Найти в Дзене
ВТБ Страна

«Безграничная любовь к своей родной земле»: жизнь и творчество Алексея Саврасова в семи картинах

Оглавление

Алексея Саврасова по праву считают человеком, открывшим тонкую красоту русской природы. Его работы пленяют чувством едва уловимой грусти, узнаваемыми деталями, мастерством передачи тончайших состояний воздуха. Художник прожил трагическую судьбу, успев испытать невероятную славу и полное падение на дно жизни. Посмотрим на биографию и творческий путь художника через призму его лучших работ.

Первый успех

Алексей Саврасов. «Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Алексей Саврасов. «Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

Алексей Саврасов рано ощутил в себе художественный талант. Еще ребенком, помогая в лавке отца, он рисовал картинки на продажу. Но баловство скоро стало делом всей жизни. В 14 лет, несмотря на протесты и даже бойкот семьи, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился десять лет. Его талант был настолько очевиден, что преподаватели учреждения заступились за молодого Саврасова перед отцом, который грозился полностью лишить сына содержания.

В ученические годы Саврасов жил в переулках Таганской слободы и часто писал окружающую его природу. К этому периоду относится полотно «Вид на Кремль в ненастную погоду», показанное на выставке в училище. Молодой художник выполнил работу в романтической манере, запечатлев момент налетающей грозы и солнечных всполохов, которые еще пробиваются из-за туч. Критик Николай Рамазанов об этой картине писал: «…надо отдать справедливость Саврасову, что он передал этот момент чрезвычайно верно и жизненно: видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы, — быть ливню и грозе». Уже здесь Саврасов стремится ненавязчиво дополнить пейзаж фигурками людей.

Высочайшая милость и новые перспективы


Алексей Саврасов. «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Алексей Саврасов. «Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

В 1854 году на выставку работ студентов училища приехала великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая I), которая неожиданно для всех приобрела полотно «Степь с чумаками вечером» и пригласила Саврасова в свой особняк под Петербургом. Из этой поездки Саврасов привез два вида в окрестностях Ораниенбаума, за которые был удостоен звания академика уже в 24 года. Художник тонко чувствовал красоту и особенную прохладу северной природы. Во время пребывания в Санкт-Петербурге на него свалилось множество заказов на копии работ Айвазовского, Мария Николаевна просила его писать виды Финского залива, но Саврасов все же вернулся в Москву.

Академик и преподаватель


Алексей Саврасов. «Сельский вид», 1867 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Алексей Саврасов. «Сельский вид», 1867 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

В 1857 году Саврасова позвали преподавать в Академию на место его учителя, Карла Рабуса. Художник был любим студентами и воспитал целую плеяду великих русских живописцев. Среди его учеников были такие мастера, как Константин Коровин, Исаак Левитан, Лев Каменев, Михаил Нестеров. По воспоминаниям студентов, он никогда не сердился, а мастерская его была самым свободным местом Академии.

Всё в жизни Саврасова складывалось как нельзя удачно: он известен в художественных кругах, любим коллекционерами, женат на любви всей своей жизни Софье Карловне Герц. Он путешествует по Европе, привозит впечатления о другой природе и о пейзажной живописи мастеров барбизонской школы (Камиля Коро, Шарля Добиньи), которыми был восхищен.

После возвращения, в 1867-м, Саврасов пишет картину «Сельский вид». В ней соединяются все лучшие наработки мастера: нежность к простой русской природе, точность в передаче мимолетного состояния пейзажа, намек на простой повседневный быт. Можно сказать, что художник нашел ту неподражаемую манеру, которая его прославила.

Дружеские связи

Василий Перов. «Птицелов», 1870 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Василий Перов. «Птицелов», 1870 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

В годы успеха дом Саврасова в Москве всегда был открыт для гостей. Ближе всего он дружил с художниками Василием Пукиревым (вы наверняка знаете его по работе «Неравный брак») и Василием Перовым. С Пукиревым Саврасов пишет учебник для Академии, а с Перовым делится секретами мастерства. Так, по воспоминаниям, именно Саврасов помог другу оживить пейзаж в картинах «Птицелов» и «Охотники на привале», а Перов написал фигуры бурлаков в картине Саврасова «Волга под Юрьевцем».

Период шедевров

Алексей Саврасов. «Проселок», 1873 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Алексей Саврасов. «Проселок», 1873 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

Первая половина 1870-х в творчестве Саврасова ознаменована лучшими и наиболее известными работами. Он пишет едва ли не самую знаменитую картину всей русской реалистической живописи «Грачи прилетели», которую демонстрирует в 1871 году на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. За ней следуют «Разлив Волги под Ярославлем», «Проселок», «Могила на Волге». Отточив до совершенства авторский стиль, Саврасов берет скромные сюжеты, неприметные уголки природы, переходные ее состояния: оттепель, распутица после дождя, весенний разлив вод — и незаметными для зрителя средствами погружает его в непонятное состояние то ли тоски, то ли светлой грусти, то ли очарования.

Так происходит с полотном «Проселок» — работой по-своему исключительной. Художник первым в русской живописи берет совершенно неброский сюжет и живописует распутицу и грязь на дороге после быстро пролетевшего дождя. Над дорогой светлеющие небеса, зритель чувствует чистейший, промытый дождем воздух, отблески небесного света отражаются в лужах.

Начало конца

Алексей Саврасов. «Село Волынское», 1887 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain
Алексей Саврасов. «Село Волынское», 1887 год, Третьяковская галерея, Москва @ Public domain

Беды начинают сыпаться на семью Саврасова в середине 1870-х годов. Сначала умирают две дочери, а затем от него уходит жена и увозит других двух дочерей в Петербург. Этот удар, судя по всему, стал началом конца для художника. Он стал много пить, приходил в училище нетрезвым и вел себя буйно, кричал на студентов. Константин Коровин вспоминает, как стремительно изменился любимый учитель: «…Мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель. <…> „Ну что, — сказал он, как-то странно улыбаясь, — давно я не был у вас“». В 1882-м Саврасова уволили из училища, которое было для него главным местом на земле.

Символом творческого заката Саврасова стал карандашный рисунок «Село Волынское». Почти монохромный пейзаж написан в небрежной манере, которая выдает позднего Саврасова. Почти трагический и беспросветный вид  как будто иллюстрация к безрадостной жизни художника. Но это по-прежнему работа большого мастера, который видит и умеет отразить очарование природы даже минимальными средствами.

Последние годы


Алексей Саврасов. «Ранняя весна. Оттепель (К весне)», 1880-е годы, Астраханская картинная галерея имени Павла Догадина, Астрахань @ Public domain
Алексей Саврасов. «Ранняя весна. Оттепель (К весне)», 1880-е годы, Астраханская картинная галерея имени Павла Догадина, Астрахань @ Public domain

Последние годы жизни художника летопись необратимого падения. Он временами жил у знакомых, например у художника Сергея Грибкова, ютился по кабакам, писал за гроши вариации своих живописных шедевров — «Радуги» и «Грачей». Попытки ему помочь, в том числе исходившие от любящих учеников, отвергал. Владимир Гиляровский писал: «Совсем старик спился… Жаль беднягу. Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: „Никаких!“, — рассердится и уйдет». Был недолгий период, когда художник одумался и даже завел новую семью (его внебрачный сын Алексей Моргунов станет в будущем одним из пионеров русского авангарда), но последние годы провел на печально известной Хитровке и умер в больнице для бедных.

В некрологе художнику Исаак Левитан, главный продолжатель дела великого учителя, написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась… безграничная любовь к своей родной земле». Увидеть разного художника и прожить тот сложный и эмоционально насыщенный фон, которым он награждал свои картины, можно на выставке «Передвижники», открытой в новом корпусе Третьяковской галереи при поддержке банка ВТБ. Помимо работ самого Саврасова, его друзей и коллег по цеху, внимательные зрители смогут найти и трагический портрет художника в последние годы жизни на полотне Владимира Маковского «Ночлежный дом».