Что за дом такой – Дом Нирнзее? Это не просто высокое здание в центре Москвы. Это символ истории, культуры и духа столицы. Здесь бывали самые известные литераторы страны и снимались любимые кинофильмы. Здесь мастер Михаил Булгаков встретил свою Маргариту.
Первый московский небоскрёб, он же "Тучерез", он же "Дом холостяков", он же "Дом Нирнзее", расположен в самом центре столицы, в двух шагах от Тверской: Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Попасть сюда достаточно легко – об этом я подробно написала в статье:
Там же рассказала о том, каким уникальный Дом Нирнзее был задуман: малогабаритное жильё для несемейных служащих с длинными коридорами и широкими лестничными пролётами, с шестиметровыми потолками, с кухней и столовой на последнем этаже.
Всё это (кроме самих квартир, конечно) можно увидеть, если прийти сюда на выставку, организованную редакцией журнала "Вопросы литературы". Осмотрев интересные детали первого столичного небоскрёба в первой статье, мы переключили своё внимание на крышу этого дома и её невероятно интересную историю:
А сегодня мы побываем на выставке, которая проходит здесь до 1 июля 2025 года: "Литературный этаж. 100 лет на крыше Дома Нирнзее".
С 1975 года редакция журнала «Вопросы литературы» располагается на крыше легендарного дома, но история этого места в два раза длиннее. За сто лет в этих стенах побывали разные журналы и издательства, писатели и художники: Б. Пастернак, А. Толстой, И. Эренбург, М. Шолохов, А. Солженицын, А. Тарковский и многие другие поэты, драматурги, прозаики, сценаристы и режиссёры.
В самом начале выставочного пространства можно увидеть длинный-длинный список тех, кто посещал литературный этаж знаменитого первого небоскрёба:
"Это место было настоящим центром притяжения для московской творческой интеллигенции.
...Есть в Москве особенная, потаенная крыша. В прошлом она была доступна москвичам, в тяжелые времена возвращала им веру в жизнь и радовала возможностью видеть в Москве Москву" – такие слова можно прочитать на сайте выставки.
Давайте прогуляемся вместе по Литературному этажу! Начинается выставка с истории Дома Нирнзее, с 11 фактов о нём:
Много внимания уделено знаменитостям мира культуры:
На стене слева – фото Михаила Булгакова и его третьей жены Елены. Они познакомились именно здесь! Но об этом расскажу в следующий раз.
Отдельный стенд (или баннер, скорее) посвящён кооперативному издательству "Московское товарищество писателей", открытому здесь в 1924 году. Поднявшись на Литературный этаж в начале 1930-х, вы не увидели бы здесь привычных кабинетов – это был огромный зал с антресолью; 600 квадратных метров; шестиметровые потолки и окна во всю стену. Издательство проработало на Крыше десять лет.
Обе стены длинного коридора Литературного этажа стали выставочным пространством. Слева – история от строительства Дома Нирнзее до современности.
Справа – вторая экспозиция. "Юрий Домбровский: Homo liber". Она посвящена советскому писателю Юрию Домбровскому и его позднему московскому периоду творчества (1950-е - 1970-е).
Пройдя весь коридор до конца, мы поворачиваем назад. Во-первых, мы пропустили ещё один маленький островок прошлого:
А во-вторых, нам пора вернуться к открытой двери. Входим. Прямо перед нами небольшая комната с панорамным окном: отсюда открывается вид на легендарную крышу Дома Нирнзее и на центр города.
Все три комнаты, расположенные здесь (через эту можно попасть в два кабинета), будто переносят нас в прошлое. В 1975 году, когда редакция "Вопросов литературы" переехала сюда, она получила в наследство от прежнего хозяина – "Советского писателя" – мебель и различные предметы интерьера. Так "атмосфера прошлого" навсегда поселилась здесь.
Сначала подойдём к панорамному окну и полюбуемся видами столицы:
Затем пройдём в комнату слева. Это Комната неизвестного писателя – инсталляция с элементами исторического интерьера.
Здесь практически каждый предмет времён издательства "Советский писатель". Отсюда была убрана вся современная мебель, после чего кабинет стал заполняться множеством старых предметов.
Двухуровневый сейф 1950-х годов притаился в углу:
Люстра сталинского ампира 1930-х годов, напоминающая люстры в московском метро на старых станциях:
А потолки необыкновенные – шестиметровые:
На письменном столе - арифмометр «Феликс», выпущенный в городе Курске (на таких раньше считали авторские гонорары). Настольная лампа 1940–1960 годов.
За столом, у стены, стоит ещё один интересный артефакт 1940-х – 1950-х годов: огромный письменный шкаф, созданный писателем Сергеем Антоновым. Здесь хранятся книги, изданные "Московским товариществом писателей" и "Советским писателем".
У окна, в окружении зелёных растений, – вольтеровское кресло. Этот небольшой зимний сад создан как напоминание о том буйстве зелени, которое когда-то встречало жителей и гостей Дома Нирнзее на легендарной Крыше.
Справа от вольтеровского кресла расположился кабинетный диван 1930-х годов. Рядом с ним – дисковый телефон «Nordfern W66», произведённый в ГДР. Старая печатная машинка. Старый торшер.
Ещё одна интересная деталь. На стене у выхода из комнаты висит часть литографии с портретом Николая II. Она была найдена в одном из помещений редакции на антресоли.
Предположительно, портрет мог быть порван во время штурма здания большевиками в октябре 1917 года.
А под литографией, на полу, дремлет печатная машинка. Сколько же здесь их!
Вторая комната, расположенная напротив, тоже наполнена артефактами прошлого столетия. И здесь время давно остановилось...
Как и в Комнате неизвестного писателя, здесь такой же шестиметровый потолок:
...та же люстра сталинского ампира 1930-х годов:
...и панорамное окно во всю стену:
Знакомая обстановка: именно в этом помещении в середине 1980-х снимали некоторые сцены художественного фильма Карена Шахназарова "Курьер".
Героиня Светланы Крючковой сидела за этим письменным столом, у этой печатной машинки:
Стол ближе:
В этом удобном кресле расположился Иван Мирошников, главный герой фильма:
Шкафа, который стоял справа от кресла, уже нет. И лампа другая, и кресло. А вот письменный стол всё тот же:
Интересно было попасть в кадр одного из моих любимых кинофильмов!
Два старых книжных шкафа превратились в музейные экспонаты. На дверцах одного из них можно прочитать о "Десятой музе" на крыше Дома Нирнзее. Текст переносит нас в 1915-1917 годы, когда на 10 этаже и на крыше снимались фильмы.
Второй шкаф продолжает рассказ: кинематографическая история Дома Нирнзее не закончилась и после революции. О к/ф "Курьер" я уже рассказала.
Добавлю только, что в середине 1970-х режиссёр Эльдар Рязанов выбрал крышу Дома Нирнзее для съёмок одной из сцен лирической комедии "Служебный роман": главные герои в исполнении Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова объясняются на крыше этого дома.
На одной из стен, под потолком, постоянно сменяют друг друга кадры из немого кино, отснятые здесь:
А ниже, под кинохроникой, можно увидеть афиши. Среди них есть и "Курьер", и "Служебный роман".
В этой комнате хранится киноистория Дома Нирнзее, а в комнате напротив – история литературная. Но они, эти истории, переплетены в одну, общую. Много ещё интересностей и тайн хранит Дом Нирнзее. О некоторых из них я расскажу в следующий раз...
* Какие достопримечательности можно найти поблизости от Дома Нирнзее? Об этом читайте здесь: