Вот и подошел 40-летний юбилей начала выпуска первого отечественного переднеприводного хэтчбека ВАЗ-2108. Автомобильные СМИ и интернет-ресурсы как-то вскользь отметили эту дату, не так чтобы громко. Наш канал хотел бы обратить внимание на один выдающийся факт, повлиявший на формирование и развитие отечественного автомобильного рынка, связанный с переднеприводным семейством ВАЗ-2108/2109.
Для этого заглянем в глубины автомобильной истории. В 1973 году мировую экономику потряс сильнейший кризис, его еще назвали "нефтяным". Из-за вооруженных действий Израиля арабские страны-производители нефти объявили Западной Европе и США эмбарго на поставку «черного золота». В результате цена на топливо взлетела в несколько раз. Деятели из арабских стран, пошедших на крайние меры и не подозревали, что тем самым запустили научно-техническую революцию. В свою очередь, начались серьезные перемены в автоиндустрии и на авторынке. Автопроизводители начали перестраивать свои модельные ряды, уходя от больших и прожорливых машин. В странах Западной Европы все более популярными и массовыми становились переднеприводные экономичные двухобъемные автомобили.
А концу 70-ых годов прошлого века уже стало очевидно, что СССР и страны социалистического содружества начинают значительно отставать в технологическом развитии. И вот в это время появляется записка министра автомобильной промышленности страны Советов тов. Полякова. Он сигнализирует в высший правительственный орган, что «донор» автомобилей Волжского автозавода автомобиль FIAT-124 появился в 1966 году, а в 1974 был снят итальянским автопроизводителем.
Что модельный ряд автогиганта из Тольятти морально устарел, в результате появились трудности сбыта советских автомобилей в страны Западной Европы. Напомним, что экспорт продукции ВАЗа составлял до 25% от суммы поставок машиностроительной продукции из СССР. Таким образом, страна зарабатывала свободно конвертируемую валюту, которая была необходима, в том числе для импорта оборудования и высокотехнологичной продукции стран Запада.
На одном из заседаний Научно-технического совета отрасли министр Поляков откровенно сказал о том, что новый автомобиль ВАЗа нужен для обеспечения конкурентоспособности экспорта. Наша задача – сохранить экспорт. А как же внутренний потребитель, который ездил на заднеприводных седанах? Его особо и не принимали во внимание. В монопольной советской экономике само собой предполагалось, что отечественный автолюбитель будет рад тому, что сможет приобрести. Вот такой посыл был в верхах.
Как проходила разработка переднеприводного автомобиля, как к ней пришлось привлекать специалистов западно-германского Porsche – это всем хорошо известные страницы истории отечественной автомобильной индустрии. Мы не будем останавливаться на этих хорошо известных фактах.
Нас все же больше интересует вопрос: почему за четыре десятка лет отечественный автолюбитель не полюбил хэтчбеки, точкой отсчета которых стали ВАЗ-2108/2109? Почему автомобили с таким кузовом не стали популярны у нас, как это случилось у западных соседей? Сегодня никто не удивляется, если прочитает заголовок что-то типа: «Хэтчбек Dacia Sandero вновь стал самым популярным автомобилем Европы».
У нас, напротив, можно привести примеры, как автопроизводители вынуждены реагировать на низкий спрос и выводить из своих модельных рядов двухобъемные автомобили. Можно даже вспомнить, как исчез из производственной программы питерского завода ХММР хэтчбек Hyundai Solaris, а его место занял кроссовер Hyundai Creta. Или как в 2022 году не было возобновлено производство Lada Granta хэтчбек, а затем и Lada Xray.
Это только примеры из производственной программы этих автопроизводителей. А ранее, еще более внушительный список хэтчбеков исчез из продаваемых модельных рядов многих автомобильных брендов ведущих мировых производителей на российском авторынке. Да и сегодня, китайские автомобильные компании не выводят хэтчбеки на российский рынок, предпочитая специализироваться на кроссоверах и седанах/лифтбеках.
Собственно, автомобили с кузовом хэтчбек стали завоевывать популярность в 60-ые годы прошлого века. Это двухобъемные автомобили, у которых в салоне находится багажник, а его задняя крышка представляет скошенную заднюю дверь. У него меньше длина, что удобно на парковке на тесных городских улицах. Скромные размеры багажника компенсируются возможностями увеличения объема за счет складывающихся спинок сидений заднего ряда.
В результате автомобильной эволюции автомобили седаны сохранились в бизнес- и представительском классах, универсалы-"сараи" предназначены для тех, у кого есть потребность в частых перевозках каких-то негабаритных грузов. А вот хэтчбеки стали популярны у широких масс европейских автомобилистов. Потому первый отечественный хэтчбек ВАЗ-2108 пришлось разрабатывать для европейской публики, которая к 80-ым годам прошлого века уже поняла и признала преимущества хэтчбеков.
Чего не скажешь об отечественных автомобилистах. Даже несмотря на былую популярность пятидверного хэтчбека ВАЗ-2109 вишневого цвета, воспетого одним популярным поп-ансамблем из 90-ых. Когда в нулевые годы в страну начали инвестировать ведущие зарубежные автопроизводители, заметьте, ими делалась ставка в классе «народных иномарок» на седаны, и лишь изредка кто-то из них выводил на свой страх и риск двухобъемный хэтчбек, наподобие Renault Sandero или Ford Fiesta.
Но этот тренд не может быть вечным. Сегодня даже в таком «заповеднике» хэтчбеков как страны Европы популярность автомобилей такого типа кузова снижается. Проиллюстрируем примером чешского авторынка. Еще лет 10 назад там был такой расклад: на первом месте – лифтбек/универсал Skoda Octavia, а на втором – хэтчбек Skoda Fabia. А теперь, внимание, данные за 10 мес. текущего года. На первом месте, как и ранее, Skoda Octavia, на втором, третьем и четвертом местах – кроссоверы Skoda Karoq, Kodiaq и Kamiq. Далее корейский хэтчбек Hyundai i30, и лишь на седьмом Skoda Fabia. То есть кроссоверы, которые представляют собою универсалы или хэтчбеки с высоким клиренсом оттесняют традиционные городские хэтчбеки.
Но вернемся к нашему юбиляру. Отметим, что семейство ВАЗ-2108/2109 было массовым. Отечественный автолюбитель все же принял автомобиль, хотя изначально он предназначался для зарубежного покупателя. Всего трехдверных ВАЗ-2108 было выпущено на Волжском автозаводе 884 370 штук, а пятидверных ВАЗ-2109 в два раза больше - 1 615 995 штук.
Немаловажно, что у семейства было продолжение. Семейство «Самара-2» – хэтчбеки ВАЗ-2113/2114. А далее, появилось семейство Priora с хэтчбеком (ВАЗ-2172). Семейство Kalina также не обошлось без автомобиля хэтчбека (ВАЗ-2192). И заключительным аккордом в модельных рядах хэтчбеков АвтоВАЗа стали Granta (2192). Такой компактный автомобиль был бы популярен на индийском авторынке, где действуют льготы для таких компактов, чья длина не превышает 4 метров. А как известно, длина Granta хэтчбек составляет 3926 мм.
И, наконец, построенный на французской платформе B0 Lada Xray. Напомним, что еще в кризисный 2022 год руководство АвтоВАЗа приняло решение не возобновлять производство этих хэтчбеков, как в обычном, так и кросс-варианте. Причина проста, слишком много в этом автомобиле импортных комплектующих. На этом история тольяттинских хэтчбеков сегодня завершена.
40 лет назад, когда в вечерней информационной программе «Время» показали репортаж с Волжского автозавода, где с главного конвейера сходили новенькие блестящие ВАЗ-2108, отечественные автолюбители, прильнувшие к экранам телевизора с восхищением смотрели эти кадры. А затем еще в течение нескольких лет, встретив в уличном потоке переднеприводный автомобиль, провожали его взглядом. Этой истории почти 40 лет, но «в сухом остатке» все же «непривитая» отечественным автолюбителям любовь к хэтчбекам. В производственной программе АвтоВАЗа пока остаются Lada Granta liftback, а новое семейство Iskra предложит отечественным автомобилистам универсал SW и кросс-универсал SW Cross.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz