Заключительная часть моего рассказа об оранжереях ботсада СПбГУ. Напомню, что посещал я это место летом 2024 года.
Вначале буквально пара строчек про историю сада. А то я о ней совсем не упоминал. В 1838 году университет переехал в здание 12 коллегий, где он находится и поныне. Примерно в том же году были созданы сад, некоторые теплицы и оранжереи. В 1861 году в университет из Харькова приехал А. Н. Бекетов, очень известный российский ботаник. Благодаря его хлопотам в 1864 году для сада было выделено новое место, значительно большее по площади. С тех пор он там и расположен.
Согласно книге Арнольда Регеля «Изящное садоводство и художественные сады», (1894 г), в Ботаническом саду Университета насчитывается 2500 видов оранжерейных растений и более 150 видов кустарников.
Далее последовали две революции, Гражданская война, Великая отечественная война и Блокада Ленинграда. После таких испытаний сад оказался разрушен, большинство растений погибли. Со второй половины 1940-х до начала 1980-х руководителем был Д. М. Залесский (я упоминал его ранее). Согласно его воспоминаниям, эти несколько десятилетий прошли под знаком с одной стороны восстановления и вместе с тем борьбы за существование сада. В Университете в те годы сад находился в положении Золушки, которой случайно досталась слишком большая территория. Многие факультеты на эту территория постоянно покушались, что-то там строили для своих нужд, регулярно перерывали землю для прокладки коммуникаций. Даже свалки устраивали. Период 1990-х был тяжелым и для страны и для сада - еще один период упадка. Как сейчас там дела мне тяжело сказать, лучше чем в девяностые, полагаю. Какие-то бюджеты выделяются. Пальмовую оранжерею собрались реконструировать, так что посмотрим, как все будет развиваться.
Все, возвращаемся к теме статьи. Она посвящена субтропической оранжерее, где представлены (в основном) хвойные растения, саговники, папоротники. Но не только. Кроме того, хочу показать растения из перечисленных выше групп, размещенных, к примеру, в тропической оранжерее. В общем, будет винегрет или солянка, которые я постараюсь как-то структурировать.
Начнем мы не с растений, а с самой оранжереи. Однажды к своей статье "10 предметов, которые украсят ваш английский сад", где речь шла в том числе о старинных или винтажных предметах, я прочитал примерно такой комментарий: фу, такое мы не любим, старье, нам новенькое подавай. Не уверен, что комментарий сохранился, не важно, суть в том, что я старенькое, винтажное и естественно изношенное как раз люблю. И эти оранжереи, хоть они далеко не старинные (закончены в 1974 г.), создают правильное настроение и дарят ощущение ботанического, немного потертого, но живого и обжитого места.
Посмотрите на эти ржавые не закрывающиеся двери с мутными стеклами. Вокруг зелень, какие-то горшки. Работа остановилась на миг, сейчас тут появится заботливый ботаник в потертом халате и продолжит свои обычные дела: пересадку, полив, мойку горшков, обрезку...
Или вот еще прелестный вид: дверь в соседнюю теплицу. А справа штукатурка облупилась и облезла, как в древнем венецианском палаццо, у стены еще и цвет правильный - выцветший оранжево-коралловый (надеюсь я правильно угадал название оттенка). Слева внизу легкие проволочные грабли, там же какие-то горшки, поливочный шланг. А вокруг буйствует неукротимая зелень, а там за дверью еще порция зелени и тоже неукротимая.
Еще немного посмотрим по сторонам, прежде чем перейти к деталям. Как я помню, это та же оранжерея (субтропическая), только вид в другую сторону. По центру левее растет довольно крупная папайя (с кленовидными листьями), далее какое-то ароидное (монстера?), правее пара разросшихся фикусов Бенджамина в очень маленьких горшках. И много-много папоротников и других растений. Потёртостей уже не видно, они скрыты зеленой вуалью.
Я знаю, что статья совсем не про ароидные, про них уместнее писать в статье про тропическую оранжерею (и я их там немного упомянул), но раз они оказались тут, в субтропиках, почему нет. Тем более что про монстеру я уже упомянул. Итак, встречайте, филодендрон и алоказия.
Переходим к главным темам статьи и начнем с папоротников, но не благородным обитателям теплицы, а милым захватчикам-сорнякам. Они определенно придают шарма любой оранжерее. И гораздо приятнее сорнячной кислицы (вид не знаю). Она часто оккупирует горшки в больших коллекциях не брезгуя ни суккулентами, ни влаголюбивыми растениями.
Первый из них - адиантум. Не уверен, что это именно венерин волос, если нет, то родственный вид. Тут он повсюду, снял же я его в совершенно некомфортном (казалось бы) для папоротникового житья месте. Он поселился на покрытой керамической глазурованной плиткой стене, успешно укоренившись в бетонных швах. Адиантумы популярные у любителей папоротники, но не у всех растут без проблем. Часто сбрасывают все вайи или отсушивают края листочков. Но тут на голом бетоне совершенно другое дело и условия для них, видимо, идеальные.
И вот второй сорняк, но назвать сорняком его язык не особенно поворачивается. Тоже адиантум - A. formosum, встречается во влажных тенистых местах в Австралии, Новой Зеландии. Я отнес его сорнякам, потому-что очевидно, что он сам как-то насеялся под полками и теперь процветает. Я в него просто влюбился. Это очень красивый и элегантный папоротник. Его видовой эпитет так и переводится - "красивый". Надеюсь, его сохранят при реконструкции.
Вам не надоели еще сорняки? Вот еще один. С одной стороны он относительно редок у коллекционеров, а с другой во многих оранжереях ботсадов регулярно встречается в горшках и кадках с другими растениями. Это псилот. Там же маленькая селагинелла и противная кислица.
Идем от папоротников самостоятельно расселившимся к папоротникам в горшках. Как вам эта группа зрелых мощных экземпляров? Флебодиум, микросорум и тропический плаун.
Там же на соседних полках живут другие красавцы папортники. Дринария и даваллия.
Чуть поодаль - аглаоморфа. Гигантское растение, как ее полка то выдерживает?
Внизу на такой же старой бетонной полке, как и в суккулентной теплице, расположились папоротники меньшего размера. Пеллея, хемионитис, нефролепис сердцелистный, какой-то птерис.
В углу нашли приют древовидные папоротники. А именно пара блехнумов и. видимо, одна диксония.
В подвесной корзине на какой-то опять бетонной монументальной конструкции (приподнятое пространство для посадки растений?) стоит, а не висит микросорум, которым я знал под именем Microsorum diversifolium. Оказывается, у него уже новые имена, причем два. Первое Microsorum pustulatum, второе Zealandia pustulata. Ну ладно, систематикам-ботаникам тоже надо работать.
Напоследок некоторые папоротники из тропического отделения. Асплениумы, будущий гигант ангиоптерис (скорее всего, а может другой представитель семейства Marattiaceae). И еще одна пара блехнумов.
На этом пока все, далее завершающий рассказ с хвойными и саговниками.
Спасибо всем, кто меня читает.
Подборка по ботсаду СПбГУ тут: