Советские новогодние фильмы продолжали традиции сказок, одновременно отражая реалии времени. Они смешивали магию, юмор и немного сатиры, создавая тот самый уютный и душевный кинематограф, который помогает забыть о заботах и наслаждаться праздником.
Как снимали "Иронию судьбы, или С легким паром!"
По традиции, 31 декабря, занимаясь приготовлением праздничного стола или собираясь в гости, мы включаем, пожалуй, самый любимый и знакомый каждому новогодний фильм — «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Этот фильм настолько прочно вошёл в нашу жизнь, что многие знают его буквально наизусть. В народе даже ходит шутка: «После просмотра фильма „Ирония судьбы, или С лёгким паром“ на прошлой неделе, половина россиян автоматически встретила Новый год!»
Первый показ фильма собрал рекордную аудиторию — его посмотрели 100 миллионов зрителей. По многочисленным просьбам 7 февраля состоялся повторный показ. В 1977 году картина была признана лучшим фильмом года по результатам опроса журнала «Советский экран».
Этот фильм представляет собой авторскую экранизацию пьесы, созданной Эмилем Брагинским и Эльдаром Рязановым, под названием «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Именно это произведение, написанное в 1969 году, дало фильму его вторую часть названия. До выхода киноленты спектакль по мотивам пьесы с успехом ставили на сценах нескольких театров.
В театральной постановке создатели пьесы задумали обыграть типовое строительство и схожесть повседневной жизни советских людей. Однако для большей правдоподобности они изменили детали: вместо путешествия на поезде главный герой отправляется в Ленинград на самолёте. Такое решение приняли, чтобы избежать ситуации, в которой герой успевает прийти в себя по дороге. При этом персонаж должен был остаться положительным, а не вызывать ассоциации с хроническим выпивохой. Чтобы оправдать его состояние, создатели сделали пьянство частью празднования, и история обрела новогодний колорит. Новый год, как известно, время чудес, поэтому по сюжету герой, будучи нетрезвым и едва стоящим на ногах, умудряется попасть на борт самолёта!
Когда Эльдар Рязанов задумал перенести пьесу на экран, на «Мосфильме» его идею отвергли, сочтя сюжет «несерьёзной комедией, популяризующей пьянство». Однако «Гостелерадио» дало разрешение на создание двухсерийного телефильма. Съёмки всё же проходили на «Мосфильме», где в одних и тех же декорациях обустроили квартиры Нади и Жени. Чтобы создать иллюзию разных интерьеров, меняли местами мебель, перекладывали предметы и использовали разные углы съёмки. Именно там, на студии, из стеклянных блоков построили «баню».
Некоторые уличные сцены снимали в Ленинграде, но для эпизодов с новостройками использовали московские локации. Они были сняты на проспекте Вернадского, где только что возвели экспериментальные дома. В том же районе находилась реальная московская Третья улица Строителей, хотя её ещё в 1963 году переименовали в улицу Марии Ульяновой.
На роль Нади Шевелёвой претендовали многие талантливые актрисы. Среди них были Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драматического театра Марина Меримсон и Валентина Талызина, чей голос впоследствии озвучил главную героиню. Более того, режиссёра активно уговаривали пригласить Алису Фрейндлих.
Однако Эльдар Рязанов вспомнил польский фильм «Анатомия любви», где женскую главную роль исполнила Барбара Брыльска. Впечатлённый её игрой, он раздобыл телефон актрисы и связался с ней в Варшаве. Прочитав сценарий, Барбара согласилась прилететь в Москву на кинопробы, где её интерпретация образа оказалась наиболее убедительной.
Тем не менее, возникла серьёзная проблема: у Барбары был хриплый, прокуренный голос и сильный польский акцент. А героиня — учительница русского языка, да ещё и исполняющая песню! Рязанов не хотел менять национальность или профессию Нади, поэтому решил объединить внешность Брыльской с голосами Аллы Пугачёвой и Валентины Талызиной.
Однако в титрах об этом не упомянули, что вызвало недовольство. Валентина Талызина открыто заявляла о своей обиде: «Я за Брыльскую говорила, Пугачёва — пела. А она получила государственную премию. За что?» Барбара спокойно ответила: «Ты права, но премию я себе не присуждала», однако переубедить Талызину так и не смогла.
Интересная деталь: в одной из сцен Ипполит, расстроенный уходом Жени, включает телевизор, где показывают фильм «Соломенная шляпка» (1974). Этот фильм впервые вышел на экраны 31 декабря 1974 года, что точно указывает на время действия «Иронии судьбы» — герои встречают Новый 1975 год. В кадре мелькает Андрей Миронов, сыгравший в «Соломенной шляпке» вместе с Людмилой Гурченко. Любопытно, что оба актёра пробовались на главные роли в «Иронии судьбы».
Андрей Миронов хотел исполнить роль Жени Лукашина, однако Эльдар Рязанов представлял его исключительно в образе Ипполита. Кроме того, в контексте сюжета герой Миронова никак не мог выглядеть человеком, лишённым успеха у женщин — зрители просто не поверили бы в такую историю. По этой причине кандидатура Миронова была отклонена. Среди претендентов на главную роль рассматривались Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
Удивительно, но Андрей Мягков попал в проект почти случайно. В какой-то момент съёмочный процесс застопорился, и руководство потребовало от Рязанова утвердить список актёров. Чтобы временно закрыть вопрос, ассистент режиссёра предложила малоизвестного актёра Андрея Мягкова, своего знакомого. Однако на пробах произошло настоящее чудо: после первой же сцены, исполненной Мягковым, Рязанов понял, что нашёл идеального Жени Лукашина.
Поначалу роль Ипполита была отдана Олегу Басилашвили. В первых съёмочных днях он даже успел сняться в нескольких эпизодах. Однако трагическое событие — смерть его отца — вынудило актёра отказаться от участия в проекте. Несмотря на замену, в одной из сцен осталась небольшая неточность: Женя выбрасывает в окно фотографию Ипполита, а позже Надя поднимает из снега фото не Юрия Яковлева, а Олега Басилашвили. Переснять этот момент уже не удалось, так как началась весна, и снег растаял.
Перед Рязановым стояла сложная задача — найти актёра, который не только обладал бы талантом на уровне Басилашвили, но и имел бы схожую фактуру. Решение пришло быстро: режиссёр обратился к Юрию Яковлеву.
Яковлев отнёсся к ситуации с пониманием и без обид согласился на роль, несмотря на то, что его пригласили в качестве замены.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — кинокартина, по праву ставшая символом новогодних праздников на всём постсоветском пространстве. С момента её премьеры 1 января 1976 года фильм занял особое место в сердцах зрителей. Однако он стал настоящим шедевром советского кинематографа не только благодаря искусной передаче атмосферы Нового года, но и благодаря своему глубокому гуманистическому посылу, юмору и тонкому отражению повседневной жизни.
После окончания съёмок начали распространяться слухи о возможном запрете картины из-за якобы пропаганды пьянства. Ситуация была напряжённой, но судьба фильма решилась благодаря высшему руководству страны. «Ирония судьбы» вызвала неподдельное восхищение у Леонида Брежнева. Он не только позволил выпустить фильм на экраны, но и упомянул его в своём докладе на партийном съезде.
Особенно примечательно, что сам Леонид Ильич признался в трогательной симпатии к героине Галине, которая, по его словам, вызывала искреннее сочувствие из-за того, что ей пришлось встречать Новый год в одиночестве.
Посмотрите и другие тесты на канале «Назад в СССР»:
Сегодня, несмотря на смену эпох и вкусов, советские новогодние фильмы продолжают дарить радость зрителям. Их тепло и искренность неподвластны времени. В канун праздника миллионы семей всё ещё включают «Иронию судьбы», напевают «Пять минут» или погружаются в фантастический мир «Чародеев». Эти картины напоминают о том, что Новый год — это время верить в лучшее и быть рядом с близкими.
Советские новогодние фильмы — это не просто кино, это часть культурного кода, традиция, объединяющая поколения. И пусть время идёт вперёд, эти истории всегда будут ассоциироваться с запахом мандаринов, блеском ёлочных игрушек и надеждой на чудо.