Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

40 лет неразделенной любви, или как отечественных автомобилистов приучали к хэтчбекам

Вот и подошел 40-летний юбилей начала выпуска первого отечественного переднеприводного хэтчбека ВАЗ-2108. Автомобильные СМИ и интернет-ресурсы как-то вскользь отметили эту дату, не так чтобы громко. Наш канал хотел бы обратить внимание на один выдающийся факт, повлиявший на формирование и развитие отечественного автомобильного рынка, связанный с переднеприводным семейством ВАЗ-2108/2109.

Для этого заглянем в глубины автомобильной истории. В 1973 году мировую экономику потряс сильнейший кризис, его еще назвали "нефтяным". Из-за вооруженных действий Израиля арабские страны-производители нефти объявили Западной Европе и США эмбарго на поставку «черного золота». В результате цена на топливо взлетела в несколько раз. Деятели из арабских стран, пошедших на крайние меры и не подозревали, что тем самым запустили научно-техническую революцию. В свою очередь, начались серьезные перемены в автоиндустрии и на авторынке. Автопроизводители начали перестраивать свои модельные ряды, уходя от больших и прожорливых машин. В странах Западной Европы все более популярными и массовыми становились переднеприводные экономичные двухобъемные автомобили.

А концу 70-ых годов прошлого века уже стало очевидно, что СССР и страны социалистического содружества начинают значительно отставать в технологическом развитии. И вот в это время появляется записка министра автомобильной промышленности страны Советов тов. Полякова. Он сигнализирует в высший правительственный орган, что «донор» автомобилей Волжского автозавода автомобиль FIAT-124 появился в 1966 году, а в 1974 был снят итальянским автопроизводителем.

Конкурировать морально устаревшими заднеприводными автомобилями в 70-ые годы прошлого века на западно-европейских рынках становилось все труднее. ВАЗ-2101 сохранился до сегодняшнего дня. Фото канала
Конкурировать морально устаревшими заднеприводными автомобилями в 70-ые годы прошлого века на западно-европейских рынках становилось все труднее. ВАЗ-2101 сохранился до сегодняшнего дня. Фото канала

Что модельный ряд автогиганта из Тольятти морально устарел, в результате появились трудности сбыта советских автомобилей в страны Западной Европы. Напомним, что экспорт продукции ВАЗа составлял до 25% от суммы поставок машиностроительной продукции из СССР. Таким образом, страна зарабатывала свободно конвертируемую валюту, которая была необходима, в том числе для импорта оборудования и высокотехнологичной продукции стран Запада.

На одном из заседаний Научно-технического совета отрасли министр Поляков откровенно сказал о том, что новый автомобиль ВАЗа нужен для обеспечения конкурентоспособности экспорта. Наша задача – сохранить экспорт. А как же внутренний потребитель, который ездил на заднеприводных седанах? Его особо и не принимали во внимание. В монопольной советской экономике само собой предполагалось, что отечественный автолюбитель будет рад тому, что сможет приобрести. Вот такой посыл был в верхах.

Универсал ВАЗ-2102
Универсал ВАЗ-2102

Как проходила разработка переднеприводного автомобиля, как к ней пришлось привлекать специалистов западно-германского Porsche – это всем хорошо известные страницы истории отечественной автомобильной индустрии. Мы не будем останавливаться на этих хорошо известных фактах.

Нас все же больше интересует вопрос: почему за четыре десятка лет отечественный автолюбитель не полюбил хэтчбеки, точкой отсчета которых стали ВАЗ-2108/2109? Почему автомобили с таким кузовом не стали популярны у нас, как это случилось у западных соседей? Сегодня никто не удивляется, если прочитает заголовок что-то типа: «Хэтчбек Dacia Sandero вновь стал самым популярным автомобилем Европы».

Dacia Sandero Stepway самый популярный автомобиль европейского авторынка
Dacia Sandero Stepway самый популярный автомобиль европейского авторынка

У нас, напротив, можно привести примеры, как автопроизводители вынуждены реагировать на низкий спрос и выводить из своих модельных рядов двухобъемные автомобили. Можно даже вспомнить, как исчез из производственной программы питерского завода ХММР хэтчбек Hyundai Solaris, а его место занял кроссовер Hyundai Creta. Или как в 2022 году не было возобновлено производство Lada Granta хэтчбек, а затем и Lada Xray.

Хэтчбек Lada Granta. Фото сайта drive2
Хэтчбек Lada Granta. Фото сайта drive2

Это только примеры из производственной программы этих автопроизводителей. А ранее, еще более внушительный список хэтчбеков исчез из продаваемых модельных рядов многих автомобильных брендов ведущих мировых производителей на российском авторынке. Да и сегодня, китайские автомобильные компании не выводят хэтчбеки на российский рынок, предпочитая специализироваться на кроссоверах и седанах/лифтбеках.

Собственно, автомобили с кузовом хэтчбек стали завоевывать популярность в 60-ые годы прошлого века. Это двухобъемные автомобили, у которых в салоне находится багажник, а его задняя крышка представляет скошенную заднюю дверь. У него меньше длина, что удобно на парковке на тесных городских улицах. Скромные размеры багажника компенсируются возможностями увеличения объема за счет складывающихся спинок сидений заднего ряда.

Скромный багажник хэтчбека Lada Granta
Скромный багажник хэтчбека Lada Granta

В результате автомобильной эволюции автомобили седаны сохранились в бизнес- и представительском классах, универсалы-"сараи" предназначены для тех, у кого есть потребность в частых перевозках каких-то негабаритных грузов. А вот хэтчбеки стали популярны у широких масс европейских автомобилистов. Потому первый отечественный хэтчбек ВАЗ-2108 пришлось разрабатывать для европейской публики, которая к 80-ым годам прошлого века уже поняла и признала преимущества хэтчбеков.

ВАЗ-2108 до сих пор встречаются на дорогах. Фото канала
ВАЗ-2108 до сих пор встречаются на дорогах. Фото канала

Чего не скажешь об отечественных автомобилистах. Даже несмотря на былую популярность пятидверного хэтчбека ВАЗ-2109 вишневого цвета, воспетого одним популярным поп-ансамблем из 90-ых. Когда в нулевые годы в страну начали инвестировать ведущие зарубежные автопроизводители, заметьте, ими делалась ставка в классе «народных иномарок» на седаны, и лишь изредка кто-то из них выводил на свой страх и риск двухобъемный хэтчбек, наподобие Renault Sandero или Ford Fiesta.

Хэтчбек Skoda Fabia уже не возглавляет топ-авторынка
Хэтчбек Skoda Fabia уже не возглавляет топ-авторынка

Но этот тренд не может быть вечным. Сегодня даже в таком «заповеднике» хэтчбеков как страны Европы популярность автомобилей такого типа кузова снижается. Проиллюстрируем примером чешского авторынка. Еще лет 10 назад там был такой расклад: на первом месте – лифтбек/универсал Skoda Octavia, а на втором – хэтчбек Skoda Fabia. А теперь, внимание, данные за 10 мес. текущего года. На первом месте, как и ранее, Skoda Octavia, на втором, третьем и четвертом местах – кроссоверы Skoda Karoq, Kodiaq и Kamiq. Далее корейский хэтчбек Hyundai i30, и лишь на седьмом Skoda Fabia. То есть кроссоверы, которые представляют собою универсалы или хэтчбеки с высоким клиренсом оттесняют традиционные городские хэтчбеки.

Но вернемся к нашему юбиляру. Отметим, что семейство ВАЗ-2108/2109 было массовым. Отечественный автолюбитель все же принял автомобиль, хотя изначально он предназначался для зарубежного покупателя. Всего трехдверных ВАЗ-2108 было выпущено на Волжском автозаводе 884 370 штук, а пятидверных ВАЗ-2109 в два раза больше - 1 615 995 штук.

-9

Немаловажно, что у семейства было продолжение. Семейство «Самара-2» – хэтчбеки ВАЗ-2113/2114. А далее, появилось семейство Priora с хэтчбеком (ВАЗ-2172). Семейство Kalina также не обошлось без автомобиля хэтчбека (ВАЗ-2192). И заключительным аккордом в модельных рядах хэтчбеков АвтоВАЗа стали Granta (2192). Такой компактный автомобиль был бы популярен на индийском авторынке, где действуют льготы для таких компактов, чья длина не превышает 4 метров. А как известно, длина Granta хэтчбек составляет 3926 мм.

-10

И, наконец, построенный на французской платформе B0 Lada Xray. Напомним, что еще в кризисный 2022 год руководство АвтоВАЗа приняло решение не возобновлять производство этих хэтчбеков, как в обычном, так и кросс-варианте. Причина проста, слишком много в этом автомобиле импортных комплектующих. На этом история тольяттинских хэтчбеков сегодня завершена.

-11

40 лет назад, когда в вечерней информационной программе «Время» показали репортаж с Волжского автозавода, где с главного конвейера сходили новенькие блестящие ВАЗ-2108, отечественные автолюбители, прильнувшие к экранам телевизора с восхищением смотрели эти кадры. А затем еще в течение нескольких лет, встретив в уличном потоке переднеприводный автомобиль, провожали его взглядом. Этой истории почти 40 лет, но «в сухом остатке» все же «непривитая» отечественным автолюбителям любовь к хэтчбекам. В производственной программе АвтоВАЗа пока остаются Lada Granta liftback, а новое семейство Iskra предложит отечественным автомобилистам универсал SW и кросс-универсал SW Cross.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz