Найти в Дзене
Дорожная Аналитика

История советских автомобилей - ЗАЗ-965 "Запорожец". Коротко о главном.

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели моего канала!🖐️

ЗАЗ-965 "Запорожец" — это знаковый автомобиль, который стал первым по-настоящему народным транспортным средством в Советском Союзе. Его создание было важным этапом в развитии автомобильной промышленности страны и оставило значительный след в истории.

Фото заимствовано - https://www.drive2.ru/r/zaz/965/90046/
Фото заимствовано - https://www.drive2.ru/r/zaz/965/90046/

Небольшая предыстория

После Второй мировой войны Советский Союз остро нуждался в массовом и доступном автомобиле для населения. В 1950-х годах началась активная работа над созданием такой модели. Создавали машину на МЗМА, позже переименованном в АЗЛК, и на стадии опытного экземпляра она называлась "Москвич-444". Выпуск автомобиля передали в Запорожье (для чего пришлось перепрофилировать тамошний завод) по причине отсутствия дополнительных мощностей на МЗМА.

Разработка и проектирование

Инженеры поставили перед собой амбициозную задачу — создать автомобиль, который будет соответствовать всем требованиям и ожиданиям советских граждан. Разработка ЗАЗ-965 началась в середине 1950-х годов, и уже в 1960 году первые экземпляры сошли с конвейера.

Основные этапы разработки включали:

1. Проектирование кузова:

- Кузов ЗАЗ-965 был разработан с учетом аэродинамических характеристик и современных тенденций. Он имел обтекаемые формы, что делало автомобиль более эстетичным и функциональным.

2. Выбор двигателя:

- На опытном экземпляре стоял двухтактный мотоциклетный двигатель мощностью всего 18 л.с. На серийных же сразу пошла оригинальная запорожская разработка Мелитопольского завода МеМЗ-965 объемом 746 куб. см. Но первоначально мощность этого двигателя была не 27 л.с., а 23 л.с. До 27-ми сил его довели в 1964 году, путем увеличения рабочего объема до 887 куб. см (модель МеМЗ-965А).

К 1967 году в результате тюнинга мощность увеличили до 30 л.с., но такой двигатель уже получил марку ЗАЗ-968М-005. Он устанавливался первоначально на ЗАЗ-965АЭ, а в дальнейшем - на "Запорожцы" следующих поколений ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968М-30.

3. Трансмиссия и ходовая часть:

- Первоначально на опытной версии МЗМА стояла трехступенчатая коробка передач, но серийно на ЗАЗ машина выпускалась с четырёхступенчатой коробкой передач и независимой подвеской, что обеспечивало плавность хода и удобство управления.

Особенности конструкции

ЗАЗ-965 отличался рядом конструктивных особенностей, которые сделали его уникальным для своего времени:

1. Задний привод:

- Обеспечивал лучшую управляемость и устойчивость на дороге.

2. Компактные размеры:

- Автомобиль был достаточно компактным, что делало его удобным для городской эксплуатации и парковки.

3. Экономичность:

- Низкий расход топлива (около 6-7 литров на 100 км) делал ЗАЗ-965 привлекательным для повседневного использования.

Производство и популярность

Серийное производство ЗАЗ-965 началось в 1960 году, и автомобиль быстро завоевал популярность среди советских граждан.

Его основными преимуществами были:

1. Доступность:

- Автомобиль был относительно дешевым в производстве и, соответственно, в покупке.

2. Простота конструкции:

- ЗАЗ-965 был прост в обслуживании и ремонте, что было важно в условиях дефицита запчастей.

3. Функциональность:

- Автомобиль был адаптирован для эксплуатации в различных климатических условиях и на разных типах дорог.

Интересные факты

- ЗАЗ-965 в народе получил прозвище "Горбатый" из-за характерной формы кузова.
- Несмотря на свою простоту, ЗАЗ-965 экспортировался в более чем 70 стран мира, что говорит о его популярности и признании за пределами СССР.

Некоторые модификации автомобиля ЗАЗ-965:

  • 965/965А — стандартная модификация. 
  • 965Э/965АЭ «Ялта» — экспортная модификация, отличалась боковыми наклонными молдингами, улучшенной отделкой салона, усиленной шумоизоляцией, а также пепельницей и наружным зеркалом заднего вида с левой стороны. 
  • 965Б/965АБ — модификация, предназначенная для инвалидов с повреждёнными ногами и здоровыми руками. 
  • 965Р/965АР — модификация, предназначенная для инвалидов, имеющих одну здоровую руку и одну здоровую ногу. 
  • 965С/965АС — почтовый фургон для сбора писем с правым расположением руля. Автомобиль имел видоизменённые воздухозаборники системы охлаждения, задние боковые стёкла были заменены металлическими филёнками. 
  • Пикап — модификация для внутризаводского использования, не имела собственного индекса. Изготавливалась из бракованных кузовов серийных машин. 

Технические улучшения

Одной из ключевых областей модификаций были технические усовершенствования. Например, в модели ЗАЗ-965А двигатель был модернизирован для повышения мощности и надежности. Это позволило улучшить динамические характеристики автомобиля, что было важно для повседневных поездок.

Кроме того, в модели ЗАЗ-965Б особое внимание уделялось усилению кузова и подвески. Это делало автомобиль более устойчивым и долговечным, особенно на плохих дорогах, что было актуально для многих регионов СССР.

Дизайн и Комфорт

С течением времени изменялся не только технический аспект, но и внешний вид автомобиля. В модели ЗАЗ-965А были внесены изменения в дизайн приборной панели и добавлены такие опции, как обогрев заднего стекла, что повышало комфорт водителя и пассажиров в холодное время года.

Спортивная версия ЗАЗ-965С отличалась не только мощностью двигателя, но и измененным дизайном кузова. Легкий и аэродинамический кузов, наряду с форсированным двигателем, делал эту модель привлекательной для любителей скорости и тюнинга.

Эпилог

И в концовке хотелось бы сказать, что ЗАЗ-965 "Запорожец" оставил значительный след в истории советского автомобилестроения. Он стал символом эпохи и олицетворением мечты о доступном и надёжном транспорте для каждого. Сегодня этот автомобиль является объектом коллекционирования и ностальгии, напоминая о временах, когда простота и функциональность были на первом месте.

Спасибо тем кто дочитал статью до конца, всем удачи и поменьше ремонтов!👍