Каждый курсующий на Пятигорской группе считает своей непременной обязанностью побывать на Провале: быть в Пятигорске и не видеть Провала, всё равно что быть в Риме и не видеть папы. А побывать там раз, потянет и в другой и в третий раз.
Тот чудесный уголок, где он расположен, та фантастическая картина, которую представляет сам Провал, невольно влекут к себе, дают богатую пищу воображению посетителя. Пред величественною картиною величайшего из художников - природы - человек чувствует своё ничтожество, бессилие.
Над головою в воронко-образное отверстие посетитель Провала видит над собою кусочек ярко-голубого небесного свода, а у ног его лежит глубокое бирюзовое озеро, ласкающее взор. Но должно быть, по закону контрастов, это впечатление отравляется исходящим из озера неприятным сырым запахом...
Гранитные стены, причудливо расположенных слоёв камня, образ св. Пантелеймона в стене с теплящейся перед ним лампадою подавляют своим величием. Невольно сознаешь себя здесь ничтожеством и уходишь в самого себя.
Здесь царит тишина и покой, нарушаемый только полётом летучих мышей... Любители фотографы спешат запечатлеть на своих пластинках дивную картину.
Вдосталь налюбовавшись далеко не обыденной панорамой, через тоннель выходишь на площадку и сразу погружаешься в прозу жизни. Глаз падает на стоящий напротив входа ресторан, а до слуха доносится пение и игра туземных музыкантов... Видимо им бесконечно надоело в сотый раз повторять одни и те же то весёлые, то грустные мотивы...
Вид сидящей за столиками публики, непривычное для уха пение, разбивают иллюзию - и мечты рассеиваются как дым. Невольно быстро торопишься оставить этот поэтический и в то же время прозаический уголок. Но через непродолжительное время снова вас тянет туда...
Ведут к Провалу от Цветника три дороги: через Горячую гору, по бульвару чрез Елизаветинскую галерею и через Эмануэлевский парк. Последняя дорога, хоть и более далёкая, должна выбираться предпочтительнее, так как приходится полдороги идти по прекрасному тенистому парку, под сенью деревьев которого можно отдохнуть.
Эмануэлевский парк хоть и имеет разделанные дорожки, но скорее напоминает девственную рощу... За тот крюк, которых приходится сделать этой дорогою, легко вознаградить себя, побывав в парке в беседке, почему-то известной под именем "Эоловой арфы". Отсюда открывается богатый вид вдаль.
По выходе из парка дорога идёт по аллее, обсаженной деревьями, слева которой неуклюжий, но крайне симпатичный Машук, склон которого, обращенный к вам, покрыт густым, едва проходимым старым лесом... Справа открытый горизонт, по краю которого виднеется снеговой хребет, внизу виднеется утопающий в зелени Горячеводск.
По проезжей дороге обгоняют путника извозчики с едущими на Провал. Скоро здесь забегают вагончики трамвая, который внесёт сюда, можно сказать с уверенностью, большое оживление. Путь в 15 или 20 минут проходит незаметно, и вы на Провале.
Курсовая публика любит это местечко. Одни приходят сюда, чтобы полюбоваться самим Провалом и напиться чайку на балконе над обрывом, другие - чтобы послушать туземную музыку и очень недурно поющий здесь хор.
На Провал устраиваются экскурсии, пикники, катанье верхом. А отсюда всего в двух верстах и Перкальский родник, где можно под тенью деревьев полюбоваться окрестностями и напиться очень вкусной, пресной и холодной воды.
Газета "Кавказские минеральные воды", июль 1903 года