В 1912 году в Гнездниковском переулке столицы, в двух шагах от Тверской улицы, появилось уникального для того времени здание. Его называли "Тучерез": на 44 метра над городом вознёсся этот первый московский небоскрёб. На гостей и жителей Первопрестольной он производил впечатление заокеанского гиганта. "Свой Нью-Йорк в Москве" – так писали об этом здании.
О том, как выглядят первые девять этажей Дома Нирнзее, я уже рассказывала:
Архитектор стремился максимально освободить жильцов от быта и от готовки. Домовая кухня и столовая должны были разместиться на последнем, десятом, этаже. У дома не было не только кухонь, но и собственного внутреннего двора, не считая совсем маленького и тёмного двора-колодца. Зато была просторная плоская крыша – её нижний ярус окружал по периметру десятый этаж небоскрёба. Её ждала удивительная судьба!
Крыша Дома Нирнзее активно использовалась вплоть до середины 1960-х. Чем только она не была! И местом для свиданий, и волейбольной площадкой... А ещё сюда выводили на прогулки малышей из частного детского сада, который был открыт в одной из квартир.
В 1915 году на крыше Дома Нирнзее был оборудован кинопавильон для зимних съёмок товарищества «Киночайка», основанного В. Гардиным и В. Венгеровым.
Вообще этот дом имеет богатую кинематографическую историю. Легендарная крыша мелькала не только в "немом" кино. Именно здесь были сняты некоторые сцены «Курьера» Карена Шахназарова и «Служебного романа» Эльдара Рязанова, а также финал фильма «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина.
Помимо "киношной", есть у крыши Дома Нирнзее и ресторанная история. В 1920-е годы здесь работало заведение общепита под названием "Крыша", позже преобразованное в столовую небезызвестного "Моссельпрома". Там играл оркестр, выступали актёры, крутилось кино.
На выставке в редакции журнала "Вопросы литературы" представлено много фотографий здания разных лет. Есть и снимки, сделанные в 1920-х. Например, сохранилось вот такое рекламное объявление, приглашающее посетить ресторан "Крыша":
"Ежедневные гуляния над Москвой, кино на открытом воздухе, два оркестра": заманчивое предложение, правда? В те годы на чудо-крыше бил фонтан, зеленели висячие сады. На нижнем ярусе был мост, соединявший два крыла дома-тучереза, а на верхнем – стеклянный павильон и смотровая вышка. Вид на город отсюда открывался удивительный!
А вот фотография 1928 года, на которой запечатлён Максим Горький на фоне Дома Нирнзее:
И правда, этот тучерез смотрится масштабно, возвышаясь над другими зданиями центра!
Столичные деятели культуры тех лет тоже облюбовали этот необыкновенный уголок. В 1934 году, когда умер архитектор Нирнзее, на крыше появилось одно из крупнейших издательств страны: "Советский писатель". Создано оно было по инициативе Максима Горького.
Крыша Дома Нирнзее всегда будто жила своей собственной жизнью, причём тесно связанной с тем, что происходило в Москве. Во время Великой Отечественной войны, например, на крыше установили зенитные орудия, отражавшие атаки немецких самолётов, и разместили штаб ПВО.
После войны здесь продолжили показывать "кино на открытом воздухе". Сохранилась заметка из журнала "Огонёк" за 1948 год "В дом приехала кинопередвижка".
"Стемнело, и на фоне ночной Москвы замелькали кадры фильма. После трудового дня в нескольких шагах от своих квартир картину смотрели обитатели большого дома – дома, где стараниями общественности хорошо и умело организован досуг жильцов.
Здесь есть своя библиотека из 800 книг, кружки: два драматических, музыкальный, хоровой, хореографический, изобразительного искусства, стрелковый. На маленькой сцене на той же крыше часто бывают концерты и спектакли..."
Вот как интересно жили в Доме Нирнзее.
Издательство "Советский писатель" находилось здесь до 1974 года, а в 1975-м на крыше поселились "Вопросы литературы". Этот журнал живёт в этих стенах и по сей день.
Что же стало с легендарной крышей? В наше время она пустует. Нет ни кафе, ни смотровых площадок, ни передвижных кинотеатров, ни фонтанов. Это просто технический этаж.
Доступ простым смертным на неё закрыт. Как мне сообщила сотрудница редакции журнала "Вопросы литературы", зайти на крышу теперь могут только работники жилищно-коммунального хозяйства.
Увидеть эту крышу можно из трёх окон редакции, чем я и воспользовалась. Я прошла через небольшую кухоньку, которой и сейчас пользуются сотрудники:
Убери отсюда микроволновку – и снова перед нами семидесятые, когда "Вопросы литературы" поселились в Доме Нирнзее.
Через кухню пройдём на лестницу и поднимемся выше...
Закуточек с тремя окошками сегодня стал "курилкой" редакции. Жаль, это место выглядит таким запущенным и заброшенным... Но виды отсюда открываются действительно удивительные: Москва как на ладони.
Ну, а в следующий раз мы прогуляемся по редакции и посетим все пространства интересной выставки "Литературный этаж. 100 лет на крыше Дома Нирнзее". Так что не переключайтесь!)