Найти в Дзене
КультПроводник

Картины от которых пахнет мандаринами и ёлкой.

Ах, Новый год. Взрослый праздник, который мы с вами всё равно упорно воспринимаем как детское чудо. И вот стоишь ты, вроде бы уставший взрослый человек, с мандаринами, набором продуктов на оливье и желанием «просто отдохнуть», но внутри где-то звенит то самое новогоднее «ёлочка, гори!». А знаете, художники тоже не остались в стороне. Они умудрились передать это настроение на холсте. Давайте разберёмся, какие картины прямо-таки пахнут праздником.

Густав Генри Мослер «Рождественское утро», 1916 год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Густав Генри Мослер «Рождественское утро», 1916 год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Те утренние часы, когда ещё ничего не началось, а в воздухе висит ожидание. Марсель Роньен изображает это как тёплый домашний момент: дети в пижамах, ёлка сверкает огоньками, а на полу — горы подарков. Да, так примерно и мы с вами себе это представляли в детстве. Только там ещё носки были обязательно шерстяные, которые дарили, но никто не хотел. Правда, здесь дети выглядят довольными — видимо, у них не было носков. Если только для подарков Санты. Дети-то европейские, у них так принято. Впрочем, как и подарки на утро.

Елена Хмелева, Новый год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Елена Хмелева, Новый год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

А вот и самостоятельные советские дети и их праздничное настроение. Уютное, почти сказочное изображение семейного праздника, где дети, кажется, сами стали частью этого волшебства. Посмотрите на главных героев: они полностью погружены в украшение ёлки. Каждый занят своим делом, но вместе они создают непередаваемую атмосферу предпраздничной суеты. Девочка в красном — словно руководитель проекта «Новогодняя ёлка»: она смело забралась на стул и явно знает, куда повесить очередную игрушку. Её помощница в белой блузке и с бантами подаёт очередную игрушку. Есть на картине и совсем юный мальчик. Он с полной серьёзностью изучает какие игрушки ещё не нашли свое место, но, может быть, просто спрятался от «творческого хаоса» у ёлки. И, конечно же, кот. Серый, полосатый, словно специально созданный для новогодней открытки. Он сидит с невозмутимым видом, явно ожидая момента, чтобы внести свою «кошачью» лепту в праздник. Возможно, он уже планирует уронить пару игрушек этой ночью.

Юрий Пименов «Новый год», 1949 год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Юрий Пименов «Новый год», 1949 год. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

В центре сюжета — мужчина в военной форме, стоящий с бокалом. Это напоминание о времени, когда гимнастерки и галифе были реальностью для вернувшихся с фронта.

Но главное здесь — детали. Взгляните на стулья: собрание разномастной мебели явно говорит о том, что собирали места для гостей по всем соседям. Помнится в детстве тоже ходила одолжить табуретку.

На тумбочке у телефона гордо лежат мандарины, забытые в праздничной суете, но готовые напомнить о себе цитрусовым ароматом. А часы на комоде настойчиво подсказывают: до боя курантов осталось совсем чуть-чуть.

Пименов, как мастер кадра, строит сцену словно режиссёр. Передний план — это полутёмная прихожая, такая же тесная, как наша реальная жизнь в маленькой квартире (что-то вроде хрущевки), но в ней столько уюта. Открытые двери в зал — настоящие театральные кулисы, за которыми сверкает праздник: гости улыбаются, бокалы подняты, жизнь кипит.

Эта картина — не просто о празднике, а о том, как тепло и искренне люди умели радоваться в непростое время. И знаете, мне кажется, такие мелочи, как пакет с мандаринами и разномастные стулья, важнее любого праздничного декора. Они про настоящую жизнь, где главное — не шубы на вешалке, а те, кто вам дорог и сидит рядом за праздничным столом.

Карл Ларссон, Канун Рождества, 1904. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.
Карл Ларссон, Канун Рождества, 1904. Все изображения взяты из открытых источников сети интернет.

Ларссон был мастером уюта. Его акварели — это тепло домашнего очага. На этой картине он изобразил семью, собравшуюся за праздничным столом. Трудно не почувствовать себя частью этого маленького чуда. У нас такого вроде бы не было, но хочется, правда? Ну, или хотя бы сделать селфи на фоне такой милой, но такой роскошной сцены.

Каждая пара картин сильно отличаются и временем и местом, да и менталитетом изображенных. Но всех их объединяет тепло, уют, вера в лучшее завтра и запах мандаринок)

А ещё все эти картины напоминают нам, что Новый год — это не только хлопоты, но и возможность остановиться и почувствовать радость. Конечно придётся потрудиться и создать настроение себе самлстоятельно. Зато на одну ночь мы словно снова становимся детьми, которые ждут чуда, заглядывают под ёлку и представляют, что где-то там обязательно спрятался тот самый подарок. Ну и в жизни тоже нужно оставлять место для волшебства, правда?