Найти в Дзене
АКАДЕМИЯ ПИСЬМА

ЧТО НАПИСАНО ПЕРОМ: кто, когда и как забирает у нас право на ошибку?

Когда я стала преподавать письмо, тема ошибок обрела особое значение и смысл, показав, что чувствуют дети, совершая их. Ведь письмо, оно такое: движение, совершённое на бумаге, оставляет след. Если только мы пишем не стираемой ручкой (об этом изобретении мы ещё поговорим отдельно), то след этот остаётся навсегда. Его «не вырубишь топором», «не смоешь», «не сожжешь». Ошибку можно лишь зачеркнуть и написать рядом правильно. То есть - исправить. Но сама она всё равно будет видна. И никуда не денется. В этом удивительное и прекрасное свойство письма. Если в жизни мы часто имеем возможность исправлять ошибки так, чтобы о них никто не узнал, то на письме это невозможно. Именно про это мне говорит поговорка «что написано пером, то не вырубишь топором». На письме нельзя сделать вид, будто ничего не произошло, и идти дальше. Но мы ведь часто поступаем в жизни так. Вчера поссорились или оскорбили кого-то, а сегодня просто разговариваем с человеком как ни в чём не бывало. Зачем нам притворятьс
Оглавление

Мы всё время оставляем следы

Когда я стала преподавать письмо, тема ошибок обрела особое значение и смысл, показав, что чувствуют дети, совершая их. Ведь письмо, оно такое: движение, совершённое на бумаге, оставляет след. Если только мы пишем не стираемой ручкой (об этом изобретении мы ещё поговорим отдельно), то след этот остаётся навсегда. Его «не вырубишь топором», «не смоешь», «не сожжешь». Ошибку можно лишь зачеркнуть и написать рядом правильно. То есть - исправить. Но сама она всё равно будет видна. И никуда не денется.

Письмо - это след, оставленный на бумаге
Письмо - это след, оставленный на бумаге

В этом удивительное и прекрасное свойство письма. Если в жизни мы часто имеем возможность исправлять ошибки так, чтобы о них никто не узнал, то на письме это невозможно. Именно про это мне говорит поговорка «что написано пером, то не вырубишь топором». На письме нельзя сделать вид, будто ничего не произошло, и идти дальше.

Но мы ведь часто поступаем в жизни так. Вчера поссорились или оскорбили кого-то, а сегодня просто разговариваем с человеком как ни в чём не бывало. Зачем нам притворяться, как будто ничего «плохого» не случилось?

Однажды ко мне пришёл ученик, который соглашался писать только стираемой ручкой. А у той был очень своеобразный «ход шарика» из-за особенной вязкости чернил. Это своеобразие влияло на характер движения, поэтому для коррекции почерка лучше было выбрать другой инструмент. Мне и так тяжко с шариковыми ручками (я считаю, что их нельзя использовать для постановки почерка), а тут ещё и специфическая шариковая ручка.

Писала. X в. Наши предки выцарапывали буквы, поэтому след от письма оставался глубоким.
Писала. X в. Наши предки выцарапывали буквы, поэтому след от письма оставался глубоким.

Я спросила, почему мы не можем использовать любой другой инструмент, их ведь огромное количество: линеры, роллеры, автоматические перья, просто шариковые ручки (хорошо, что из них всё же можно выбрать)… Мой ученик был непреклонен: «Нам в школе запрещают исправлять в тетради. Моя учительница ругает нас, если в тетради грязь. И если мы делаем ошибки. Поэтому мне просто нужно научиться писать без ошибок. Или писать стираемой ручкой, чтобы эти ошибки стирать. Тогда в тетради будет всегда чисто».

Я выдохнула: «Ах вот в чём дело! А я-то распереживалась. Это ничего. Я знаю, как исправлять ошибки аккуратно. Грязи не будет. Меня этому научили в школе».

Работа над ошибками

Нас, и правда, специально учили исправлять ошибки аккуратно. Я хорошо помню, как моя первая учительница говорила: «Когда вы увидите ошибку, ни в коем случае не заштриховывайте её! Потому что тогда в тетради будет грязно. Запомните: мы всегда будем исправлять ошибки одной наклонной чертой. И писать правильную букву сверху и немного правее!»

Мы кивали головами, а Ирина Павловна подходила к каждому из нас и просила показать, как мы будем исправлять ошибки.

Потом я часто слышала от неё: «Ошиблась, ничего страшного! Во-первых, хорошо, что ты это увидела. А во-вторых, просто аккуратно зачеркни и исправь. Не надо разводить грязь в тетради».

Когда я выросла и стала преподавать письмо, то стала говорить своим ученикам: «Бывает, что мы ошибаемся, это естественно, мы ведь люди. Но если ты начнёшь зачёркивать свою ошибку так, чтобы её не было видно, у тебя всё равно это не получится. Может быть, саму букву видно не будет, но будет очевидно, что ты что-то зачеркнул, «залил» чернилами. На месте буквы будет чернильное пятно. Поэтому лучше не делать вид, что ничего не произошло, а просто исправить свою ошибку.»

Тогда-то я и поняла, что «грязь» получается там, где мы стараемся закрыть глаза на ошибку. И, как следствие, закрыть её саму. Тем самым чернильным пятном. Или правильным написанием поверх неправильного.

Цера. Деревянная дощечка с углублением для воска. XIII в.
Цера. Деревянная дощечка с углублением для воска. XIII в.

Я очень спокойно относилась к ошибкам моих учеников. И часто мне было даже жаль, если буква была красивой, но неправильной. Например, в слове мАлоко буква «А» может быть очень красивой, гармоничной, иногда просто прекрасной, но она здесь не на своём месте. И нам приходилось её исправлять. Тогда я открыто говорила, что мне очень жаль, что приходится так поступать. И просила зачеркнуть красивую букву так, чтобы её всё-таки было видно. Ведь сама она очень красивая.

И дети, видя красоту того, что они сделали, соглашались со мной в том, что хочется, чтобы букву было видно. Некоторые говорили: «За такую букву даже не стыдно».

-4

Через 10, 50, 100 таких букв им переставало быть стыдно и за не очень красивые. А потом и за некрасивые тоже.

Всё это помогало по-другому относиться к тому, что мы ошибаемся.

Право на ошибку

Помогало и то, что я часто признавала и свои ошибки. Поначалу мне давалось это очень тяжело. Мои ошибки как учителя – отдельная тема. Ведь учитель «непогрешим»: он УКАЗует: и верный путь, и на то, что правильно или неправильно… У нас даже УКАЗка есть среди прочих инструментов. Это часть роли: учитель учит. Учить неправильно смысла не имеет, наверное. Поэтому ПРАВильность, ПРАВость становятся в какой-то момент большим испытанием для педагога. Но это, действительно, очень большая и отдельная тема.

Вернёмся к Косте (так мы его назовём). Мальчику, который хотел писать только стираемой ручкой.

Итак, многим моим ученикам право на ошибку помогло видеть её, признавать, не бояться, исправлять.

Многим, но не этому. Костя наотрез отказался учиться исправлять ошибки.

Его аргументы были железными: «Мария Ивановна не разрешает нам делать ошибки. Это грязь. Я не хочу учиться их исправлять, потому что за исправленные ошибки она всё равно снижает оценки. Я буду получать двойки за это!»

Мои доводы были жалкими. Потому что, в конце концов, не мне предстояло встретиться с последствиями тех ошибок, которые совершит Костя. Это он будет получать двойки и слышать про грязь в тетради и так далее.

Я не знаю, что он чувствовал, когда ошибался на уроках Марии Ивановны. Вину, стыд, смущение, отчаяние или ещё что-то. Не знаю, что чувствовала Мария Ивановна.

Но всё это точно повлияло на твёрдое решение Кости писать только стираемой ручкой. И писать так, будто он не совершает ошибок.

Я часто встречаю советы не исправлять ошибки в тетради красной ручкой. А исправлять зелёной, оранжевой, или ещё какой-нибудь.

Аргумент такой, что с красным цветом у ребёнка плохие ассоциации. Она вызывает дискомфорт, связанный с негативным отношением к ошибкам, что снижает общую мотивацию и общее отношение к учёбе.

Однако, если педагог будет исправлять ошибки ребёнка зелёной ручкой и стремиться при этом пристыдить его, то отношение к зелёной ручке тоже в скором времени приобретёт негативный оттенок.

Поэтому не важно, ручкой какого цвета вы указываете на ошибку ребёнка (а можно не указывать, а вместе находить, обращать внимание, помогать увидеть и т.д.). Важно, зачем вы это делаете и с какой интонацией.

Отношение к ошибке – это не врожденный инстинкт или физиологическая данность, как цвет глаз или рост. Оно как-то появляется, развивается, укореняется в нас.

И, конечно, как и все отношения, оно возникает между…

Автор: Юлия Назарян, педагог, психолог, экзистенциальный консультант и терапевт, автор методики «Матричное письмо», преподаватель на курсе «Матричное письмо +» в Академии письма.

Заходите к нам в канал ☕️ Там мы выкладываем ссылки на наши открытые круглые столы, в которых каждый может принять участие 🍪
Академия письма 🎓