По версии журнала "ДЕЛО Экономическое обозрение. Журнал расследований и рейтингов" № 7 декабрь 2024 г. учредитель Музея Актуального Реализма Виталий Вавилин получил статус "Меценат года" в рейтинге "ЛЮДИ ГОДА 2024"
Тольяттинский Музей актуального реализма (МАР), основанный известным российским меценатом Виталием Вавилиным, скромно и незаметно отметил в этом году свое неофициальное пятнадцатилетие: по информации «ДЕЛА», ровно 15 лет назад, осенью 2009-го, началась целенаправленная работа и были сделаны первые существенные закупки произведений для коллекции музея.
За прошедшие годы МАР стал крупнейшим после питерской «Эрарты» частным художественным музеем в России, если оценивать по масштабам коллекции, составляющей около трех тысяч (!) произведений около 150 авторов - художников, графиков, скульпторов.
Создатель не имеющего аналогов вне российских столиц музея рассказал «ДЕЛУ» новые неизвестные подробности становления уникального проекта: Вавилин раскрыл планы преобразования МАР в перспективный центр нового культурного пространства Тольятти, и впервые официально подтвердил, что, завершая создание музея в его окончательном виде, передает МАР в дар городу.
Точное время
«Музей - это трудная работа, колоссальная, но у меня никогда не было и мысли ее бросить», - признается в беседе с «ДЕЛОМ» Виталий Вавилин, пятнадцать лет назад поставивший перед собой более чем амбициозную цель - собрать лучших художников нашего времени. Ему удалось то, что для многих меценатов и серьезных коллекционеров современной России, даже обладавших куда большими возможностями, стало непосильной задачей.
«Поразительно, что эта музейная коллекция задумана и собрана одним человеком, а не командой искусствоведов и советников, как это обычно бывает, - рассказывает «ДЕЛУ» о Вавилине вице-президент Российской академии художеств Константин Худяков. - Многое в этом музее уникально. Других частных художественных музеев такого уровня вне Москвы и Санкт-Петербурга в нашей стране нет».
Вот уже несколько лет в Тольятти в рамках новой концепции развития города обсуждается проект трансформации целого квартала в новое креативное пространство с Музеем актуального реализма и музейным парком в качестве одного из центров притяжения. Однако развитие проекта, как выяснило «ДЕЛО», застопорилось в Росреестре.
При этом эксперты считают, что потенциал созданного Вавилиным музея современного искусства, одного из крупнейших в России, в случае его воплощения, способен стать не только для Тольятти, но и для Самарской области в целом - еще одним новым драйвером нового культурного развития. Откуда такая уверенность? Задуманный Виталием Вавилиным проект преобразования МАР во многом вдохновлен примером «датского маяка в международном мире искусства» - основанного бизнесменом из Дании Кнутом Йенсеном всемирно известного «Музея Луизианы» в крошечном городке Хумлебек.
В прибрежном городишке, спрятавшемся среди фьордов в 35 км к северу от Копенгагена, живут менее 10 тысяч человек, однако расположенный в этом небольшом по российским меркам «поселке городского типа» музей современного искусства под экзотическим названием «Луизиана» собирает более 600 тысяч (!) посетителей и туристов в год.
Подобные образчики преобразующего культурное и социальное пространство городов эффекты воздействия на их жизнь ярких музейных институций давно называют «эффектом Гуггенхайма» - в честь самого знаменитого примера: испанского города Бильбао и его известнейшего «Музея Гуггенхайма», который также собирает сотни тысяч посетителей со всего мира - также в несколько раз больше, чем местных жителей.
«Тольяттинский Музей Актуального Реализма уже является уникальным для страны частным музейным проектом, - говорит «ДЕЛУ» народный художник, известный российский скульптор Александр Рукавишников. - Вавилин - перфекционист, он одержим идеей лучшего. И, конечно, ему не хватает пространства для развития, а огромному потенциалу МАР не позволяет раскрыться просто отсутствие небольшой - в сравнении с масштабами задуманного - необходимой поддержки».
«Энергии и творчества Виталию Вавилину всегда было не занимать, а сегодня у него уже есть серьезная база для нового рывка в его музейном проекте», - рассказал в беседе с «ДЕЛОМ» бывший глава Автограда, генеральный директор "Особой экономической зоны Тольятти» Сергей Андреев. Что придумал Вавилин, и сможет ли стать проект МАР для Тольятти его собственным «эффектом Гуггенхайма»?
«Я знаю немало людей, которые заявляли, что у них есть прекрасная коллекция, и они будут делать музей, - рассказывает «ДЕЛУ» Виталий Вавилин. - В итоге это ничем не заканчивалось. Важно понимать принципиальную разницу между коллекцией коллекционера и собранием музея. Это разные цели, разный функционал».
«Вавилин проявляет чудеса героизма, ведь музей - дело очень дорогое и хлопотное, - говорит Константин Худяков. - Я в свое время тоже пытался с группой единомышленников создать музей, но не получилось. Снимаю шляпу перед Вавилиным».
Действительно, сегодня частные художественные музеи в России можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. По понятным причинам практически все они находятся в двух столичных городах: Москве и Санкт-Петербурге, административная и экономическая мощь, реализованный туристический потенциал которых изначально дают фору любому креативному проекту на своей территории. При этом даже в столицах из доброго десятка открывавшихся с далекого 2007 года частных художественных музеев коллекционеров самого разного уровня, включая известных миллиардеров списка «Форбс», выжило, как проанализировало «ДЕЛО» лишь пять.
В чем феномен «Музея актуального реализма» Самарской области и какие возможности для развития все еще скрываются в Тольятти?
Продолжение следует
Автор статьи: А.Петренко
Фото: из архива Музея Актуального Реализма