Найти в Дзене
Назад в СССР

Фрагмента из какого фильма НЕТ на картинке? Тест

Советское кино подарило множество фильмов, которые до сих пор создают праздничное настроение и ассоциируются с Новым годом. Помимо всем известных «Иронии судьбы» или «Карнавальной ночи», есть и другие, менее популярные, но не менее интересные работы, достойные внимания. Одной из таких картин стал фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». 30 декабря 1968 года на экранах советских кинотеатров состоялась премьера фильма «Зигзаг удачи», снятого Эльдаром Рязановым. Эта картина, хотя и не стала самой популярной работой режиссёра, продолжила его стремление создавать комедии с новогодним настроением, начатое ещё в «Карнавальной ночи». Сюжет рассказывает об увлекательных, но непростых событиях, произошедших с фотографом Володей Орешниковым. Он неожиданно выигрывает крупный денежный приз в лотерее, используя для покупки билета средства из общей кассы взаимопомощи своего фотоателье. Главные роли в этой истории исполнили выдающиеся актёры: Евгений Леонов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев и Ирин
Оглавление

Советское кино подарило множество фильмов, которые до сих пор создают праздничное настроение и ассоциируются с Новым годом. Помимо всем известных «Иронии судьбы» или «Карнавальной ночи», есть и другие, менее популярные, но не менее интересные работы, достойные внимания. Одной из таких картин стал фильм Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи».

мой фотоколлаж - Фрагмента из какого фильма НЕТ на картинке? Тест
мой фотоколлаж - Фрагмента из какого фильма НЕТ на картинке? Тест

О фильме «Зигзаг удачи»

30 декабря 1968 года на экранах советских кинотеатров состоялась премьера фильма «Зигзаг удачи», снятого Эльдаром Рязановым. Эта картина, хотя и не стала самой популярной работой режиссёра, продолжила его стремление создавать комедии с новогодним настроением, начатое ещё в «Карнавальной ночи». Сюжет рассказывает об увлекательных, но непростых событиях, произошедших с фотографом Володей Орешниковым. Он неожиданно выигрывает крупный денежный приз в лотерее, используя для покупки билета средства из общей кассы взаимопомощи своего фотоателье. Главные роли в этой истории исполнили выдающиеся актёры: Евгений Леонов, Валентина Талызина, Евгений Евстигнеев и Ирина Скобцева.

Соавторство Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского зарекомендовало себя ещё в период работы над фильмом «Берегись автомобиля», который стал настоящим кинематографическим хитом. Поэтому от их нового проекта публика и критики ожидали не меньшего успеха. Будущую картину первоначально назвали «Кривая счастья». Однако процесс её запуска в производство оказался непростым. В то время для получения разрешения на экранизацию необходимо было представить уже проверенный материал, например, литературное произведение, которому аудитория доверяла. Создание фильма по оригинальному сценарию часто вызывало сомнения у руководителей.

кадры из фильма «Зигзаг удачи»
кадры из фильма «Зигзаг удачи»

У Рязанова и Брагинского не было готовой книги, зато была реальная история из жизни профсоюзного служащего, который брал деньги из общей кассы на покупку облигаций. Решив обойти бюрократические препоны, авторы прибегли к хитрости: они оформили сценарий как литературное произведение и опубликовали его в журнале в виде повести. После этого была подана заявка на экранизацию. И план сработал! Руководство одобрило проект, и уже в январе 1968 года начались съёмки первых эпизодов.

Фотоателье, которое в фильме носит название «Современник», было выбрано Рязановым не случайно. Это имя напрямую отсылает к главному театральному конфликту того времени — расколу в московском театре «Современник». Внутренние разногласия и ссоры коллектива стали вдохновением для создания сатирической линии в фильме.

Ещё на стадии разработки сценария Эльдар Рязанов представлял себе конкретных актёров в образах главных героев. Он специально подстраивал роли под их манеру игры и особенности. Особую заинтересованность режиссёр испытывал в сотрудничестве с Алисой Фрейндлих. Ему хотелось предложить актрисе необычную для неё роль. Однако из-за высокой занятости Алисы Бруновны это оказалось трудно реализовать. После её отказа от роли Шурочки в фильме «Гусарская баллада» у Рязанова появилась надежда привлечь её к новому проекту. Для неё он создал образ председателя месткома Алевтины Васильевны. Однако планы снова рухнули: Фрейндлих была беременна и не могла участвовать в съёмках. Тогда режиссёр решился на замену, отдав роль Валентине Талызиной, которая на тот момент не была широко известна.

Выход фильма стал поворотным моментом в карьере Талызиной. Её популярность начала расти, но закрепилась она в амплуа героинь с определённым типажом — умных, но непривлекательных женщин.

Похожая история произошла и с выбором исполнителя главной роли. Изначально Рязанов видел в образе героя Иннокентия Смоктуновского, с которым он уже работал в «Берегись автомобиля». Режиссёр планировал вновь пригласить его, так как сценарий был написан именно под этого актёра. Однако из-за серьёзных проблем со здоровьем Смоктуновскому пришлось отказаться от участия. Это вынудило команду организовать кастинг, в котором приняли участие такие звёзды, как Сергей Шакуров, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Несмотря на сильных конкурентов, выбор неожиданно пал на Евгения Леонова, который в итоге и стал одним из ключевых лиц фильма.

кадры из фильма «Зигзаг удачи»
кадры из фильма «Зигзаг удачи»

Режиссёр Эльдар Рязанов был убеждён, что внешность и актёрская манера Евгения Леонова идеально подходят для образа Володи Орешникова. Однако члены художественного совета с этим не согласились. Они посчитали Леонова недостаточно выразительным для главной роли и отказались его утверждать. Рязанов, твёрдо уверенный в своём выборе, решил прибегнуть к хитрости. Он намеренно затягивал процесс одобрения других кандидатов, чтобы к началу съёмок у руководства просто не оставалось времени на изменения. В итоге они были вынуждены согласиться с выбором режиссёра, и Леонов получил роль.

Не менее неожиданными оказались и другие кастинговые решения. Например, Юрий Визбор был основным кандидатом на роль директора овощебазы, но Рязанов предпочёл Евгения Евстигнеева. Что касается роли Пети, её доверили ещё малоизвестному Георгию Буркову. Режиссёр объяснил свой выбор тем, что у Буркова было «совершенно уникальное лицо спившегося русского интеллигента». Это сотрудничество стало началом их дальнейшей работы: Бурков позже неоднократно снимался в эпизодических ролях в фильмах Рязанова.

Сами съёмки оказались непростыми. Процесс проходил в январе и феврале 1968 года, в период суровых зимних морозов. Температура нередко опускалась до минус 20 градусов. Несмотря на это, в фильме было множество уличных сцен, которые снимались по 12 часов в день. Актёры тяжело переносили холод, пытаясь согреваться алкоголем, за что нередко получали строгие выговоры от режиссёра. Тем не менее, съёмочная команда уложилась в два месяца, и работа над фильмом завершилась в срок.

Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:

Премьера фильма состоялась 30 декабря 1968 года, аккурат под Новый год. Однако картина не вызвала восторга ни у зрителей, ни у критиков. Примечательно, что конкретных упрёков в адрес режиссёра или актёрской игры никто не высказывал. Фильм просто не пришёлся публике по вкусу — возможно, оказался не ко времени или не на своём месте.

Мнения разнились: одни считали финал слишком предсказуемым, другие говорили о «провисании сюжета», а третьи утверждали, что второстепенные актёры переиграли главных, что нарушило внутренний баланс картины. Тем не менее, настоящая причина прохладного приёма крылась глубже. Современные критики сходятся во мнении, что Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский в какой-то мере опередили своё время. Они слишком реалистично отразили атмосферу того периода.

В эпоху, когда люди много трудились, получали стабильный доход и думали о всеобщем благополучии, среднестатистический человек редко мог позволить себе реализовать свои сокровенные мечты. Именно это ощущение безысходности было мастерски передано в фильме. Возможно, такая искренность и стала для зрителей неприятным напоминанием о собственной реальности.

Сам Рязанов редко возвращался к этому проекту в своих воспоминаниях. Даже в своей автобиографической книге «Неподведённые итоги» он упоминает «Зигзаг удачи» всего лишь два-три раза, да и то мельком.

Советское кино с его новогодними фильмами не перестаёт удивлять многогранностью. И кто знает, возможно, в этом году стоит открыть для себя что-то новое среди старых классических лент?

Фрагмента из какого фильма НЕТ на картинке? Тест