Они отправились из Нижнеудинска на юго-запад вдвоём. Двигаясь на лошадях по берегу речки Каменка, профессиональному геодезисту-топографу Виктору Ященко с верным помощником Егорычем предстояло вдвоём проехать 500 км по полному бездорожью, чтобы обследовать обе реки Бирюсы (Большую и Малую), провести дешифровку на аэрофотоснимках имеющихся поселений, отдельных строений, тропинок, мест возможного перехода через реки вброд, нанести на карту некоторые характеристики таёжных лесов этих мест.
Начали работу от более-менее крупного посёлка Усть-Яга. Добирались до него по вьючной тропе от города 80 км. Она была единственной связью с цивилизацией. А дома фактически стояли среди тайги. Далее вглубь лесов было небольшое поселение Баландино. И от него лежал дальний и сложный маршрут – туда, где начиналась Большая Бирюса и располагалось несколько деревень добытчиков золота. Во многих уже не жили, но они всё ещё не были нанесены на карты.
Узнав, куда топографы держат путь, местные стали их отговаривать. Сначала в таёжных дебрях возникло аж 7 посёлков золотодобытчиков. Но когда запасы песка стали иссякать, большинство людей отсюда уехало. Остались единицы, которые продолжали мыть остатки золота. А потом шли через тайгу в сторону Нижнеудинска. Вот их грабежом и занялись бандиты. В «лучшем» случае грабители забирали всё золото. Случалось, затравливали собаками или просто лишали жизни. Засады устраивали в разных местах.
Но имея конкретное задание по работе, Ященко с помощником двинулся именно туда, где властвовали бандиты. Несколько утешало то, что нападали они всегда на обратном пути из тайги. Поэтому работу скорее всего удастся выполнить. Ну а потом как получится. Должны же они были понять, что геодезисты к золоту не имели никакого отношения. Внушало оптимизма и то, что Егорычу удалось выпросить у знакомого рыбака на время двух отличных собак. Что в тайге гарантировало от неожиданности встречи.
Все места, где обычно производился грабёж, местные указали. И двое путешественников были здесь особенно осторожными. В обжитых избушках Егорыч явно старался оставить следы пребывания. Ященко это не слишком нравилось. Но спутник сказал, что, если разбойники поймут, что за ними следят, они уйдут с этих мест.
Началась работа по отражению на аэроснимках окружающих строений. Помощник Ященко внимательно присматривался к окрестностям. Он понял, что нападавшие на золотодобытчиков люди использовали старую геодезическую пирамиду в качестве наблюдательного пункта за бродом через реку. Как только там появлялись старатели, бандиты быстро спускались и уже ждали свои жертвы вблизи утёса.
Рядом с «пунктом наблюдения» разбойники устроили капитальный шалаш. Там установили даже кровати. Ещё чуть в стороне оказалась избушка. Егорыч сказал, что обитатели скорее всего уехали на охоту. Чтобы отчасти напугать и озадачить бандитов, Егорыч разбил шалаш и всё, что было внутри сбросил с высоты обрыва. Избушку же демонстративно открыли (подперев колышком) и на столе оставили чистый лист бумаги. Хотелось дать понять разбойникам, что за ними наблюдают, что возможно заставило бы их убраться в другие места. После этого геодезисты постарались сами уехать как можно дальше.
В посёлке Покровском, куда добрались к ночи, людей не было видно. Хотя дома производили впечатление жилых. С утра Виктор занялся вычерчиванием схемы поселения. А его помощник с собаками умудрился найти местного старожила золотодобычи – Колю-китайца.
Тот рассказал о злоключениях сельчан. Бандиты начали приходить прямо в поселение и творить всё, что хотят. Через имеющуюся радиостанцию жители попросили ближайшее отделение милиции прислать помощь в посёлок. Но реакции не было никакой. Старатели поняли, что бандиты вероятно делятся золотом с руководством отделения, поэтому помощи ждать не стоит.
Тогда люди стали таиться в тайге до зимы. Только тогда бандитам было не добраться по глубокому снегу до домов. Но и это время не оказалось полностью безопасным. Однажды грабители до нитки обобрали женщину-вдову, жившую в крайнем доме. Пытаясь узнать, где остальные жители, применяли к ней физическую силу. Но ничего не добились. Когда женщину наконец оставили в покое, она сумела выползти из дома и застрелить мучителей. После перенесённых физических и психологических страданий разум помутился и её пришлось везти в город в психбольницу.
Прошло чуть больше года и появились ещё более дерзкие налётчики. Коля предупредил, что работать дальше будет крайне опасно. Местные жители решат, что карты делают для бандитов. При этом каждый имеет оружие и умеет отлично стрелять. Двух подозрительных мужчин пристрелят быстро и закопают в тайге.
Тогда Ященко попросил помочь его. Китаец отлично знал местность и указал на карте все имеющиеся избушки. Благодаря этому работа значительно продвинулась, и геодезисты были избавлены от необходимости проходить по самым опасным местам.
После этого прошли ещё шесть поселений, расположенных для тайги достаточно кучно. Почти у Саян расположился последний из посёлков, которые нужно было обследовать – Хорой. Приблизившись к окраине, мужчины услышали, как в ближнем доме просто «вопит» маленький ребёнок. В доме никого не оказалось. Только младенец, зависший вниз головой с широкой кровати. Вероятно, пока он спал родители куда-то отлучились, для страховки привязав его длинным полотенцем за ноги. Не будь его, младенец, доползший до края кровати, уже упал бы на пол.
Пока мужчины успокоили младенца бутылочкой с молоком, в том буквально влетела молодая женщина и немедленно начала кормить ребёнка грудью. Она была очень благодарна за помощь и рассказала, что вынуждена мыть золото целый день, поэтому приходится оставлять ребёнка на целый день.
Дело уже близилось к осени, но окончание работ геодезистов задерживалось. Ещё никогда Ященко не видел такого числа избушек, «раскиданных» по местности в разных местах. И если охотники ставили домики вблизи троп и желательно ручьёв, то эти явно маскировались. Ещё требовалось умение их обнаружить. У многих стояли самодельные звуковые ловушки, которые начинали бренчать или скрипеть, если их задевал кто-то чужой. В нескольких избушках внимательный Егорыч замечал лазы, через которые можно было уйти в тайгу в случае, если кто-то будет ломиться в двери.
Когда Ященко удивился вслух, что старатели не закрывают двери в домах, его помощник объяснил, что внутри помещения всё равно золото никто держать не будет. А прячут в тайге, в разных местах.
После окончания обследования района стали выходить к жилым местам по Малой Бирюсе. Однажды решили заночевать вблизи избушки на берегу. Она значилась на старой карте Виктора Романовича. Когда же подъехали ближе, увидели, что избушка сгорела. Чуть ближе стало ясно, что в доме оставался и хозяин. Рядом оказался скелет собаки на цепи и обуглившаяся конура. Животное захоронили. Виктор убрал обозначение избушки с карты.
Когда геодезисты вернулись в Баландино, их уже «похоронили». Случилось так, что домой возвратились из Нижнеудинска очередные ограбленные старатели. Четверо молодых мужчин. У одного из них брат только что вернулся из армии. Служил в погранвойсках. Привёз с собой дрессированную собаку, которая по каким-то параметрам границу уже охранять не подходила, а вот взять след бандитов – очень даже. Впятером, с оружием и собакой они двинулись туда, где предположительно обосновались бандиты.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Они действительно там были, вчетвером. Только уже много дней, как умерли. При обследовании дома золотодобытчики поняли, что после обильного «возлияния» бандиты не рассчитали, закрыли печную трубу и все угорели.
Золото не нашли. Зато увидели пистолеты, уложенные вместе с рабочей одеждой геодезистов. В деревне решили, что с Ященко и его помощником расправились. Поэтому, когда появились они сами, мужчин поздравили с воскрешением. Благодаря своей разумной расчётливости им повезло не только остаться в живых, но и выполнить весь объём работ.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.