- Вот и наступил новый 2025 год! Не успели оглянуться, за ним пришёл Сочельник, время отведать сочиво – праздничное блюдо, символизирующее преддверие самого мистического нашего праздника – Рождества Христова! Мой друг по этому поводу глубокомысленно заметил: — Двадцать пять лет назад мы встречали новое тысячелетие, 2000-й год. А ты говоришь: «Лето быстро пролетело!…»
- Два года назад я писал о невесёлом Рождестве 2023 года: «“Настали Святки!” Где же радость?». И о прозорливой «рефлексии» на этот праздник Владимира Маяковского. Особых поводов для веселья за это время, собственно говоря, не прибавилось. Тем не менее светлый радостный праздник Рождества никто не отменял. Просто петарды пока не следует запускать – дождёмся Победы!..
- «САМИ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛА ТОГО, ЧТО ПОЮТ»
Вот и наступил новый 2025 год! Не успели оглянуться, за ним пришёл Сочельник, время отведать сочиво – праздничное блюдо, символизирующее преддверие самого мистического нашего праздника – Рождества Христова!
Мой друг по этому поводу глубокомысленно заметил:
— Двадцать пять лет назад мы встречали новое тысячелетие, 2000-й год. А ты говоришь: «Лето быстро пролетело!…»
Два года назад я писал о невесёлом Рождестве 2023 года: «“Настали Святки!” Где же радость?». И о прозорливой «рефлексии» на этот праздник Владимира Маяковского.
Особых поводов для веселья за это время, собственно говоря, не прибавилось. Тем не менее светлый радостный праздник Рождества никто не отменял. Просто петарды пока не следует запускать – дождёмся Победы!..
- · «Дева днесь Пресущественнаго рождает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог».
(ВЕЛИКОЕ ПОВЕЧЕРИЕ. Кондак, глас 3)
«САМИ НЕ ПОНИМАЮТ СМЫСЛА ТОГО, ЧТО ПОЮТ»
Юрий Лоза – композитор, исполнитель и автор песни «Плот», ставшей для меня и многих людей моего поколения «гимном» нашей молодости, оказывается, смотрит телевизор! (В отличие от меня, например…)
Он внимательно отсмотрел новогодний телефестиваль «Песня года-2024» и пришёл к очень неутешительному выводу:
И с ним трудно не согласиться! Вот что, оказывается, поют наши «звёздные кумиры»:
Сергей Лазарев:
«Выпиваю опять этой боли коктейль –
Он согреет меня, как зимой метель».
Лолита:
«Я вся – декольте,
Всегда на руле».
Майами + Киркоров:
«Я смотрю в твои два синих,
Но ты прячешь их от меня».
Стас Михайлов:
«Не бросай, я знаю, ты горазда
Одолеть обиды вопреки».
Сосо Павлиашвили:
«Каждому свои метели из-под ног».
Ани Лорак:
«Поцелуй мне сердце».
Леонид Агутин:
«Мы придуманы когда-то
Видно, теми, кто мы есть».
Лариса Долина:
«Сотру тебя внутри, закрыв гештальт любви».
Александр Буйнов:
«Я плыву накатами».
Мари Краймбрери:
«Мы здесь с тобой по контракту
Душами платим фрахту».
Александр Иванов + «Рондо»:
«Снова в моём сердце рвутся пули – огненные поцелуи».
Артем Качер:
«Ночь качает любовь до упора в локтях
И мелькает цветным колесом».
Айова (IOWA):
«Как были далеки
Те, кто делал сквозняки».
Мот:
«В твоём океане я всего лишь юнга
И пустота…»
Действительно, прав Юрий Лоза: одна сплошная ПУСТОТА…
(Исключением из этого сборища «поп-королей и королев» отчасти являлась, на мой взгляд, лишь Алла Пугачёва – когда она была нами любима и уважаема. Почему? Да потому, что пела она песни на стихи Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Михаила Танича, Леонида Дербенёва, Вероники Тушновой и других поэтов, по большей части – соответствующих этому званию.)
ОТУПЛЕНИЕ ТОЛПЫ
…Про «дебильность» текстов наших вроде бы самых «раскрученных» поп-артистов я спросил у человека, который частенько заглядывает к нам в гости со своими песнями. Это композитор и исполнитель Станислав Коренблит.
На вопрос о тупости текстов теперешних песен он ответил, что делается сие преднамеренно:
— Думаю, что это намеренно – тупым народом легче управлять. Ведь если из народа культуру вышибают, он превращается в стадо. Вот и получается, что в основной массе у нас – оболваненные люди, подпевающие мерзавцам. Речь идёт о намеренном разрушении русской цивилизации. А какой режиссёр и сценарий – такие и актёры…
Станислав Коренблит знает, о чём говорит: в рамках проекта «Экология русского языка. Синтез слова и музыки», в серии «Галерея нотных портретов» им написаны сотни песен на стихи замечательных русских и советских поэтов – всех даже не перечислишь! И это – настоящая классика!
Кстати, у него много песен на тему Рождества и Сочельника. Некоторые из них знакомы читателям моего блога. К примеру, кроме той, что написана на стихи Маяковского «Хвои» (1916 год), – вот эта жизнеутверждающая:
«Бим-бом! Бим-бом! С Рождеством!»
Но нынче у всех патриотов России настроение не столь «ажурно-снежное». А потому Станислав познакомил меня со своей песней на стихи потрясающего русского поэта Николая Туроверова. В минувшем году исполнилось 125 лет со дня его рождения. Как сообщил Станислав, у него на стихи Туроверова написаны две пластинки:
«Это – лишь одна из песен…»
Вслушайтесь!
«Рождество»
Все мы с детства знаем: к Рождеству
Всё на свете и чудесней, и добрее.
Снег, упавший на опавшую листву,
Под листвой кузнечика согреет.
И на елках, зеленеющих вокруг,
Разноцветные зажгутся свечи.
Рождество, мой музыкальный друг!
Рождество, мой дорогой кузнечик!
И скрипач весною с торжеством
Воскресение прославит в песне.
Все мы с детства знаем: Рождеством
Всё необычайней и чудесней.
(Н. Туроверов; 1955 г.)
- · СПРАВКА
Николай Николаевич Турове́ров (18 [30] марта 1899, Старочеркасская, Российская империя — 23 сентября 1972, Париж, Франция) — русский поэт. Донской казак, офицер русской и белой армий, участник Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн.
«ВТОРОЕ РОЖДЕСТВО»
О празднике Рождества Христова и его преддверии, Сочельнике (Сочевнике), когда православные вкушают сочиво (или кутью – блюдо из злаков, с маком и фруктами) писали многие русские литераторы (и даже, не поверите, в стихах – Фёдор Михайлович Достоевский!).
Но раз уж мы вспомнили о Николае Туроверове – подъесауле Донской армии, окончившем свой земной путь в Париже, мне вспомнилось стихотворение Зинаиды Гиппиус. Она так же, как Туроверов и многие другие российские подданные, эмигрировала во Францию, жила в Париже. Это стихотворение было написано ею в 1915-м – через год после начала Первой мировой войны. А называется:
Второе Рождество
Белый праздник –
рождается предвечное Слово,
белый праздник идет, и снова –
вместо елочной восковой свечи,
бродят белые прожекторов лучи,
мерцают сизые стальные мечи,
вместо ёлочной восковой свечи.
Вместо ангельского обещанья,
пропеллера вражьего жужжанья,
подземное страданье ожиданья,
вместо ангельского обещанья.
Но вихрям, огню и мечу
покориться навсегда не могу,
я храню восковую свечу,
я снова её зажгу
и буду молиться снова:
родись, предвечное Слово!
затепли тишину земную,
обними землю родную...
«ПАМЯТНО, КАК КРОВЬ…»
Николай Туроверов – казачий поэт, как его называют, похороненный на русском православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с могилами казаков-однополчан (его перезахоронили в родной станице Старочеркасской лишь через 50 лет, в 2022 году) для русской культуры сделал больше, чем куча киркоровых вместе с нашим «министерством имени культуры» вместе взятые. Но многие ли сегодня знают и помнят о нём?
Так же, как о лежащих на этом же русском кладбище под Парижем Иване Бунине, Алексее Ремизове, Гайто Газданове, Зинаиде Гиппиус… Да и более поздних, покоящихся там же – Александре Галиче, Андрее Тарковском, Борисе Чичибабине?
Так ведь я упомянул ТОЛЬКО ОДНО русское кладбище! И далеко не всех, лежащих на Сент-Женевьев-де-Буа великих сынов России – гордость культуры и литературы русской!
Алексей Ремизов в 1937 году в своём эссе «Стоять — негасимую свечу» памяти Евгения Замятина, умершего в Париже в возрасте 53-х лет и похороненного на Тиэ (кладбище для бедных), писал:
Первый крест — наше последнее прощание: Блок, памятно, как кровь: это было и наше «прощайте» — последнее — русской земле. За Блоком Гумилев… Розанов, Брюсов, Гершензон, Сологуб, Есенин, Добронравов, Андрей Белый, а в прошлом году Кузмин, Горький, а вот и Замятина похоронили…
В пасмурное «петербургское» утро похоронили Замятина. Не пришлось проводить его на далекое кладбище, где хоронят русскую беспризорную бедноту. Но мне казалось, я все вижу, и под дождем и ветром мне очень зябко, — я видел, как вынесли дощатый гроб, в таком Болдырева тоже на Тиэ похоронили и Поплавского, двух русских — писатель и поэт, и я вспомнил Некрасова, нашу традицию и жестокую судьбу «сочинителя», и увидел, что тесным мосткам между готовых узких могил — Иванов-Разумник, Постников и Пришвин: петербургские «Заветы».
Замятин умер от грудной жабы смертью Акакия Акакиевича Башмачкина, героя Гоголевской «Шинели». Какая же такая пропавшая шинель или какое огорчение сравнило долю Замятина с участью Башмачкина?
Горька, ох, горька доля многих русских литераторов – писателей и поэтов, мастеров Русского Слова…
ВОЗРОДИТСЯ ЛИ БОГ ДЛЯ РОССИИ?
Как безмерно щедра Россия талантами! И как бездарно и бездумно растрачивает она их! Из-за гражданских войн, политических противостояний, тупости властей наконец…
Десятка имён наших светочей литературы и искусства хватило бы, чтобы возвысить и прославить культуру любого другого народа. У нас, у России, таких гениев – сотни! А мы их разбазариваем…
Но «свято место пусто не бывает»! И на это место, призванное наш народ просветлять и возвышать, приходят киркоровы, чья задача – его отуплять.
Миссию просветления и просвещения заменили на массовое отупление, оболванивание и опошление. Обидно, честное слово!..
Но!!!
В канун Рождества все не утратившие совесть и честь сыны России – в ожидании волшебства! А вдруг Господь наконец-то сжалится над нашей многострадальной родиной? И пошлёт нашему отечеству долгожданное просветление? Ведь, наверное, именно об этом – в стихотворении Владимира Соловьева
Ночь на Рождество
Пусть всё поругано веками преступлений,
Пусть незапятнанным ничто не сбереглось,
Но совести укор сильнее всех сомнений,
И не погаснет то, что раз в душе зажглось.
Великое не тщетно совершилось;
Недаром средь людей явился Бог;
К земле недаром небо приклонилось,
И распахнулся вечности чертог.
В незримой глубине сознанья мирового
Источник истины живет не заглушен,
И над руинами позора векового
Глагол её звучит, как похоронный звон.
Родился в мире свет, и свет отвергнут тьмою,
Но светит он во тьме, где грань добра и зла.
Не властью внешнею, а правдою самою
Князь века осужден и все его дела.
(24 декабря 1894 года)
С РОЖДЕСТВОМ ВАС, ДРУЗЬЯ!!!
Илья Карпенко
Фото: из открытых источников интернета
АНЕКДОТ
— Батюшка, а могу ли я перед Рождеством обойтись без поста?
— Да ради бога, сын мой! Всё равно твои посты никто не читает!..
НОВОГОДНИЙ АНЕКДОТ
Разговор двух блондинок:
— Представляешь! Говорят, что этот Новый год выпадет на пятницу!
— Да ты что-о-о! Хоть бы не на тринадцатое!..
ОДЕССКИЙ АНЕКДОТ
— Фима, как прошел Новый год?
— Азохен вей, Сёма! Шо за шутки? Как это «прошёл»?!!!