Предыдущую главу читайте здесь.
«Центр – «Буру»: ваше новое знакомство представляет значительный оперативный интерес. Объект является родственником бывшего президента ЦАР Андре Килинда, располагает обширными связями в политических и военных кругах своей страны. Учился во Франции, окончил военно-инженерную школу Анже. По возвращении на родину активно занялся работой по организации разминирования страны от многочисленных минных полей, оставшихся после боевых действий. Официально занимает должность помощника первого заместителя военного министра по вопросам разминирования.
Вместе с тем полагаем, что вам известно требование Центра, основанное на действующем правиле, которое требует от разведчиков-нелегалов воздерживаться от вербовочной деятельности. Однако в данном случае работа с объектом заинтересованности с нашей точки зрения является именно тем случаем, который может стать исключением из правил. Поэтому считаем целесообразным продолжить разработку данного офицера с перспективой вербовки при условии соблюдения строжайших мер бдительности и конспирации.
Для переписки предлагаем присвоить ему оперативный псевдоним «Мишель».
«Бур» – Центру»: разработка «Мишеля» с целью вербовки продолжается. Помимо совместных тренировок в дайвинг-центре, он посещает мой интернет-салон, где осваивает работу на ПК. Приобрел для собственных нужд ноутбук. Веду беседы с целью втягивания объекта в агентурную деятельность. Срок его командировки заканчивается, вместе с боссом он возвращается домой. Пригласил меня в гости в свою страну и предложил открыть в Банги интернет-салон, обещая обеспечить содействие городских властей. На это необходимо получить одобрение моего концерна, но не думаю, что возникнут препятствия».
В донесении Центру «Бур» ни на йоту не погрешил против истины. Все дни пребывания Жореса Богану в Мапуту в послеобеденное время они отправлялись на пляж Понто д’Оуру и погружались с аквалангами у коралловых рифов. Правда, Штофферс в отличие от своего знакомого не брал ружьё для подводной охоты. Он предпочитал разыскивать в зарослях разноцветных водорослей красивых морских звезд и ежей для коллекции, пока лейтенант добывал диковинных рыб в расщелинах подводных скал. Наплававшись вдоволь и налюбовавшись на обитателей морского дна, уже затемно они возвращались в сверкавший электричеством город и оседали у компьютера в салоне Тедди, ремонт которого был окончен. Ему нравилась тонкая и живая работа по укреплению контакта с новым знакомым. Чувствовалось, что лейтенант привязался к нему, и рад проводить с немецким другом свободное время.
Богану имел самое поверхностное представление о работе с персональным компьютером, поэтому Штофферс начал обучение с элементарного ликбеза. Ученик оказался восприимчивым к новым знаниям и способным, поэтому быстро перешел на самостоятельную работу. Но сознавая, что Тедди уделил ему много личного времени, испытывал благодарность к учителю и не раз заводил об этом речь:
– Даже не знаю, как буду расплачиваться с вами, Тедди, за полученные уроки. Не мог и думать, что быстро овладею компьютерными премудростями. Это случилось только благодаря вашим педагогическим способностям.
– Ну, перестаньте, Жорес, рассыпаться в благодарностях. Я помог вам по дружбе! И не стоит забывать, что такие уроки – часть моего бизнеса. Чем больше появится пользователей, тем больше продукции моего концерна будет реализовано на африканском континенте. Вот вы, к примеру, уже заказали для себя ноутбук – значит я всё делал правильно и получу прибыль.
Штофферс умышленно сводил свои успехи к корыстному интересу, но Богану лишь улыбался в ответ.
Вечером накануне отъезда он высказал интересную мысль:
– Завтра мы с боссом летим домой. В ответ на ваше дружеское отношение хочу ответить тем же и пригласить вас к себе в гости в Банги. Там, правда, негде нырять с аквалангом, зато я надеюсь составить вам протекцию в административных кругах нашей столицы, и вы сможете открыть такой же интернет-салон, как здесь. Думаю, что вы найдете у нас немало любителей работать с компьютером, также как в Мапуту.
– Спасибо, Жорес! Неожиданное предложение, и мне, честно говоря, хотелось бы им воспользоваться. Не думаю, что руководство моего концерна будет возражать против открытия еще одного салона. Решим технические вопросы, и можно браться за дело. Заодно продолжим общение с вами, мой друг!
– Непременно! Правда, мне приходится много разъезжать по стране, но мы все равно найдем время, чтобы встречаться.
– Простите за любопытство, но с чем связана ваша служба, если это не военный секрет? Ведь по образованию вы военный строитель, не так ли?
– Не совсем так, дружище. Во Франции я учился на сапёра, и у себя на родине я занимаюсь ликвидацией минных полей, которые после многочисленных военных конфликтов покрыли мою землю как короста.
– Непростое дело. Как вы попали на столь опасную стезю?
– Дело случая… Но могу рассказать. Суть в том, что еще в юношеские годы я пережил трагедию: несколько моих верных друзей погибли, подорвавшись на противопехотных минах. Тогда понял, сколько опасностей таит в себе земля, нашпигованная смертью. Сказал всем, что хочу бороться с этим злом. Знающие люди посоветовали ехать во Францию учиться на сапёра. Получив специальность, возвратился домой и приступил к осуществлению задуманного.
– Насколько успешно продвигается ваша работа?
– Увы, не так успешно, как хотелось бы. В республике не достает квалифицированных специалистов и военно-инженерной техники для эффективной работы. Мы пока сделали немного. Я наивно полагал, что французские военные, которых довольно много в ЦАР, помогут нам с разминированием. Но все мои обращения к французскому командованию, поддержанные, кстати, нашим военным министерством, остались безрезультатными. Французы не желают помогать нашим сапёрам.
– Да, видимо французский военный контингент в вашей стране решает иные задачи.
Богану не стал продолжать, лишь тяжело вздохнул и огорчённо махнул рукой, мол, не всё так просто. А «Бур» твердо знал, что обязательно продолжит разговор на эту тему при следующей встрече.
Когда лейтенант улетел домой, Штофферс почувствовал в душе явное опустошение. Ведь в течение прошедшей недели он много времени проводил вместе с новым товарищем, первым человеком здесь, в Африке, в обществе которого было интересно. При этом каждый день продумывал своё поведение с ним, темы разговоров, сведения о себе, которые можно сообщить, да так, чтобы ничто не помешало бы предстоящей вербовке «Мишеля» в агентурную сеть.
И вот теперь лейтенанта здесь нет, привычного дружеского общения нет, настроения, которое сопутствует хорошей работе, тоже нет! Грустно… Была бы рядом Марина, такая неожиданная пустота в душе не образовалась. Но Марину ждать придется не один месяц, увы!
Чтобы развеяться Тедди ходил по городу, изучая его уголки, это было полезно и для души, и для работы. Разведчику требуется в мелочах ориентироваться в местах проживания. В центре, гуляя неподалеку от кафедрального собора и памятника Саморе Машелу, первому президенту страны, он забрел в ботанический сад Ярдин-Тундуру.
На табличке у входа прочитал, что сад был спроектирован почти сто лет назад британским архитектором. Нырнув в густые заросли деревьев и кустарников, ощутил очарование этого заметно запущенного оазиса местной природы. Да, этот сад не похож на аккуратные европейские сады, но в спасительной тени среди сросшихся ветвей легко дышалось в минуты пешей прогулки. Посетителей немного, главным образом, это – туристы, пришедшие полюбоваться экзотическими растениями. Информационные стенды на пешеходных дорожках сообщали, что в центральной части сада на открытой эстрадной площадке проводятся театрализованные музыкальные и танцевальные шоу. К подобным развлечениям Тедди не проявил никакого интереса. Но увидев в саду пристань на берегу пруда, подумал, что на лодочке они с Мариной обязательно покатаются.
Когда в Мапуту приедет Марина, они будут ходить в ботанический сад, чтобы спокойно поговорить между собой, обсудить возникающие проблемы. Здесь на немноголюдных пешеходных дорожках или в лодочке на пруду можно общаться без чужих ушей. Дома, на вилле, они не смогут позволить себе этого – мало ли кто может поставить там «жучки» для подслушивания. Вовсе не для того, чтобы выявить иностранных разведчиков, просто такими делами с желанием займется городская полиция, которой интересно понять, с какой целью в городе появился немец и открыл компьютерный салон. Или государственная служба безопасности, стремящаяся «просветить насквозь» иностранца, который постепенно становится известным в городе человеком и посещает общественные мероприятия, где бывают первые лица страны.
Штофферс не перестраховывался. Он в самом деле обретал знакомых в разных кругах столичных жителей среди тех, кто интересовался компьютерными новинками, а то и просто заглядывал в салон попить свежего немецкого пива «Хольстен», которое в кегах и в бутылках доставлялось из Гамбурга. Продажа прекрасного пива изначально задумывалась, как козырь разведчика, поскольку такой ход позволял объединять вокруг себя интересных и перспективных для дела людей. Столь общительных иностранцев местные спецслужбы, как правило, проверяют, просто так, на всякий случай, вдруг в расставленные сети попадет ценная рыбка. «Бур» и «Соло» должны выдержать такую проверку ради дальнейшей работы.
С утра и до закрытия в салоне находились посетители разных возрастов. Чтобы избежать конфликтов между ними, Штофферс нанял помощника – плечистого местного парня по имени Дик, главной обязанностью которого было следить за порядком внутри и непосредственно за дверями помещения. Дик соорудил для себя дощатый помост и установил на нем кожаное кресло, в котором восседал, наблюдая за порядком. Совершенно не пил пиво, позволяя себе лишь две-три чашечки кофе в день. Этого спортивного парня хозяин про себя называл по-русски «вышибалой». Сам любил сидеть за стеклянной перегородкой и беседовать с кем-нибудь из уважаемых гостей, хваливших свежее немецкое пиво и доброжелательность хозяина салона.
Как-то с утра, когда основная масса гостей еще не собралась, Тедди работал за компьютером, и был отвлечен Диком. Молодой человек с озадаченным выражением лица негромко сообщил:
– Босс, к вам полиция.
И еще тише добавил:
– Это – комиссар полиции городского центрального округа.
Ну, вот и первая проверка, предположил Штофферс, поднимаясь навстречу гостям. В салон поочередно вошли несколько человек в полицейской форме. Впереди важно выступал немолодой полный мужчина с толстым животом, горой нависшим над форменным ремнем с кожаной кобурой полицейского «кольта». За ним следовала элегантная женщина с гордой посадкой головы, а из-за её спины выглядывали трое молодых блюстителей порядка. Представительная делегация, отметил про себя Тедди и вежливо представился главному чину:
– Теодор Штофферс, гражданин ФРГ, официальный представитель германо-японского концерна «Фуджицу» в Мозамбике и хозяин этого интернет-салона.
Комиссар ничего не ответил, лишь остановился перед немцем, продолжая его разглядывать с каменным выражением лица. А Штофферс демонстрировал искреннее дружелюбие:
– Прошу, господин комиссар, проходите в мой офис и располагайтесь в кресле для почетных посетителей.
Полицейский так же без эмоций прошел в офис, но садиться не стал. Тедди снял с полки пухлую папку с бумагами и вручил женщине-полицейской со словами:
– В этой папке вся документация салона. Пусть ваш заместитель ознакомится с ней.
Лишь в этот момент комиссар одобрительно кивнул. Тедди выглянул из-за перегородки и сделал незаметный знак Дику. Тот быстро принес и передал хозяину картонную коробку с бутылочным пивом «Хольстен». Тедди демонстрируя коробку гостю, сообщил:
– Хотел бы вручить вам, господин комиссар, в качестве подарка образец немецкой пивной продукции.
Комиссар вновь кивнул и махнул рукой подчиненным. Один из молодых полицейских взял у Штофферса коробку и вынес из салона. Двое других в это время с интересом разглядывали компьютеры на столах, о чём-то вполголоса переговариваясь с Диком. Женщина без явного интереса листала документы в папке. Комиссар наконец прервал молчание и хриплым голосом задал вопрос:
– Кто рекомендовал вас на работу в этой стране?
– Вопрос решался в ходе правительственных переговоров наших государств, – быстро нашелся с ответом Тедди, решив блефовать по-крупному. В самом деле, как этот полицейский чиновник сможет проверить его слова? Никак! Не снизойдут же работники МИДа Мозамбика до объяснений тонкостей международной политики человеку, не имеющему отношения к этой теме!
Ответ, видимо, удовлетворил комиссара. Он вновь кивнул и задал следующий вопрос:
– Много ли посетителей бывает у вас в салоне?
– Не скажу, что очень много, но частенько у меня находятся покупатели, а столы с компьютерами бывают заняты людьми, которые приходят поработать или поиграть в электронные игры. Солидные клиенты обычно располагаются у меня в офисе. Вас, господин комиссар, я приглашаю посетить моё заведение, когда у вас появится возможность.
Комиссар по привычке кивнул и ответил:
– В том то и дело, что времени свободного у меня практически нет. Так что я вряд ли смогу прийти. Но мой двадцатилетний сын с интересом бы зашел сюда. Сможете уделить ему внимание?
– Конечно, пускай приходит. Буду ждать.
Кивнув, полицейский без слов пошел на выход. Женщина вернула Штофферсу папку и вышла следом в сопровождении молодых полицейских.
Вовсе это и не проверка оказалась, размышлял Тедди. Толстяк решил составить протеже сынку и нагрянул ко мне со свитой, чтобы произвести впечатление. Только и всего. Тем не менее, визит комиссара следует использовать в интересах дела, улыбнулся он. В умелых руках и морковка заиграет, вспомнилась услышанная когда-то армянская поговорка.
Со дня отъезда из Мапуту Жореса Богану прошло больше полутора месяцев, когда наконец вечером на вилле Штофферса раздался телефонный звонок, и в трубке послышался знакомый голос лейтенанта:
– Хэлло, Тедди, приветствую вас! Не забыли ещё своего знакомого?
– Что вы, Жорес, часто вспоминаю вас и наши погружения с аквалангом.
– А я вас не забываю, поэтому стал активно работать с компьютером и вновь хочу выразить благодарность за помощь. Думаю, что буду писать вам по электронной почте. Получится чаще, чем звонить по телефону, ведь ноутбук всегда при мне.
– Да, связи у нас давно не было. Вы, наверное, заняты всё время?
– Я надолго уезжал по делам. Теперь пару месяца буду дома, а потом снова начнутся командировки. Поэтому хочу повторить своё приглашение посетить Банги и побыть у меня в гостях. Может быть, у вас получится прилететь сюда в течение ближайших двух месяцев?
Штофферс задумался. Ехать в Банги обязательно надо, чтобы продолжить работу с Богану. Но быстро собраться и сесть в самолет не получится, ведь не на кого оставить салон. Пока не приедет супруга, придется оставаться дома. Надо поторопить Центр с выводом «Соло» на задание.
Лейтенанту ответил:
– Хорошо! Теперь буду знать, что вы на месте, и мы можем встретиться. Надо постараться найти такую возможность.
Друзья продолжили разговор, обсудили новости и договорились общаться по электронной почте. В тот же вечер «Бур» составил шифровку в Центр.
«Бур» – Центру»: сегодня «Мишель» впервые позвонил и вновь пригласил приехать к нему в Банги. Считаю, что необходимо воспользоваться приглашением и лететь на встречу с ним. Будет продолжено его изучение и втягивание в разведывательную деятельность. Рассчитываю на продолжение обсуждения темы о нежелании французских военных в ЦАР оказывать местной стороне помощь по разминированию старых минных полей. Намерен посоветовать обратиться за помощью к русским военным. Решить вопрос с поездкой в ЦАР нужно в течение ближайших двух месяцев, пока «Мишель» находится на месте, в дальнейшем он планирует убыть в длительную командировку. Откладывать очередную встречу надолго нецелесообразно, так как достигнутый уровень сближения и доверительных отношений с объектом может со временем утратиться. Пребываю в затруднительном положении, потому что не могу оставить салон без управления до тех пор, пока не приедет «Соло». Прошу рассмотреть вопрос о её выводе в страну в ближайшее время, чтобы не ставить под угрозу срыва важную агентурную разработку «Мишеля». Убежден, что он будет работать с нами».
На следующий день он читал ответ Центра. Порадовался, что одобрен план разработки «Мишеля» и дана рекомендация подводить объект к принятию вербовочного предложения. Положительно оценили намерение предложить «Мишелю» обратиться за помощью в разминировании к русским. Однако добавили, что этот вопрос нуждается в детализации, о результатах которой Центр будет готов сообщить позже. Сроки вывода «Соло» на задание будут сокращены, и в течение ближайшего месяца она приедет в страну, с тем, чтобы руководить салоном во время его поездки в Банги.
Тедди мог быть довольным: пока все складывается весьма удачно. А главное – через месяц, в начале 1999 года, он встретит в Мапуту жену.
Москва. Главное разведывательное управление (ГРУ ГШ ВС РФ).
Для согласования вопроса о сокращении сроков переброски «Соло» в разведываемую страну генерал Катков был приглашен на совещание к своему шефу – заму начальника Главного управления, возглавлявшему стратегическую разведку.
– Александр Васильевич, «Бур» ведет активную разработку с перспективой вербовки помощника первого заместителя военного министра Центрально-Африканской Республики. Вы знаете, что у нас большие интересы в этой стране. Поэтому необходимо оказать содействие нашему разведчику.
– Что, Евгений Иванович, у вашего представителя в «героическом Мозамбике», как говорил наш дорогой Леонид Ильич Брежнев, возникли проблемы?
– Ему нужно в течение ближайшего месяца, может, чуть больше, лететь из Мапуту, где он проживает, в Банги на встречу с объектом разработки. Но он является владельцем компьютерного салона, служащим местом для установления контактов и изучения лиц, перспективных для использования в наших интересах. Заменить «Бура» в салоне некем, кроме нашей «Соло». Однако «Соло» пока в Москве, и «Бур» просит ускорить срок её переброски в Мозамбик.
– Вы готовы к этому?
– Да, подготовка «Соло» завершена. Мы можем отправлять её.
– Каким образом будет осуществляться переброска?
– В Новороссийске готовится к выходу в море гидрографическое судно ВМФ. Мы прикомандируем «Соло» к экипажу в качестве научного сотрудника. Через две недели перехода судно ошвартуется в столице Анголы Луанде, где «Соло» покинет борт судна и приступит к выполнению задания. Я вам докладывал, что по легенде она – гражданка Португалии, несколько лет жила в Анголе, но решила переехать в Мозамбик, где и «познакомится» с будущим мужем. Наших возможностей в Анголе имеется в достатке, чтобы подтвердить длительное проживание «Соло» в ангольской столице Луанде и обеспечить её документами прикрытия. Из Анголы она самолетом отправится в Мозамбик для встречи с «Буром».
– Ну, если всё готово, то и тянуть нечего. Документы у вас с собой? Давайте, я завизирую и передам на подпись Валентину Владимировичу.
И.Дроканов. А.Бондаренко
Все главы романа читайте здесь.
======================================================Желающие приобрести дилогию в одной книге "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" и её продолжение "Судьба нелегала Т." обращаться ok@balteco.spb.ru
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================