Продолжаем нашу серию обзоров советских фильмов на новогоднюю тематику. Сегодня у нас на очереди кинолента от режиссёров Наума Ардашникова и Олега Ефремова под названием «Старый Новый год», вышедшая на экранах в 1980 году.
По сюжету две весьма небедные советские семьи готовятся к празднованию главного праздника страны: Себейкины и Полуорловы. Однако у них всё совсем не так хорошо, как может показаться сначала.
Глава семейства Пётр Полуорлов (Александр Калягин) вернулся домой в крайне скверном настроении. Почему? Да потому что он банально не доволен собственной жизнью. Его богатства, квартира, изысканные яства на столе, даже друзья и родные – всё это насквозь пропитано фальшью. Он никогда не стремился к такой жизни и сейчас совсем не ощущает себя счастливым купаясь во всей этой роскоши, а семья его совершенно не понимает.
Что касается Петра Себейкина (Вячеслав Невинный), то у него схожая проблема недопонимания с близкими. Он всю жизнь положил на то, чтобы его супруга и дети жили в достатке. Однако работа для мужчины стала главным жизненным приоритетом, отчего он может полноценно уделить время семье лишь в канун праздника.
В общем, окончательно поругавшись с родными, оба Петра хлопнули дверьми и ушли из дома, чтобы отпраздновать приближающийся Новый год в чисто мужской компании, заодно обсудив насущные вопросы о семейной жизни.
Телеверсия театрального спектакля
Сама картина полностью основана на одноимённой пьесе Михаила Рощина. Но интереснее то, что ещё в 1973 году Ефремов уже поставил эту пьесу на сцене МХАТа. В итоге, спустя 7 лет Ефремов взялся за создание киноэкранизации, а на главные роли пригласил всё тех же артистов, что играли в его театральной постановке: Невинный, Калягин, Евстигнеев и другие.
Обсуждали полгода, а снимали 2 недели
Фильм нужно было отснять в рекордно короткие сроки, так как он, очевидно, должен был быть приурочен к Новому году. При этом съёмочный процесс начался зимой только после выпадения первого снега, а то какая праздничная атмосфера без снега? Таким образом, на съёмки значительного количества сцен, происходящих вне дома, было отведено порядка 14-ти дней. Команда действительно справилась со столь непростой задачей, поэтому уже 1 января состоялась премьера.
А ещё более впечатляюще то, что, фактически, работа над картиной началась ещё летом. Дело в том, что авторы хотели заранее обсудить с цензорами любые возможные претензии, чтобы не пришлось этого делать в последний момент и задерживать выход ленты на телеэкраны. Вот так и вышло, что часть сцен снимали за полгода до выхода, а часть сцен за несколько дней до первого показа.
«Тебе за это ничего не будет»
В связи с летними съёмками некоторых сцен застолья, режиссёру пришлось в срочном порядке искать традиционные новогодние блюда посреди лета, что было не так уж и просто. К тому же дублей было не 2, не 3 и не 4, а еды при этом не так уж и много. В общем, приходилось выкручиваться любыми способами и «есть» как можно медленнее, при этом, чтобы не возникало ощущения, будто вся еда на столе осталась совсем нетронутой.
Так вот, вокруг было огромное количество изысканных деликатесов, которые не так уж и часто можно было встретить в квартирах рядовых советских граждан. И вот во время перерыва Александр Калягин предложил мальчику Валентину Карманову, сыгравшему сына Полуорлова, взять несколько кусочков колбасы из нарезки, аппетитно стоявшей рядом.
При этом Калягин успокоил Валентина тем, что ему за это ничего не будет. В итоге парнишка не удержался и съел всё. Ефремову это, конечно, мягко скажем, не понравилось, но не мог ведь он отругать ребёнка? Получается, не обманул Александр Александрович.
Я вам больше скажу, в итоге режиссёр ещё и похвалил Карманова за отлично проделанную работу и, считайте, подарил ему «золотой билет» в мир советского кино. Правда, парень не воспользовался письменной рекомендацией от легендарного артиста.
«Актриса», сыгравшая в «Служебном романе» и «Формуле любви»
Полагаю, самые внимательные зрители уже догадываются, о какой именно «актрисе» идёт речь. Напомню, что по сюжету Полуорлов и Себейкин отправляются в знаменитые Сандуновские бани. Только, по очевидным причинам, съёмки проходили вовсе не в реальных Сандунах, а в павильонах «Мосфильма».
И в этой самой банной сцене можно заметить знаменитую статую, успевшую засветиться во множестве культовых кинокартин того времени, включая «Служебный роман» и «Формулу любви», так как использовалась на «Мосфильме» в качестве своеобразного реквизита. К слову, в 2015 её спустя долгие годы вернули на своё законное место – на улицу Воронцово поле.
Автор: Алексей Королёв