С прошедшими праздниками Вас, дорогие подписчики. В выходные пыталась немного разгрузить очередь, наконец-то появилось хоть немного лишнего времени для приемов. Дети идут очень разные, но в этот раз было несколько деток с сенсорной слуховой патологией, сегодня хочу посвятить статью данному виду нарушения.
Начнем с азов что же такое сенсорная слуховая патология и как она возникает? Маленький малыш начинает слышать еще в утробе мамы. В норме к 28 неделе беременности еще в животике ребенок начинает реагировать на громкие звуки. Однако пока еще понимать речь его мозг не готов. Вот малыш родился. Его принесли домой и положили в кроватку. Он еще очень плохо видит, в основном в черно-белых тонах, однако он слышит громкие звуки, только что это за звуки он пока не понимает. Ребенок растет и потихонечку начинает прислушиваться к окружающему миру. Вот он слышит лай собаки- и ждет появление мохнатого питомца, вот мама напевает колыбельную-нет слов он не разбирает, но уже привык к монотонному мотиву голоса матери. К четырем месяцам все детки начинают гулить агу-гу-бу (обычно данное явление возникает даже раньше, около 2х месяцев) малыш тренирует произносительную часть речевого аппарата. Он тестирует рот и прислушивается к звуку. В шесть месяцев появляются первые лепетные цепочки ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па- пока ребенок не соотносит их со словом мама или папа, но он уже слышит короткие речевые звуки и выделяет их из потока. К году происходит первое сличение слышимой речи и видимого объекта. Так появляется слово мама. Постепенно появляется множество новых простых слов ам, бух, топ-топ, ням-ням- пока слова короткие ведь ребенку проще выцепить из потока именно их.
Что же происходит у деток с сенсорной слуховой патологией? Такие дети делятся на два разряда. Дети с врожденными дефектами внешнего и внутреннего уха. Те, что просто не могут слышать нормально. А также, дети у которых ухо работает хорошо, как внешнее, так и внутреннее. Они прекрасно проходят все обследования слуха, но у данной группы детей пострадала височная зона коры головного мозга, та, что отвечает за расшифровку слышимого потока информации. Именно поэтому такие малыши ведут себя как глухие, с трудом цепляют слышимые слова из потока речи, могут долго не реагировать и не отзываться на имя. Если в первой группе- детей с патологией уха нейронарушение становится вторичным недугом. То есть нет слышимой речи, нет развитие сенсорного анализатора, мозг сильно отстает в формировании связей по обработке слышимого потока, ребенок даже одев кохлеарные имплантанты превращается в ребенка с аутизмом, что в принципе проблем со слухом не имел, но его височная зона так же пострадала в процессе внутриутробного развития, либо под действием влияния обменных нарушений связанных с проявлением того или иного синдрома, органического поражения в родах.
А теперь главный момент в чем же разница, между двумя данными группами?
1. Дети с кохлеарными имплантантами не имеют органического поражения височной зоны мозга. Они не понимают речь из-за общей задержки возможности поступления слышимой информации в мозг и ее обработки. Часто импланты ставятся очень поздно, когда первый, а порой и третий год развития ребенка давно остался позади. А эти годы самые важные в процессе формирования и развития онтогенеза. Тем самым ребенок автоматом переносится в режим ручного накопления и обработки сенсорной слуховой информации при помощи специалиста. Сам из окружающего мира новые звуки он практически не фиксирует и не запоминает. (Стоит отметить, что сенсорное слуховое развитие в принципе не устойчиво. Если говорить о позднеоглохших детях или взрослых, которые понимали речь и говорили, но полностью потеряли слух, то стоит отметить, что после 1.5-2х лет тишины у таких пациентов полностью разрушаются нейронные связи височной доли, выстроенные из коротких отростков-дендритов. В связи с отсутствием запроса информации от внешних источников. И если такой взрослый или ребенок даже оденет имплант и восстановит слух, то он все равно не будет понимать речь окружающих. Она сольется для него в единый нечленораздельный поток.)
2. Вторая группа детей- это дети с нормальной работой уха, однако с комплексом патологий работы мозга. Нарушения в работе головного мозга принято называть агнозии и апраксии. Если говорить о слуховых агнозиях, то это может быть неспособность переносить слишком громкие или тихие звуки, не способность разобрать мотив у музыки, не способность распознать мяуканье кошки и звук дверного звонка. группа сенсорных слуховых апраксии представляет собой динамическое нарушение распознавания слухового потока. Когда ребенок не может уловить и разобрать слово в речи, да и каждое слово каждый раз для него звучит по-новому. Сегодня это молоко, завтра комола, послезавтра околомо- как тут соединить слышимый и видимый объект. У данной группы детей мозг не просто недоразвился из-за недополучения информации, он изначально имел участки поражения, которые мешали формированию нейронных связей. Теперь работа по восстановлению данной функции будет идти в обход дыр погибших нейронов и неработающих клеток. Долгая, сложная работа.
Как выглядят подобные дети? Чаще всего детки с подобным нарушением являются самыми тяжелыми из всех групп детей с аутистическим поведением. Порой они не отзываются на имя, совершенно ничего не могут показать. Редко имеют в арсенале насколько простых-коротких слов для понимания: нос, рот, ам-ам, топ-топ, бух. Такой ребенок в основном ориентируется на видимую ситуацию, пытается повторить по аналогии, без зрительной поддержки он совершенно теряется.
(Отмечу отдельно важный момент в группе невропатологии, есть детки со зрительной предметной агнозией, те что так же с трудом показывают предметы на картинке, с трудом соотносят видимый и слышимый шаблон слова. У данных детей пострадал не слуховой, а зрительный анализатор. Их можно распознать по реакции на фразу, сказанную за спиной. Иногда они спонтанно могут и сами сказать несколько слов. Так вот на раннем этапе коррекции эти дети очень схожи, но в длительной перспективе коррекции на запуске они развиваются в более быстром темпе. И процесс понимания и накопления словаря у них более маневренный)
Дети с сенсорной-слуховой патологией, наверное, одни из самых наитяжелейших детей спектра. Доводилось мне видеть деток 5-8-10 лет полностью безречевых, не понимающих слышимую речь, ушедших в глубочайшую степень умственной отсталости. Важный момент в коррекции, данные дети до года развиваются совершенно стандартно. Есть у них и гуление и лепетные цепочки, вот только к году они полностью сходят на нет, не возникает никаких параллелей понимания, и ребенок просто стагнирует нарабатывая отставание наедине с собой.
Итак, как же это корректировать?
1 Раннее исследование слуха ребенка, ранняя коррекция слуховой патологии, если она выявлена.
2 Четкое отслеживание поведения малыша, уже в 8 месяцев ребенок должен начать обрабатывать и понимать слышимую речь. Реагировать на слова: дай, на, где мама, ляг, ням-ням, топ-топ. Обычно специалисты проверяют такого ребенка на реакцию поиска. На вопрос: «Где мама»? Малыш начинает искать маму глазами.
3 Если к году активная речь у ребенка пропала, а понимание речи не появилось- это явный признак взять данную патологию на заметку.
4 Коррекция данных нарушений начинается с распознавания речевых и неречевых звуков. Первыми ребенку учат распознавать неречевые звуки: шум воды, звук барабана, колокольчика и т.д. Вообще данные игры должны быть включены в работу с любым даже здоровым малышом до года, но родители часто ждут самостоятельного развития, а оно происходит не всегда. Крайне важный момент работы с мышлением -это выбор. Ребенок должен не просто слышать звук, но и градировать его, соотнеся в рамках выбора. Например, перед ним лежит барабан, трещотка и колокольчик. Специалист звенит за спиной в колокольчик. Ребенок выбирает из трех предметов. Только так работа станет эффективной.
5 Обучение речевым звукам. Ребенку сложно распознавать слышимый поток, поэтому первые речевые звуки должны быть короткими. Таким детям можно рано начать давать азбуку. Начинаем с букв с картинками. Ребенок не воспримет просто символы без красочного рисунка, но давать мы будем не слово кошка или собака, а сами звуки А, О, У, И, Д, В (как не странно для зрительной -предметной агнозии давать длинные слова на слух уместно, а вот для слуховой нет). Начинаем с гласных, максимально не похожих. Так же кладем несколько картинок и даем ребенку выбор на слух. Постепенно увеличивая словарь до 33 букв. В данной работе нам важно не произнесение и повторение звука ребенком, а соотнесение видимого и слышимого.
6. Выучив азбуку, переходим к слиянию слогов и слов на основании чтения. Не работает у таких детей система глобального чтения. не учит она слышать звук. Данная система стоит на зрительном анализаторе, что крайне неуместно для слуховых детей. Когда же ребенок начинает читать по слогам, у него в голове формируется слышимый каркас слова на основании памяти о звуке и их слиянии. Обязательно таким детям нужно давать подписанные картинки. При переходе к беглому чтению такие малыши порой шифруют читаемый поток в слышимый.
7. Параллельно с 4-5-6 этапом ведется этап по распознаванию слова в потоке. Я предпочитаю здесь использовать пособия для нарушения слоговой структуры слова у здоровых деток. Те самые что нужны, когда ребенок переставляет слоги или глотает буквы в длинных словах типа телевизор или электричество. Однако работать с ними мы будем совсем по-другому. На раннем этапе мы возьмем картинки с длинными и короткими словами. Например, слово умывальник и слово кот. Наша задача научить ребенка распознавать длинные и короткие слова. Постепенно мы будем сближать слова по объему и слоговой структуре чтобы выйти на градацию слова лапа и часы (слова из 2х открытых слогов, звучащие по-разному). Постепенно, когда ребенок освоит и это, сблизимся до лапа и липа.
8 Говорить с ребенком с сенсорной слуховой патологией нужно очень упрощенно. Каждое слово, каждый шаблон такому малышу нужно ставить отдельно. Причем еще и сами существительные для их расшифровки требуют длительной слуховой и зрительной поддержки через чтение. Такому малышу слово каша- нужно сказать не 20 раз как просто больному с тем же синдромом Дауна, а 100-200 раз, причем ежедневно, чтобы он наконец усвоил его. И важно при этом следить, чтобы он не опирался на ситуацию и видимый ориентир. Когда у ребенка начинает работать расшифровка слышимого потока через чтение по слогам, словарь начинает наполняться куда быстрее, но структура наполнения все так же происходит в искусственном мыслительно-шаблонированном варианте, как у деток с аутизмом, возникшим на основании других видов нейропатологии.
Родителям таких деток важно пожелать огромнейшего терпения, так как при подобной форме работа идет не просто медленно, а буквально крошечными шажочками, а дети здесь самые тяжелые, с самой глубокой степенью выраженности отставания и полевого поведения. Важно не опускать руки, работать каждый день и медленно идти вперед. К сожалению, без вашей помощи такой малыш не сдвинется с место ни на йоту и лишь укоренит свое отставание.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.