Геррит Доу (1613—1675) — голландский живописец эпохи барокко, ведущий художник лейденской школы, особенно известный своими бытовыми жанровыми картинами и портретами, ученик Рембрандта, считается создателем характерной для этой школы «тонкой манеры живописи».
Всю жизнь Доу был увлечен автопортретной живописью, часто в причудливых или театральных костюмах, которую он разделял со своим учителем Рембрандтом. В некоторых случаях Доу изображал аристократа, но здесь он с гордостью демонстрирует инструменты своего ремесла.
Сначала Доу учился у своего отца, стекольщика и гравёра по стеклу. С 1628 по 1631 год он учился у Рембрандта, переняв у мастера выбор тематики и использование его технического приёма импасто, тщательное рисование и драматическую игру света и тени.
После того как Рембрандт покинул Лейден в 1631 году, его влияние на Доу постепенно ослабло. Доу продолжал писать на деревянных дощечках небольших размеров, часто помещая свои работы в специально изготовленные футляры, которые он украшал. Портреты рембрандтовского периода творчества художника уступили место преобладанию бытовых жанровых сюжетов, богатых дополнительными деталями. Его краски стали более холодными, а техника исполнения - более утончённой.
Книга представлена так подробно, что легко понять, что читает женщина: начало 19-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке говорится, что те, кто желает творить добро, должны раздать половину всего, что у них есть, бедным. Дорогая одежда пожилой женщины резко контрастирует с этим посланием: она все еще привязана к мирским благам.
Гладкие, как эмаль, поверхности его работ сравнимы лишь с несколькими современными художниками-натюрмортистами в Нидерландах XVII века. Натюрморт сам по себе играл важную роль в творчестве Доу: например, его кухонные сцены часто заставлены овощами, домашней птицей и посудой — как на картине "Молодая мать" (1658).
Наиболее характерным приёмом Доу является написание картин “рамка в рамке”, на которых зритель смотрит сквозь каменное окно на домашний интерьер — например на "Мужчину, курящего трубку" (ок. 1650) и "Птичью лавку" (ок. 1670).
Молодой человек облокотился на подоконник, курит трубку и смотрит на нас. Доу был мастером иллюзионизма. Открытая книга на подоконнике, кажется, выступает за пределы окна, а зеленая занавеска, свисающая с медного стержня, нарисована настолько реалистично, что возникает соблазн отодвинуть ее подальше. Однако небольшой размер картины выдает обман.
"Птичья лавка" - это один из лучших примеров блестящего мастерства Геррита Доу в изображении различных поверхностей и текстур, таких как истрепанная ткань, скомканная под ведром, гладкий камень подоконника, перья на крыле утки и рябая кожа на грудке и шее.
Доу был одним из самых успешных художников Лейдена, и его рассказы о бытовых сценах, подобных этой – о молодой женщине, покупающей домашнюю птицу и дичь, – пользовались особым спросом.
Картины Доу обладают потрясающей осязаемостью, и зрителям кажется, что они могут протянуть руку и прикоснуться к предметам.
За гобеленом видна молодая женщина, сидящая в одиночестве в неосвещенной комнате. Она играет на клавикордах - портативном и довольно тихом клавишном инструменте. Солнечный свет проникает в комнату через окно слева, освещая фигуру женщины и различные элементы натюрморта, разбросанные по всему пространству: пустую птичью клетку, свисающую с потолка, бархатную подушку на резном деревянном табурете, кувшин и чашу, обвитые виноградной лозой, виолу да гамба. (большой струнный инструмент) и стол с открытой нотной книгой, флейтой, блюдом и бокалом вина. Женщина смотрит на нас так, словно мы вторглись в ее личное пространство. Возможно, она ждет возвращения своего возлюбленного, который сыграет на виоле и присоединится к ней в дуэте. Возможно, именно нам, зрителям, суждено занять место ее партнера.
"Женщина, играющая на клавикордах" считается одной из лучших работ Доу и является одной из двух картин, в которых эта музыкальная тема взята за основу. На другой картине изображена девушка, играющая на вирджинале. Впервые картины были представлены вместе в 1665 году. Доу использует тот же прием отдернутого гобеленового занавеса, деликатную передачу тканей и фактур, а также фигуру женщины, отрывающейся от игры (хотя это определенно не портрет той же женщины). Однако наше внимание привлекает присутствие других фигур в соседней комнате. Вино льется рекой, и возлюбленный женщины уже сидит в ожидании с бокалом в руке, в то время как другая пара поет песни, а молодой мальчик-официант тем временем подливает им напитки. Женщина на переднем плане играет на виргинале: значительно громче, чем на клавикордах, и, предположительно, предназначена для аккомпанемента певцам. В отличие от интимной истории на первой картине, здесь акцент делается на удовольствиях жизни. В то время как женщина, играющая на клавикордах, возможно, намекает на возможность появления любовника, девушка, играющая на вирджинале, более отчетливо демонстрирует положение женщины как фигуры типа куртизанки, чья роль заключается в том, чтобы развлекать мужчин.
После 1650 года он написал множество ночных сцен, освещённых свечами, например, "Ночная школа" (ок. 1660-65).
В этой картине соседствуют свет и тьма, добродетель и порок. Залитая ярким светом свечей, девочка усердно читает свой урок, в то время как в тени школьный учитель отчитывает мальчика. На переднем плане второй ученик со свечой в руке помогает другому ученику с учебными заданиями. Считается, что свет свечи здесь символизирует разум.
Отшельник в монашеском одеянии сидит в сводчатом интерьере, окруженный символами Vanitas, напоминающими о бренности мирских благ и неизбежности смерти. Череп служит напоминанием о смерти, в то время как песочные часы и свеча напоминают о краткости и хрупкости человеческой жизни. Отшельник ищет духовного утешения в вечных истинах Библии, открытых перед ним.
Геррит Доу скончался в родном Лейдене в 1675 году.
Великолепные эффекты Доу и его тщательно отточенный стиль часто становились в руках его многочисленных последователей пустым и утомительным занятием.
Искусство Доу было популярно в России. Об этом свидетельствует коллекция Эрмитажа, в которой собрано одиннадцать картин художника.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.
Источники:
1. Геррит Доу: мастер живописи эпохи Рембрандта, автор Баер Р. National Gallery of Art, Washington, D. C., Apr. 16 — Aug. 6, 2000
2. Материалы: Rijksmuseum;
The Leiden Collection, Wikipedia