтобы 47-летний Бисмарк, которого позже прозвали «железный канцлер», всерьез влюбился в русскую 22-летнюю княгиню. Она покорила его не только своей молодостью и красотой – красивых женщин в его жизни было много. Екатерина покорила его своей беззаботной простотой, живостью, остроумием и какой-то безрассудностью. В то время, как дамы высшего общества вели себя жеманно и были ему скучны, Екатерина любила всякие проделки. Она могла забраться по отвесной скале, подняться на высокий виадук, пройтись по опасной тропке. К тому же была насмешлива и остроумна. Это и привлекло Бисмарка, он называл Екатерину «самой восхитительной из всех женщин».
В письме к сестре он признался, что
«…немного влюблен в прекрасную принцессу Кити Орлову, немного эксцентричную, но прекрасно образованную особу».
Отто фон Бисмарк до последних дней хранил оливковую веточку, которую сорвала в горах и подала ему Кити, и носил подаренный ей небольшой медальон из оникса. Когда Бисмарк умер, ему в гроб, согласно его завещания, положили медальон и портсигар, в котором тот хранил веточку оливы.
Любовь Бисмарка к Екатерине была платонической, рыцарской, поэтому ни ревности, никаких других негативных чувств у ее мужа она не вызвала. Любовь к Кити связала двух любящих ее мужчин, они стали друзьями и часто переписывались, встречались несколько раз. Их дружба продолжалась до смерти князя Николая Орлова.
Семейная жизнь Орловых
Дом Орловых всегда был открыт для гостей. Екатерина много занималась благотворительностью. Но семейную жизнь четы Орловых безоблачной не назвать. Бывало, что они серьезно ссорились и Екатерина Николаевна уезжала к родителям. Девять лет у них не было детей, наконец в 1867 году княгиня Орлова родила сына Алексея. Поползли слухи, что отцом ребенка является король Бельгии Леопольд II. Но Николай Алексеевич признал ребенка, и слухи сами собой затихли. Алексей прожил 50 лет, дослужился до генерала, был бездетен.
Через год Екатерина Николаевна родила второго сына – Владимира. Он стал близким другом Николая II, и род продолжил его сын от первого брака.
Еще через три года, в 1871 году, Екатерина родила дочь Анну, которая прожила только неделю. Эти роды подкосили здоровье княгини, которая и ранее страдала малокровием. А потом она переболела корью, которую перенесла тяжело. У нее развилась болезнь почек, присоединился туберкулез. Она угасала на глазах. Лечение и поездки на курорты не помогали.
23 июля 1875 года она умерла, находясь на швейцарском курорте Санкт-Мориц. Ей было только 35 лет.
Николай Алексеевич был потрясён смертью жены. В горе его поддерживает другой страдающий от потери Екатерины мужчина – Бисмарк. Он пишет ему в письме:
«Потеря такой женщины, как Екатерина, равносильна угасанию солнечного луча, к которому Божественной щедростью приобщен один и который радует всех, кто получил счастье его прикосновения. Воспоминание об очаровании, которое я ощутил и которое останется со мной навсегда, сопровождает меня во всех переживаниях и политических событиях, как последний луч света прекрасного дня, который угас».
Последние годы
Николай Алексеевич поселиться в Фонтенбло, в замке, купленном ранее его тестем, князем Трубецким. Все свое время он посвятил занятиям историей, искусству, литературе. Он разбирал фамильные архивы, в том числе, бумаги князя Григория Григорьевича Орлова, опубликовал их во II томе «Сборника Императорского Русского Исторического Общества».
Князь Орлов является автором нескольких исторических очерков, в том числе, о франко-прусской войне 1806 года. Он написал «Мысли о расколе», в которых говорил о веротерпимости. Он составил коллекцию рисунков старых мастеров.
Николай Алексеевич Орлов скончался от рожистого воспаления на лице 17 марта 1885 года в возрасте 57 лет. Похоронен в Фонтенбло.
О предках князя Николая Алексеевича Орлова: