История железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом насыщена событиями. На этом направлении курсировали легендарные поезда – от первых «Буревестников» до высокоскоростных «Сапсанов» и «Стрижей». Но после санкций и оптимизации расписания выбор для пассажиров значительно сократился. Теперь Российские железные дороги готовятся возродить дневной поезд «Буревестник», который станет альтернативой отсутствующим «Сапсанам» и «Стрижам».
На пресс-конференции в конце 2024 года начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский сообщил, что новый «Буревестник» будет двухэтажным. Пассажиров ждут 12–16 вагонов, а время в пути составит около четырех часов.
Чем интересен этот проект, как он будет выглядеть и что означает для железнодорожного сообщения? Чтобы разобраться, посмотрим на историю «Буревестника», текущее положение на маршруте и перспективы возвращения поезда с историческим названием.
История «Буревестника»
Поезд «Буревестник» получил свое название в честь одноименного произведения Максима Горького, уроженца Нижнего Новгорода. Этот именной поезд появился еще в 1960-х годах. В расписании 1967 года он числился как пассажирский №209/210. До конца 1980-х поезд под номером 609/610 курсировал в дневном режиме, его состав состоял преимущественно из сидячих вагонов.
В 1990-е «Буревестник» был переименован в скорый №43/44, но из-за экономических трудностей в 1993 году маршрут закрыли. Восстановление произошло в 2003 году, когда «Буревестник» стал фирменным поездом №61/62. Тогда маршрут обслуживался комфортабельными сидячими вагонами.
С 2004 года существовал и второй поезд с аналогичным названием – условный «Буревестник-2», который отличался гладкобортными вагонами производства ТВЗ. Его ливрея сначала повторяла окраску «Невского экспресса», но затем получила собственный дизайн.
В июле 2010 года с появлением скоростных «Сапсанов» оба «Буревестника» получили номера 151/152 и 153/154. Однако в 2014 году маршрут был окончательно выведен из эксплуатации, сейчас гладкие вагоны «Буревестника» можно встретить в других поездах.
С тех пор место «Буревестника» заняли «Сапсаны», «Стрижи» и «Ласточки».
Почему сейчас нужен «Буревестник»?
После закрытия Курского вокзала в Москве и введения санкций выбор поездов на маршруте Москва – Нижний Новгород значительно сократился.
«Сапсаны» и «Стрижи» перестали курсировать в Нижний Новгород, а основным подвижным составом стали «Ласточки» – электропоезда с меньшей вместимостью и комфортом.
«Буревестник» создается не как самый быстрый поезд, а как более вместительное решение. Двухэтажные вагоны позволят перевозить больше пассажиров за одну поездку. Это особенно актуально для маршрута, где спрос на дневное сообщение традиционно высок.
Поезд, вероятно, будет сформирован из вагонов, аналогичных «Авроре» – современным двухэтажным составам с улучшенными сидячими местами. Это решение позволит предложить пассажирам комфортное путешествие при приемлемой стоимости билетов.
Преемственность традиций
Новый «Буревестник» – это не только практическое решение, но и уважение к истории. Название этого поезда известно нескольким поколениям пассажиров, и его возвращение станет символичным жестом.
В прошлом «Буревестник» считался одним из самых комфортных поездов на маршруте Москва – Нижний Новгород. Современная версия сохранит эту традицию, предлагая улучшенные условия для путешественников.
Нечто подобное произошло в конце 2024 года на Октябрьской железной дороге. Здесь были введены в эксплуатацию двухэтажные поезда «Аврора», состоящие из сидячих вагонов двух классов, купейного штабного вагона, СВ и вагона-бистро. Вагоны «Авроры» оборудовали новыми тележками.
По сути – это абсолютно новый поезд, но с историческим названием.
Другие дневные двухэтажные поезда с сидячими вагонами курсируют из Москвы в Воронеж и в Брянск.
Однако в отличие от направления Москва – Петербург, направление Москва – Нижний Новгород сложнее в обслуживании с точки зрения тяги. На участке Москва – Владимир – постоянный ток, а от Владимира до Нижнего Новгорода – переменный.
Сейчас в России есть всего один тип двухсистемного электровоза, который может работать сразу с двумя родами тока – это ЭП20. Однако из-за санкций такие электровозы больше не производятся, поскольку они были сделаны российским «Трансмашхолдингом» совместно с Alstom.
Выдадут ли «Буревестнику» такой локомотив или же во Владимире будет длинная остановка со сменой электровоза – этот вопрос пока остается открытым.
Как и вопрос, на какой вокзал будет приходить новый поезд в Москве – на тесный Восточный, на Ярославский, куда дольше ехать или же на Курский, который закрыли для поездов дальнего следования, хотя он самый удобный для нижегородского направления.
Как бы то ни было, возвращение «Буревестника» – это не только попытка восполнить пробел в дневном сообщении между Москвой и Нижним Новгородом, но и шаг к сохранению традиций российского железнодорожного транспорта.
Новый поезд обещает стать комфортным, вместительным и доступным вариантом для пассажиров. Хотя он не станет самым быстрым на маршруте, двухэтажный состав откроет новые возможности для перевозки большого количества людей.