После принятия христианства на Руси благополучно продолжили отмечать языческий новый год. Да что там «после принятия христианства», зимние святки (24 декабря — 6 января) дожили и до ХХ века.
Так как языческий Новый год приходился на важнейшие христианские праздники: на Рождество Христово (25 декабря по старому стилю, по новому 6 января) и на Крещение Господне (6 января по старому стилю, по новому 19 января) – то неудивительно, что средневековые церковники так резко и упорно протестовали против проведения древних игрищ.
Церковь создавала проповеди, «Слова» против языческих празднеств, вводила посты, приходившиеся на время ритуальных пиршеств, учреждала новые праздники на замену старым.
Вскоре после принятия христианства на Руси у Нового года появилась новая официальная дата празднования — 1 марта. Летоисчисление велось по византийской системе от сотворения мира, а именно от 5508 года до нашей эры.
В 1492 году, то есть 7000-м от сотворения мира, ожидался очередной конец света. После того, как его не произошло, церковные и светские власти установили новую дату празднования Нового года на 1 сентября.
В этом же году Великий князь Иван III Васильевич впервые был наименован митрополитом Зосимой «государем и самодержцем всея Руси, новым царем Константином» — в этот период начинает зарождаться концепция «Третьего Рима», перениматься византийские символы и некоторые традиции. В том числе и относящиеся к празднованию Нового года.
Праздник сопровождали пышные церковные церемонии. Главное действо проходило наСоборной площади Московского Кремля. На большом помосте (рундуке) устраивали три аналоя – два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места – для патриарха и для царя.
Патриарх (с 1589 года, а до этого митрополит) выходил на действо из Успенского собора в сопровождении духовенства. Когда патриарх выходил на площадь, ему навстречу с Благовещенской паперти выходил царь в сопровождении бояр. Шествие сопровождалось колокольным звоном.
После того, как патриарх и царь занимали свои места, клирики и бояре занимали места по чину. Между Благовещенским и Архангельским соборами стояли стольники, стряпчие и дворяне. Между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. Между Архангельским и Успенским соборами стояли генералы, полковники. Иноземные послы стояли на паперти Архангельского собора.
Начиналась торжественная церковная служба. После которой, патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой ответной речью, заканчивая словами: «…дал Бог, жив». И прикладывался к Евангелию и иконам.
После этого царя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные лица, подходя по двое с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх — благословением. После царя поздравляли бояре с поклоном на большой обычай (почти до земли). Потом бояре поздравляли патриарха.
Когда взаимные поздравления духовных и придворных лиц заканчивались, царь обращался к народу и выслушивал ответные поздравления. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Царь отвечал поклоном. Всё заканчивалось раздачей царской милостыни.
P.S. И не забываем ставить лайки и подписываться на канал