Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Искусство иллюзий Геррита Доу

Геррит Доу (1613—1675) — голландский живописец эпохи барокко, ведущий художник лейденской школы, особенно известный своими бытовыми жанровыми картинами и портретами, ученик Рембрандта, считается создателем характерной для этой школы «тонкой манеры живописи».

Геррит Доу: Автопортрет, масло на дереве, 1665; Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Геррит Доу: Автопортрет, масло на дереве, 1665; Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.

Геррит Доу: Натюрморт с мальчиком, выдувающим мыльные пузыри, 1635, дерево, масло
Геррит Доу: Натюрморт с мальчиком, выдувающим мыльные пузыри, 1635, дерево, масло

Всю жизнь Доу был увлечен автопортретной живописью, часто в причудливых или театральных костюмах, которую он разделял со своим учителем Рембрандтом. В некоторых случаях Доу изображал аристократа, но здесь он с гордостью демонстрирует инструменты своего ремесла.

Геррит Доу: Пожилая женщина, читающая книгу, 1660-65. Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург
Геррит Доу: Пожилая женщина, читающая книгу, 1660-65. Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург

Геррит Доу: Девушка режет лук, 1646, дерево, масло, Королевская коллекция
Геррит Доу: Девушка режет лук, 1646, дерево, масло, Королевская коллекция

Сначала Доу учился у своего отца, стекольщика и гравёра по стеклу. С 1628 по 1631 год он учился у Рембрандта, переняв у мастера выбор тематики и использование его технического приёма импасто, тщательное рисование и драматическую игру света и тени.

Геррит Доу: Продавец сельди, доска, масло, музей Эрмитажа, Санкт-Петербург
Геррит Доу: Продавец сельди, доска, масло, музей Эрмитажа, Санкт-Петербург

После того как Рембрандт покинул Лейден в 1631 году, его влияние на Доу постепенно ослабло. Доу продолжал писать на деревянных дощечках небольших размеров, часто помещая свои работы в специально изготовленные футляры, которые он украшал. Портреты рембрандтовского периода творчества художника уступили место преобладанию бытовых жанровых сюжетов, богатых дополнительными деталями. Его краски стали более холодными, а техника исполнения - более утончённой.

Геррит Доу: Читающий монах, 1650
Геррит Доу: Читающий монах, 1650

Читающая пожилая женщина. Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, ок. 1631-1632
Читающая пожилая женщина. Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, ок. 1631-1632

Книга представлена так подробно, что легко понять, что читает женщина: начало 19-й главы Евангелия от Луки. В этом отрывке говорится, что те, кто желает творить добро, должны раздать половину всего, что у них есть, бедным. Дорогая одежда пожилой женщины резко контрастирует с этим посланием: она все еще привязана к мирским благам.

Геррит Доу: Купальщица, расчесывающая свои волосы, 1660-65, доска, масло, музей Эрмитажа
Геррит Доу: Купальщица, расчесывающая свои волосы, 1660-65, доска, масло, музей Эрмитажа

Гладкие, как эмаль, поверхности его работ сравнимы лишь с несколькими современными художниками-натюрмортистами в Нидерландах XVII века. Натюрморт сам по себе играл важную роль в творчестве Доу: например, его кухонные сцены часто заставлены овощами, домашней птицей и посудой — как на картине "Молодая мать" (1658).

Геррит Доу: Молодая мать, 1658, масло, дерево
Геррит Доу: Молодая мать, 1658, масло, дерево

Геррит Доу: Зубной врач, удерживающий зуб после его извлечения у пациента. 1672 Картинная галерея старых мастеров
Геррит Доу: Зубной врач, удерживающий зуб после его извлечения у пациента. 1672 Картинная галерея старых мастеров

Наиболее характерным приёмом Доу является написание картин “рамка в рамке”, на которых зритель смотрит сквозь каменное окно на домашний интерьер — например на "Мужчину, курящего трубку" (ок. 1650) и "Птичью лавку" (ок. 1670).

Мужчина, курящий трубку (Автопортрет).    Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, около 1650 года
Мужчина, курящий трубку (Автопортрет). Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, около 1650 года

Молодой человек облокотился на подоконник, курит трубку и смотрит на нас. Доу был мастером иллюзионизма. Открытая книга на подоконнике, кажется, выступает за пределы окна, а зеленая занавеска, свисающая с медного стержня, нарисована настолько реалистично, что возникает соблазн отодвинуть ее подальше. Однако небольшой размер картины выдает обман.

Птичья лавка. Геррит Доу (1613-1675)  Национальная галерея, Лондон
Птичья лавка. Геррит Доу (1613-1675) Национальная галерея, Лондон

"Птичья лавка" - это один из лучших примеров блестящего мастерства Геррита Доу в изображении различных поверхностей и текстур, таких как истрепанная ткань, скомканная под ведром, гладкий камень подоконника, перья на крыле утки и рябая кожа на грудке и шее.

Доу был одним из самых успешных художников Лейдена, и его рассказы о бытовых сценах, подобных этой – о молодой женщине, покупающей домашнюю птицу и дичь, – пользовались особым спросом.

Геррит Доу, "Спящая собака", 1650, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Деталь.
Геррит Доу, "Спящая собака", 1650, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Деталь.

Геррит Доу, "Спящая собака", 1650, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Деталь.
Геррит Доу, "Спящая собака", 1650, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Деталь.

Картины Доу обладают потрясающей осязаемостью, и зрителям кажется, что они могут протянуть руку и прикоснуться к предметам.

Геррит Доу: Женщина, играющая на клавикордах, около 1665 года, дерево, масло, 37,7 х 29,9 см
Геррит Доу: Женщина, играющая на клавикордах, около 1665 года, дерево, масло, 37,7 х 29,9 см

За гобеленом видна молодая женщина, сидящая в одиночестве в неосвещенной комнате. Она играет на клавикордах - портативном и довольно тихом клавишном инструменте. Солнечный свет проникает в комнату через окно слева, освещая фигуру женщины и различные элементы натюрморта, разбросанные по всему пространству: пустую птичью клетку, свисающую с потолка, бархатную подушку на резном деревянном табурете, кувшин и чашу, обвитые виноградной лозой, виолу да гамба. (большой струнный инструмент) и стол с открытой нотной книгой, флейтой, блюдом и бокалом вина. Женщина смотрит на нас так, словно мы вторглись в ее личное пространство. Возможно, она ждет возвращения своего возлюбленного, который сыграет на виоле и присоединится к ней в дуэте. Возможно, именно нам, зрителям, суждено занять место ее партнера.

Виола да гамба, нотная книга, бокал для вина, флейта, кувшин и таз. Геррит Доу: Женщина, играющая на клавикордах, около 1665 года (деталь)
Виола да гамба, нотная книга, бокал для вина, флейта, кувшин и таз. Геррит Доу: Женщина, играющая на клавикордах, около 1665 года (деталь)

Геррит Доу: Девушка играющая на вирджинале" (eng. "A Young Lady Playing the Virginal"), около 1665 года, картина маслом (частная коллекция)
Геррит Доу: Девушка играющая на вирджинале" (eng. "A Young Lady Playing the Virginal"), около 1665 года, картина маслом (частная коллекция)

"Женщина, играющая на клавикордах" считается одной из лучших работ Доу и является одной из двух картин, в которых эта музыкальная тема взята за основу. На другой картине изображена девушка, играющая на вирджинале. Впервые картины были представлены вместе в 1665 году. Доу использует тот же прием отдернутого гобеленового занавеса, деликатную передачу тканей и фактур, а также фигуру женщины, отрывающейся от игры (хотя это определенно не портрет той же женщины). Однако наше внимание привлекает присутствие других фигур в соседней комнате. Вино льется рекой, и возлюбленный женщины уже сидит в ожидании с бокалом в руке, в то время как другая пара поет песни, а молодой мальчик-официант тем временем подливает им напитки. Женщина на переднем плане играет на виргинале: значительно громче, чем на клавикордах, и, предположительно, предназначена для аккомпанемента певцам. В отличие от интимной истории на первой картине, здесь акцент делается на удовольствиях жизни. В то время как женщина, играющая на клавикордах, возможно, намекает на возможность появления любовника, девушка, играющая на вирджинале, более отчетливо демонстрирует положение женщины как фигуры типа куртизанки, чья роль заключается в том, чтобы развлекать мужчин.

Геррит Доу: Купальщик, музей Эрмитажа, Санкт-Петербург
Геррит Доу: Купальщик, музей Эрмитажа, Санкт-Петербург

Геррит Доу: Астроном при свечах, 1659. Центр Гетти
Геррит Доу: Астроном при свечах, 1659. Центр Гетти

После 1650 года он написал множество ночных сцен, освещённых свечами, например, "Ночная школа" (ок. 1660-65).

Ночная школа. Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, ок. 1660-1665
Ночная школа. Геррит Доу (1613-1675), картина маслом, ок. 1660-1665

В этой картине соседствуют свет и тьма, добродетель и порок. Залитая ярким светом свечей, девочка усердно читает свой урок, в то время как в тени школьный учитель отчитывает мальчика. На переднем плане второй ученик со свечой в руке помогает другому ученику с учебными заданиями. Считается, что свет свечи здесь символизирует разум.

Геррит Доу: Отшельник, 1661 г. Коллекция Уоллеса
Геррит Доу: Отшельник, 1661 г. Коллекция Уоллеса

Отшельник в монашеском одеянии сидит в сводчатом интерьере, окруженный символами Vanitas, напоминающими о бренности мирских благ и неизбежности смерти. Череп служит напоминанием о смерти, в то время как песочные часы и свеча напоминают о краткости и хрупкости человеческой жизни. Отшельник ищет духовного утешения в вечных истинах Библии, открытых перед ним.

Геррит Доу: Отшельник, 1670, дерево, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон
Геррит Доу: Отшельник, 1670, дерево, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон

Геррит Доу скончался в родном Лейдене в 1675 году.

Великолепные эффекты Доу и его тщательно отточенный стиль часто становились в руках его многочисленных последователей пустым и утомительным занятием.

Искусство Доу было популярно в России. Об этом свидетельствует коллекция Эрмитажа, в которой собрано одиннадцать картин художника.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники:

1. Геррит Доу: мастер живописи эпохи Рембрандта, автор Баер Р. National Gallery of Art, Washington, D. C., Apr. 16 — Aug. 6, 2000

2. Материалы: Rijksmuseum;

The Leiden Collection, Wikipedia