Найти в Дзене
Дневник Апокалипсиса

"Вычислитель", или рубрика "Экранизация и литературный оригинал"

Ну что, господа и товарищи, вот мы и вкатились сонненькими от переедания и сбившегося режима в новый 2025 год, который когда-то многим из нас казался каким-то далёким непостижимым будущим с летающими автомобилями и цветущими яблоневыми садами на Марсе. Пока что ни того ни другого мы не увидели, увы. А увидели мы развитие искусственного интеллекта в виде нейросетей, которые используются как на поле боя, так и для создания ничего не значащих картинок. И тем не менее, многие уже обоснованно опасаются, что нейросети приведут нас к реализации антиутопического тоталитарного режима, в котором решения о том, как жить глупым человекам будет ИскИн. В общем, въезжаем в новый год постепенно и начинаем его с рубрики "Экранизация и литературный оригинал". Ранее я уже рассматривал несколько экранизаций отечественной фантастики на примере произведений братьев Стругацких, сегодня, благодаря чистой случайности вспомним произведение другого автора и одноимённую экранизацию его произведения, в которой как

Ну что, господа и товарищи, вот мы и вкатились сонненькими от переедания и сбившегося режима в новый 2025 год, который когда-то многим из нас казался каким-то далёким непостижимым будущим с летающими автомобилями и цветущими яблоневыми садами на Марсе. Пока что ни того ни другого мы не увидели, увы.

А увидели мы развитие искусственного интеллекта в виде нейросетей, которые используются как на поле боя, так и для создания ничего не значащих картинок. И тем не менее, многие уже обоснованно опасаются, что нейросети приведут нас к реализации антиутопического тоталитарного режима, в котором решения о том, как жить глупым человекам будет ИскИн.

В общем, въезжаем в новый год постепенно и начинаем его с рубрики "Экранизация и литературный оригинал".

Ранее я уже рассматривал несколько экранизаций отечественной фантастики на примере произведений братьев Стругацких, сегодня, благодаря чистой случайности вспомним произведение другого автора и одноимённую экранизацию его произведения, в которой как раз всплыла тема ИскИнов и тоталитарного устройства государства.

Александр Громов является, пожалуй, одним из моих любимых авторов, пишущих в жанре фантастики, в том числе строго научной. Но у него также встречаются и проекты на социальные темы и касающиеся взаимоотношения людей. На мой взгляд, Александр Громов входит в своего рода большую тройку российских фантастов наравне с Сергеем Лукьяненко и Ником Перумовым. (Вы спросите, а как же Стругацкие?! Я отвечу, что Стругацкие, в первую очередь, знаковые фигуры советской фантастики. И да, вы, скорее всего, сможете назвать ещё несколько фамилий авторов, произведениями, которых вы зачитывались, но у меня вот такой вот взгляд.)

И вот, совершенно случайно, мне в руки попался сборник его произведений, который начинался повестью "Вычислитель". Произведение небольшое, буквально на 120 плюс-минус страниц, в зависимости от шрифта. Книга, которая мне досталась, входит в серию "Звёздный лабиринт", которая была, в своё время, довольно популярна в "нулевых".

Повесть прочитал на одном дыхании, что случается со мной довольно редко. То есть, когда закрыл книгу, солнце перевалило далеко за полдень (начал чтение, проснувшись часов в восемь утра).

И вот после прочтения повести в памяти что-то зашевелилось и припомнилось мне, что таки был снят одноимённый фильм десять лет назад, да к тому же с довольно известными актёрами, среди которых можно выделить нашего Евгения Миронова и британца Винни Джонса.

В общем, решил я освежить в памяти, что же это за кино такое получилось, и с первых же кадров вспомнил, почему оно оставило довольно удручающее впечатление тогда и такое же сейчас.

И первое, что бросилось в глаза, это графическая реализация:

-2

Понятно, что бюджет у фильма был более, чем скромный, но, может быть, тогда не стоило и браться? Или найти подходящие локации, коих на самом деле в мире и непосредственно в России было бы предостаточно. А часть съёмок, безусловно можно и нужно было бы провести в павильоне воссоздав то самое Саргассово болото.

И вообще, даже в 2014 году уровень компьютерной графики был гораздо-гораздо выше, чем мы видим в киноадаптации, но то ли деньги куда-то делись (там, если что Фонд Кино замешан), то ли графонщики делали то (не исключаю, что добросовестно), что им было написано в техническом задании и по сценарию. Короче, создалось впечатление, что никто из причастных к созданию фильма повесь не читал. Понятно, Винни Джонс, он британец, и с творчеством наших авторов он не знаком, но в Фонде Кино кто-то же должен был прочитать книгу и соотнести её со сценарием? Вопрос, конечно, в пустоту, ибо данная организация уже давно замечена в реализации довольно сомнительных проектов, точнее, проекты-то могут быть вполне нормальными, а вот реализация их - довольно сомнительной.

Я это вообще к чему? А к тому, что главным действующим лицом в книге являются не только люди, но собственно то самое Саргассово болото, которое предстоит пересечь осуждённым преступникам. Иными словами, окружающая среда планеты Хлябь, на которую волею судьбы забросило осуждённых, приговорённых к так называемому гуманному изгнанию из социума, ибо смертная казнь на Хляби запрещена.

Изгнание, понятное дело, подразумевает под собой выталкивание несчастных в то самое Саргассово болото. Мол, мы вас не убиваем, а даём вам шанс дойти до Счастливых островов, которые никто не видел и точных данных об их существовании никто не имеет.

В книге описано то, как наша группа "счастливчиков" сталкивается с теми, кто вынужден был уйти вглубь болота до них, в том числе, с теми, кто обосновался на так называемой Гнилой мели. Автор повести описывает, что происходит с людьми, которых начинает одолевать голод, болезни и которые откровенно теряют человеческий облик, столкнувшись с невыносимыми трудностями и опасностями, которые скрываются в бесконечной, от горизонта до горизонта, колышущейся трясине.

Но вместо этого, с началом просмотра фильма ты начинаешь страдать каким-то одним сплошным диссонансом, ибо то что говорят герои и то, что ты видишь на экране вообще никак не согласуется между собой.

Во-первых, конвоир предупреждает осуждённых, что они со звуком сирены должны покинуть берег в сторону болота. Но берега-то нет! Какой, к чёрту, берег может быть у пустыни?! Там как бы песочек на много километров вокруг. Песочек и камушки.

Во-вторых, как вы уже догадались, в фильме этого болота как бы и нет. Собственно, его там НЕТ! То есть герои неоднократно произносят словосочетание "Саргассово болото", но ничего, что походило бы на топи, поросшие ковром из переплетённых водорослей в кино нет, как ни всматривайся. Есть пустошь, если не пустыня. Камни, скалы, песок... болота - нет. Вы же представляете себе, что такое болото? Вот и я представляю, я по нему ходил, я в него проваливался. И как бы само название, отсылающее к Саргассову морю, существующему в Атлантическом океане, однозначно говорит, каким оно должно быть.

Ну если уж ты меняешь антураж, то назови место изгнания не "Саргассово болото", а какие-нибудь "Мёртвые/Гиблые пустоши" или ёщё как-нибудь.

Там что-то похожее на полынью из книги есть в конце фильма, но сам финал книги категорическим образом отличается от книжного, который, с одной стороны проще, но в то же время значительно драматичней, чем попытался изобразить режиссёр.

Сценаристы вообще намутили всякого и к месту и не к месту, попытавшись сыграть в детектив там, где его в принципе и нет. Ну не о том книга, совсем не о том!

Думаю, что даже без каких-либо компьютерных эффектов в студии можно было бы смоделировать болото. И как бы само его название - Саргассово - говорит о том, каким оно должно быть. Животный и растительный мир болота тоже показан в виде каких-то графических треугольников и чего-то ещё более невразумительного. Взять того же язычника, который прозван так из-за, как нетрудно догадаться, языка, которым он ловит свою добычу, выбрасывая оный из-под плотного ковра водорослей. Вместо этого нам демонстрируют посредственную графику какой-то непонятной ерунды, выскакивающей из песка.

В фильме с самого начала зачем-то сделан упор на какие-то бездушные системы ИИ, которые управляют жизнью людей, в то время как в книге о них ничего не говорится. Зачем режиссёр и сценаристы ввели тему тоталитаризма вообще непонятно, она никак только не играет в фильме, а наоборот вводит зрителя в заблуждение. Тем более, что книга совсем не о борьбе граждане с тоталитарным режимом, а совсем о другом: о борьбе людей с людьми, о борьбе человека с самим с собой.

При этом, при всех недостатках фильма, бюджет которого оценивается в 2 200 000 долларов США (а сборы в мире вообще составили менее половины от этой суммы), Евгений Миронов отыграл более-менее нормально. Собственно, какую ему задачу поставили, такую он и выполнил. И это ещё один диссонанс фильма: несоответствие игры актёра фильму в целом.

Винни Джонс в роли пахана Полярного Волка Юста, как по мне, тоже пришёлся в тему, хотя и помер в итоге совсем не так, как в книге. Остальные роли - более чем второстепенные и проходные, ничем особо не приметные, даже Кисти, которая по книги вообще-то второй ГГ.

Конечно, кто-то скажет, что кино не обязано быть таким же как книга, что это разные по своей сути произведения искусства. Вот только разве оно не должно быть интересным? Логичным? И не вызывать ощущения зря потраченных денег, в том числе тех, что потрачены Фондом Кино?

В общем, читайте книги, господа и товарищи! Лучшее кино то, которое родится в вашем воображении.

Спасибо.