Не знаю как вы, а мое первое знакомство и увлечение живой природой начиналось в раннем детстве с изучения насекомой живности в парках и скверах Баку. Во времена, когда еще не было столько бетона и стекла, некоторые части парков представляли собой настоящие заросли, а порой и улицы походили на лесную чащобу. Насекомых было много и они отличались разнообразием.
Бабочки
Девочкам, конечно, больше нравились бабочки, коих летом было неимоверное количество. Особенно капустниц, которые могли составить по численности конкуренцию мухам и комарам.
Не меньше было ярких бабочек-репейниц — любимых объектов охоты бакинской детворы.
Попадались и красивые махаоны, поймать которых было большой удачей.
А уж сколько было голубянок, причем разных расцветок (видов): от классических голубых до ярко-лимонного цвета.
Начав изучать тему, в основном по "Вике", где есть отдельная статья о бабочках, обитающих в Азербайджане, я был поражен их разнообразием в Баку. Мы то их разделяли достаточно грубо, а на самом деле в городе, по моим воспоминаниям, обитало несколько десятков видов чешуекрылых. Не даром детские сачки, которые периодически появлялись в игрушечных магазинах, были большим дефицитом.
Я всегда мечтал о таком, но пользовался самодельным из марли.
В заключении темы отмечу еще двух бабочек, бросавшихся в глаза. "Адмирала", которого считали более редкой расцветкой репейницы.
И бражников, поражавших своей мощью и массивностью, а главное — умением зависать над цветком с такой частотой работы крыльев, что их не было видно.
Бражников почему-то называли мотыльками, хотя это классическое семейство, относящееся к бабочкам.
Жучки
Удивительно, но у большинства бакинских мальчишек не было неприязни к жукам, которая частенько приходит с возрастом. Помню, как я на галерее в старом дворе поймал таракана и принес в квартиру показать родителям. Мама была в шоке. А бабушку вообще чуть не хватил сердечный приступ.
Тараканов, конечно, они видели немало, практически постоянно на коммунальной кухне, но чтобы взять в руки! Меня заставили выбросить насекомое, а потом 100 500 раз вымыть руки с хозяйственным мылом.
Сейчас я бы таракана в руки точно не взял. Даже представить такое неприятно, хотя с прочими жуками все нормально. Нередко "радую" ими супругу и детей во время поездок по районам.
Культовый майский
Для бакинской детворы майский жук — это отдельный культурный слой детских игр. Его, по-моему, вообще не воспринимали как жука, скорее как живую игрушку.
Хотя жук был летающим, поймать его было просто, а привязанный за лапку ниткой, он становился летающим по кругу самолетом, очень напоминающим популярный в то время аттракцион.
Сколько майских жуков нашли свое упокоение в спичечных коробках, сколько было отправлено в муравейник или посажено кучно в банку для наблюдения за гладиаторскими боями, и не сосчитать.
Удивительно, но на самом деле насекомое не имело никакого отношения к майским жукам. Это был даже другой род (бронзовок). Почему в Баку их так называли?
Знаменитый солдатик
Удивительно, я совершенно перестал их видеть в Баку. А были времена, когда они бегали целыми колониями по деревьям. Клоп-солдатик был настолько распространен, что даже, не смотря на свою яркую внешность, мало интересовал бакинских детей. Разве что если подбросить к муравьям.
В Баку их часто называли "пожарниками", хотя это совершенно другой жук.
Девичья божья
Как кажется, единственным насекомым, которое не боялись девочки была божья коровка — хищница, каких мало. Помимо классической пятнистой раскраски (оранжевого или красного цвета), в Баку попадались и более редкие — черные коровки, они не пользовались такой популярностью, как более яркие собратья.
Про жуков-навозников и прочих черного цвета земляных жуков писать не буду, их было много и "разнообразно", как и жужелиц, а экзотические жуки-олени и носороги попадались очень редко (я их видел только в парке Дзержинского). Несчастные тут же становились предметом интереса бакинской детворы в нескольких ближайших дворах и большой ценностью для обмена.
Как-то я поймал жука-усача, тогда мне было лет пять, и он казался огромным (наверное, из-за усов). Что мне только не предлагали за него в "дворовом обменнике", а сейчас выясняется, что это был краснокнижный альпийский усач. Его наверное и коллекционерам можно было продать.
Кузнечики
Кузнечиков в городских парках было немного, поэтому они были популярны у детворы. Но когда мы переехали на Разина, еще совсем не благоустроенный в нашей части, то рядом было два огромных поля (на месте будущего дома быта "Айгюн" и за 132-й почтой). Между ними шла проселочная грунтовая дорога, и вся местность была достаточно дикой. Один шаг в сторону от дороги, по полю, приводил буквально к взрыву под ногами из разной насекомой живности — десятки прыгающих и летающих насекомых разлетались в разные стороны.
Там я увидел тьму различных кузнечиков, от совсем крошечных, типа сверчков, до огромной саранчи, которая не умещалась в ладонь. Но топом были палочники (так я их называл, как "просвещенный" мальчик), пацаны их звали солдатиками. На самом деле это было насекомое из семейства саранчовых.
Некоторые были достаточно крупные — в два спичечных коробка, и вызывали холодок ужаса во время ловли. Кстати, эти насекомые упоминаются в Библии, ими питался Иоанн Креститель.
Стрекозы
Эти замечательные вертолетики с огромными фасеточными глазами были объектами активного детского промысла. А уж завязать ниткой на ножку стрекозу — это была мечта бакинских малышей.
Правда, не все рисковали их ловить. Правильно было за сложенные крылышки, а в таком положении можно было застать только мелкие экземпляры.
Крупные крылья не складывали, поэтому оставался только хвост. Но стрекозы умело сворачивались и больно кусали своими жвалами. Нужно было иметь определенную сноровку, чтобы быстро перехватить ее за крылышки, пока стрекоза не свернулась для укуса.
Богомоловые
В заключение о моем любимце — богомоле — основном гладиаторе дворовых баталий на арене стеклянных банок. Поразительное по красоте и функциональности насекомое, как будто пришедшее из другого мира.
Кстати, отличное экологическое средство против насекомых дома. Запускаете богомола в квартиру, а лучше парочку, и он отучает других представителей класса вас посещать.
О паучках как-нибудь в другой раз.