Предыдущую главу читайте здесь.
Минула неделя как Штофферс добрался до места. Перелет получился сложным, с пересадкой: из Франкфурта сначала в Йоханнесбург, крупнейший аэропорт Южно-Африканской Республики и лишь оттуда в Мапуту. В поток столичной жизни Мозамбика он окунулся с первого дня пребывания на новом месте.
Ему было известно, что из аэропорта в город удобнее всего ехать на такси, которое в его случае оказалось обшарпанным столетним мерседесом. Впрочем, на стоянке выбор был невелик. На заднем сидении, где разместился Тедди, водитель возил чьи-то вещи: рюкзаки и свертки, которые на каждом повороте наваливались на пассажира, а таксист при этом лишь бормотал, мол, ну, ничего, потерпи немного. У отеля «Полана Серена»
остановились поздно, когда на город упала ночная тьма. К счастью, яркие электрические огни центра города позволили спокойно сориентироваться и быстро пройти к дверям отеля. На ресепшене оформили без канители и проводили в двухкомнатный номер на третьем этаже. В глаза бросилось отсутствие нескольких лампочек в люстрах и бра, а также сомнительная свежесть постельного белья. Остальное поначалу претензий не вызывало, даже холодильник работал и интернет был подключен.
Претензии появились утром: в кранах отсутствовала горячая и холодная вода, притом, что накануне вечером помыться удалось. Горничная на этаже извинилась и объяснила перебои с водой плохой работой городских коммунальных служб, из-за которой страдают гости отеля. Понятное дело, всего пару лет назад в стране закончилась двадцатилетняя гражданская война, нормальная жизнь восстанавливается с трудом. Пожав плечами, Тедди умылся и почистил зубы, используя платную бутилированную воду, емкости с которой стояли в номере.
Сильной жары на улице не было, поэтому захотелось пройтись в районе отеля. Прогулка по городу показала, что последствия гражданской войны проявляются не только в работе коммунальных служб, они бросаются в глаза на каждом шагу: в столице множество нищих и бездомных, которые со своим утлым скарбом обитают на улицах. Невольно напросилось сравнение с Анголой – в Луанде такого он не встречал. Выходило, что в Мозамбике бедноты больше. На улицах днем немноголюдно, в основном это – местные жители, а туристы почти не встречаются. Революционные взгляды руководства государства налицо – путь в центре города пролегал по проспектам Карла Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна, Хо Ши Мина и прочих борцов за свободу. Вдоль улиц внешним видом выделялись красивые исторические постройки времен португальского владычества, здания создавали особый колорит, особенно на фоне безликих многоэтажек из монолитного бетона. Правда, и некоторые современные здания радовали глаз оригинальностью и красотой.
Хороша была набережная над океанским берегом, простор впечатлял. Но огорчала замусоренность как самой набережной, так и городского пляжа за ней. Купаться туда не тянуло. Штофферс знал, что на хорошие пляжи нужно ехать довольно далеко, желающих возили городские маршрутки «чапас». Меньше, чем за полдоллара, можно было уехать в любой конец города.
Ознакомительная прогулка по центру завершилась в чистеньком кафе неподалеку от гостиницы. Проще всего было бы заказать традиционный говяжий гуляш с картошкой или курицу, но, отдавая должное местному колориту, он выбрал рыбное блюдо матапа из краба и креветок, приготовленных с зелеными листьями и рисом, а также салат из осьминога и местное пиво «дойш М», то есть «Два М». Все понравилось и привело в хорошее настроение.
Главной задачей «Бура» на первые дни стало приобретение собственного жилья. Центр озаботился этим вопросом заблаговременно и с помощью неизвестных местных коллег подобрал доступную по цене одноэтажную виллу недалеко от океанской набережной. Хозяин дома пожилой голландец давно в ней не жил, уехал в ЮАР, оставив документы на продажу в конторе нотариуса. Процесс оформления покупки и суета с переездом в новое жильё из гостиничного номера занял почти три дня. Оставшись, наконец, один в почти пустой трёхкомнатной вилле, Тедди плюхнулся на диван – наследство голландского дедушки – и подключил свой ноутбук к сети. Электричество и интернет в центре города функционировали. Можно было сообщить в Москву о решении первой задачи и начале поиска помещения для оборудования салона по продаже компьютеров. Совмещение жилья и салона не планировалось изначально. Но место для него следовало искать неподалеку от виллы в центральной части столицы. Кстати, виллу он периодически проверял: расставлял метки, позволявшие выявить незваных гостей. Их не было.
В деловом квартале Мапуту, рядом с которым Штофферс теперь жил, повсюду возвышались офисные здания. Из-за множества кафе, ресторанов и ночных клубов жизнь в центре бурлила днем и ночью. В этом районе отдыхала золотая молодежь и столичные богатеи. Именно здесь следовало организовать свой офис. Но не на этажах большого здания, хотя там вышло бы относительно дешево, а где-нибудь на первом этаже с отдельным входом, что дороже, но зато удобнее посетителям.
На улицах ему встретились городские новинки, приметы времени – интернет-кафе, он решил побывать в них, пообщаться с завсегдатаями, узнать обстановку. В одном из таких заведений среди одетых по моде чернокожих парней, заметил двух молодых немцев, поочередно игравших в игры-«стрелялки» и громко обсуждавших собственные успехи. Тедди налил себе кофе из автомата и с интересом наблюдал за «соотечественниками». Немного погодя, разговорились. Ребята из Баварии оказались в Мозамбике по контракту: приехали заниматься установкой и сервисным обслуживанием банкоматов. Тэдди поинтересовался:
– Вы здесь – не новички и, наверное, знаете, где в Мапуту можно купить компьютерное оборудование?
Собеседники развели руками и сообщили:
– Увы, нигде. Вам придется купить комп в ЮАР и везти сюда через границу, либо заказывать, чтобы привезли откуда-то из другой страны. Вы реально хотите купить?
Штофферс объяснил, что сам приехал в Мапуту для организации торговли компьютерным оборудованием немецко-японского концерна «Фуджицу» и интересуется, есть ли спрос в городе на этот товар.
– Спрос есть, – заверили парни.
А один из них добавил:
– Я и сам купил бы ноутбук, только без всяких заморочек с оформлением доставки через границу.
– Договорились! Как только открою салон и начну продажи, сообщу и буду ждать как первого покупателя.
Обменялись телефонами и попрощались довольные знакомством.
Место для салона вскоре нашлось. В одном из магазинов по торговле запасными частями для автомашин в центре города имелось свободное помещение по соседству, которое хозяин магазина заставил пустой тарой и прочими ненужными вещами. Он быстро согласился сдать его в аренду и пообещал освободить от хлама.
В таких хлопотах прошла первая неделя жизни Штофферса в большом африканском городе. Результаты своей деятельности в очередном докладе отправил в Центр. Одновременно направил в Германию письмо по электронной почте, в котором написал, что подобрал место для торговли продукцией «Фуджицу» и просил выслать в его адрес первую партию товара.
В ответе Центра, в частности, сообщалось:
«Отмечаем Вашу успешную работу по решению организационных задач и продолжению легализации в стране пребывания. Результаты позволяют планово начать подготовку «Соло» к выводу на задание. Полагаем, через полгода будете работать вместе».
Слово «Соло» для «Бура» звучало как музыка, ведь это – агентурный псевдоним Марины, с которой они будут работать в паре. Хорошо, что скоро приедет, улыбнулся про себя разведчик, уже заскучал по любимой, по ночам начинает сниться нежная красавица-супруга. Хм, надо же как навеяло одно упоминание, что она приедет сюда!
А из Германии по-деловому ответили, что товар для Штофферса отгружен, копии накладных прилагаются в электронном виде.
Столь быстрая реакция на сообщения подстёгивала Тедди на ответные шаги. В первую очередь следовало отремонтировать помещение салона. Он со свойственной ему энергией взялся за дело и вот уже втолковывал бригадиру где что нужно сделать, какие материалы использовать. А потом пришлось постоянно контролировать и подгонять трудившихся с ленцой рабочих. Но дело двигалось: внутри у стены появилась стойка бара, где для начала следовало поставить кофе-машину, а со временем и пивные автоматы, в дальнем углу монтировалась прозрачная выгородка для кабинета офис-менеджера, остальное пространство предназначалось для столов с компьютерами, как в соседних интернет-кафе. С улицы над входом появились светящиеся буквы: «Ай-Ти салон Альфа».
Ремонт салона продолжался, хотя не так скоро, как хотелось. Но Штофферс больше не подгонял рабочих, поняв, что эти аборигены по-другому не могут. Ничего не поделаешь, несколькими днями раньше, несколькими днями позже, но ремонт все же будет закончен. В жаркой Африке дела быстро не делаются, говорил кто-то. Наверное, так и есть на самом деле. Тем более, что внимание от салона переключилось, у него появилось более важное дело.
«Бур» с первых дней жизни в столице взял себе за правило обходить прогулочным шагом улицы, где располагались правительственные учреждения. Важных чиновников страны он знал в лицо по фотографиям и видеоматериалам, которые изучал на подготовке, и наблюдал за ними, когда кто-нибудь попадал в зону его внимания. Из этих наблюдений мог получиться интересный результат, ведь на ловца и зверь бежит.
В один из дней ожидания оправдались: из здания военного министерства в сопровождении замминистра вышел человек, которого он хорошо помнил. Это был генерал из Центрально-Африканской Республики, который десять лет назад частенько появлялся на секретном аэродроме, где по его заявке в самолет ВВС ЦАР загружалось советское вооружение. Общение с военным в то время показало, что генерал придерживался прогрессивных взглядов, неприязненно относился к США, зато положительно настроен к СССР и летал туда с визитом. Сейчас генерал распрощался с местным замминистра и вместе со своим помощником, молодым офицером, прошел к ожидавшей машине. Когда она тронулась, Тедди остановил проезжавшее такси и попросил шофера поехать за ней, объяснив, что увидел знакомого, с которым хотел встретиться. На самом деле его интересовало, отправится ли генерал с помощником в аэропорт и улетит из страны, что сорвало бы далеко идущие планы, или поедет в отель, что будет означать какую-то задержку гостей в Мозамбике.
На удачу, генерал и сопровождавший его офицер действительно приехали к отелю и отпустили машину. Тедди вошел вслед за ними в холл отеля и решил подождать дальнейшего развития событий. Каково же было удивление, когда помощник генерала, сменив военную форму на джинсы и футболку, с большой спортивной сумкой и ластами в руках подошел к стойке ресепшена и заказал такси до центра скуба-дайвинга на пляже Понто д’Оуру, который находился в ста километрах к югу от Мапуту. Разведчик как раз размышлял над вопросом, как бы познакомиться с молодым офицером, которому, судя по всему, доверял известный ему генерал. Как оказалось, ситуация складывалась весьма удачно.
Клуб подводного плавания на пляже Понто д’Оуру имел репутацию самого оборудованного и дорогого на океанском побережье Восточной Африки.
В Мозамбике многие состоятельные люди, политики, бизнесмены, военные, дипломаты, приезжали специально поплавать с аквалангом в центре скуба-дайвинга. Штофферс в первые дни после приезда в Мапуту побывал там и стал официальным членом центра. В прежней жизни, в училище подплава и во время службы на подводной лодке он получил хорошие навыки погружения с аквалангом и даже увлекся этим спортом. В Мозамбике решил продолжить занятия дайвингом, как по-модному стало именоваться подводное плавание. Это гарантировало прекрасные перспективы встречаться в дайвинг-центре с людьми, представлявшими интерес для разведки. Песчаный пляж, коралловые рифы, отличная погода, квалифицированный и дружелюбный местный персонал, создавали нужный фон для проведения таких встреч.
Теперь надо ехать в клуб на пляже и установить плотный контакт с интересующим лицом.
В самом деле пляж Понто д’Оуру
производил впечатление райского уголка. Благодаря расположенному на небольшом удалении в открытом океане природному волнорезу – крупному острову Мадагаскар, вода у мозамбикского берега словно застыла и сулила комфортное и безопасное купание. Пляж притягивал к себе чистым светлым песком. На берегу расположились необходимые для дайвинг-центра постройки: просторное помещение клуба с рестораном и баром, удобная марина с дощатым яхтенным причалом и пост с вышкой для пляжных спасателей с быстроходными катерами и весельными лодками.
Штофферс наскоро собрался, взял такси и отправился следом за офицером. Приехал на пляж примерно через полчаса после объекта своего внимания. Тот уже одетый в гидрокостюм, в ластах, с аквалангом входил в воду с дощатого пирса. За плечами у него был прикреплен стандартный баллон, кислорода в котором хватает чуть меньше, чем на час. Значит можно успеть переодеться, ненадолго нырнуть, а потом, поджидая, осесть в баре. Тедди одел стильный гидрокомбинезон «Кресси-Саб» с маской для ныряния, взял моноласту и закрыл свой шкафчик. На открытом пирсе, где обычно аквалангисты входили в воду, огляделся. Нужного пловца на поверхности видно не было, значит, самому можно поплескаться рядом с пирсом минут пятнадцать. Отметив время по водонепроницаемым часам, прыгнул в светло-зеленую морскую прохладу и с удовольствием несколько раз нырнул без акваланга.
Предполагая, что скоро объект появится, Штофферс выбрался из воды, под душем смыл морскую соль, вытерся и решил подождать у перил на пирсе. Действительно, вскоре офицер вынырнул, не спеша поднялся по лесенке и ушел снимать акваланг. Сквозь открытое окно бара, было видно, когда он появился в баре и заказал коктейль «Мохито». Через несколько минут и Тедди оказался там. У стойки что-то тихо напевал знакомый чернокожий бармен с широкой улыбкой на лице, Штофферс махнул ему рукой и заказал … тоже «Мохито»! Сидевший в кресле офицер сперва мельком посмотрел на вошедшего, а после заказа улыбнулся и поднял свой бокал с зеленоватым содержимым. Тедди поклонился в ответ и стал глазами искать место, куда бы присесть. Офицер, явно скучавший в одиночестве, сделал жест, приглашая занять кресло рядом. С этого началось их знакомство.
– Тедди Штофферс, торговец компьютерами из Мапуту, – представился разведчик, зная, что необычный род его деятельности вызовет интерес собеседника.
– А я из Банги, – тоже по-португальски, но не совсем уверенно откликнулся новый знакомый и уточнил: – Жорес Богану, офицер, лейтенант.
– Простите, а где это, Банги? – сделал вид Тедди, будто ему неизвестна столица ЦАР.
– Это в Центрально-Африканской Республике, не удивляйтесь, я там живу, а в Мапуту вчера прилетел в командировку, – сообщил офицер и протянул ладонь для рукопожатия.
Пожимая чернокожую узкую ладонь с сильными пальцами, Штофферс поймал себя на мысли, что этот молодой офицер, демонстрирующий открытость и дружелюбие, симпатичен ему. Для налаживания более тесного знакомства это важно. Теперь беседу следует вести по-французски, ведь его учили именно для такого случая, и так, чтобы Жорес Богану тоже захотел бы продолжить общение с чужим по сути человеком европейского происхождения, немцем:
– Вот как, даже в командировке не забываете о скуба-дайвинге? Вижу, что вы профессионал в этом деле. Давненько я не встречал дайвинг-клубах кого-либо во французском гидрокомбинезоне «Калипсо», как у вас. Классная и редкая сегодня вещь!
– Я его приобрел во Франции несколько лет назад, когда учился там в военно-инженерной школе Анже. На французских пляжах я и увлёкся дайвингом. Теперь посвящаю этому всё свободное время. У нас в ЦАР моря нет, поэтому с удовольствием приезжаю в командировки и в отпуска сюда в Мозамбик. В свою очередь хочу заметить, что и ваш гидрокостюм «Кресси-Саб» весьма впечатляет. Давно занимаетесь этим спортом?
– Довольно давно. И в Германии жил у моря, частенько погружался, и сюда переехал, сразу в этот клуб вступил. Костюм, кстати, из Германии привез…
– И долго вы здесь живете?
– Нет. Меня недавно германо-японский концерн «Фуджицу» направил в Мапуту своим представителем для продажи компьютеров и программного обеспечения. Вы как в обращении с компьютерами, уверенный пользователь или начинающий?
– Скорее начинающий, но стараюсь ускориться.
– Тогда я вас приглашаю к себе в новый салон, который на днях начинает свою работу. У вас на сколько времени рассчитана командировка?
– Через неделю мы с боссом улетаем домой. Но к вам в салон я постараюсь зайти, мне это интересно.
– Отлично! Буду ждать. А сейчас предлагаю отправиться в море понырять, ведь через час будет темнеть.
– Увы, Тедди! Мне пора ехать в отель, на вечер имеются кое-какие дела. Я остановился в отеле «Рестана Ровума», номер 312. Звоните после обеда, буду у себя. Решим, что делать, сюда в клуб поедем или ваш компьютерный салон посетим.
– Окей, спасибо! Свой номер телефона на вилле я вам запишу на листочке. Я с утра дома.
Новые знакомые быстро переоделись и поехали в город на одном такси.
Тем же вечером «Бур» отправил в Центр шифровку, в которой сообщил, что установил дружеские отношения с молодым офицером из ЦАР, и по его собственным ощущениям, можно рассчитывать на вербовку этого человека.
Он не предполагал, что личность лейтенанта Жореса Богану Центру известна, и об этом придет информация в ответном сообщении.
И.Дроканов и А.Бондаренко
Все главы романа читайте здесь.
======================================================Желающие приобрести дилогию в одной книге "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" и её продолжение "Судьба нелегала Т." обращаться ok@balteco.spb.ru
======================================================
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, не забудьте поставить автору лайк и написать комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, не забудьте ему отправить ссылку. Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно!
======================================================