Холли Вебб «Говорящий карман»
Холли Вебб всегда пугала меня неистовой плодовитостью и, видимо, с перепугу, я купила не первую, а седьмую (и последнюю пока что) часть серии «Лотти и волшебный магазин».
Впрочем, моей целью было познакомиться с автором, этой цели я добилась, а вопросов с логикой происходящего не возникло: Холли Вебб на первых страницах перескажет всё то, что происходило в предыдущих сериях.
История про девочку-ведьмочку Лотти, чьи волшебные таланты крутятся вокруг общения с животными и несложной бытовой магии. У Лотти есть фамильяр – такса Софи, без которой она себя не мыслит. Есть мама и папа. Но с родителями всё очень не просто: до недавнего времени папа числился пропавшим – 8 лет он жил где-то в лесах, заколдованный бывшей подружкой Пандорой, а мама работала в Париже. Поэтому девочка жила с дядей и его сыном Дэнни в зоо-магазине. Теперь, когда семья воссоединилась, стало «всё ещё более сложно»: Дэнни неистово завидует наличию родителей (ибо недавно его собственная мама умерла, и он так и не пережил потерю, но пока у Лотти тоже не было родителей рядом, их положения были равны, а теперь на Лотти перевернулся вагон пряников, а ему не досталось ничего), сама Лотти в это время неистово переживают, будут ли родители «парой». Лотти подмечает каждое движение, объятие или поцелуй, и с одной стороны, девочку понять можно. С другой, написаны эти переживания столь примитивно и коряво, что выглядят искусственными и натужными. И меня очень удивило, что вопрос, «любят ли родители друг друга» у девочки так и не встал, только «останутся ли они парой».
Сюжет истории крутится вокруг декабрьской поездки класса в дом отдыха, куда животных брать нельзя. А Лотти жить не может без Софи!
Редко, когда детские книги мне настолько не нравятся! Начиная с оформления (я так и не поняла, почему на обложке буйствует зелень, когда дело разворачивается в декабре и на дворе «зима, холода, одинокие дома…»). И внутри нет ни одной даже мизерной иллюстрации. Очень тоскливо, правда!
Плюс, книга написана простым языком, до примитивности. И обороты, используемые в книге – это текст, который мог быть сгенерированным ИИ, а не написанный человеком. Охотно верю, что под псевдонимом Холли Вебб пашет цех литературных негров, потому что иначе стоит признать, что это сама авторка, а не кучка ноунеймов, гонит низкопробную халтуру.
В дело даже не в этом, в самой истории меня удивило многое. Например, учителя, которые в декабре вывозят детей отдыхать и заставляют их плескаться в ледяном озере, а кто промок, ну, так пусть оботрется полотенчиком. И эти же учителя, которые в детском конфликте занимают какую-то чудовищную позицию. Совершенно неадекватную, несправедливую и местами подлую. При этом учителям и их поведению автором (и персонажами) не дается никаких оценок. Взрослые накосячили по-всякому, ну и окнорм. Такая нормализация взрослого неадеквата недопустима в детской литературе, на мой взгляд.
Точно так же не дается никаких оценок выходкам девочек – Лотти и её подруги Руби, которые натравили мышь на другую девчонку – Зару, с которой они конфликтовали. И тут бы всё ничего: девочка Зара противная и гадкая, она преследует и задирает и Лотти, и её подруг, настраивает класс против Лотти и она заслуживает того, чтобы её каким-либо образом «наказали». Но, в самом начале книги, когда Дэнни - двоюродный братец Лотти вот точно также натравил на маму Лотти паука, это было подано под соусом «фуфуфу, как так можно! пугать человека животным, фу таким быть!». И когда ровно это же самое делает Лотти, это – окнорм, давайте возрадуемся находчивости девочек.
Очень кривая этика!
Ну, и сюда же можно добавить совершенно токсичные отношения Лотти с таксой Софи. Софи – омерзительный персонаж. Претенциозный и занимает нишу «старшего товарища и волшебного помощника». И тут тоже вопрос, зачем Холли Вебб нормализует в детском сознании подобных «старших друзей». Ибо Софи капризничает, цепляется, ревнует, завидует, и делает абсолютно всё, чтобы читатели ужаснулись, настолько в этих отношениях всё нездраво. Подобным персонажем может быть бабушка, над которой можно посмеиваться, но которая – часть семьи, не выставишь же её из дома, придется находить формы общения, чтобы кукуха не отлетела. Тут же Софи неприятна в каждой сцене, где она появляется и это показывается как пример милоты и «дружбы».
Не понравилось. О покупке не жалею – нам было о чем тут поговорить с Марусей. И положительным моментом стало то, что я выбросила из корзины все книги Холли Вебб, что там болтались. Ибо это - токсичная халтура.
Ли Хоббс «Мистер Барсук и большой сюрприз»
В своё время я купила «Мистера Барсука» для «расчитая»: книга небольшая, текста мало, напечатан он довольно рыхло. Но теперь я искренне рада, что не стала сразу покупать всю серию. Ай, умница, всегда так делай! История мне не понравилась, она не показалась ни милой, ни трогательной, а финал так и вовсе выбесил. Есть очень немного детских книг, которые по факту оставляют неприятное послевкусие, эта – одна из них.
Автор откровенно кормит читателя не шоколадом.
История начинается как рассказ про Мистера Барсука. Он живет в Лондоне в Мейфере, в доме-чайнике, работает в отеле.
Сначала Ли Хоббс расскажет нам про домик Барсука, потом о том, как он идет на работу, как заглядывает в витрины, посмотрите направо, посмотрите налево, потом расскажет про отель, про то, что там и как устроено, про сотрудников отеля, про то, как и во что одет Барсук.
Четверть книги уже прошла. А действие пока не началось.
Дальше окажется, что Мистер Барсук – менеджер по организации особых мероприятий в отеле, он работает в отеле много лет, как работали его отец и дед. И детство Барсука прошло в этом отеле.
И вот тут начинается самое неприятное. Нам станут рассказывать про то, как Мистер Барсук устраивал День рождения для мерзкой девочки (которая по совместительству являлась внучкой владельца отеля), и полкниги будет посвящено несуразицам, капризам, истерикам и нелепостям, и девочка будет неприятна не только мистеру Барсуку, но и читателям, уж это случится непременно. Потом Мистер барсук станет убирать бардак, оставшийся после дня рождения.
А потом окажется, что это история не про гадкую девочку и трудолюбивого барсука, а про детскую травму, которую получил Мистер Барсук в детстве в этом же отеле, и которую этот унылый пень всю книгу лелеял и пестовал. Мистер Барсук, дожив до «кхм лет» - он взрослый персонаж – так и не смог с ней разобраться, поэтому всю дорогу (как оказалось в финале) вел себя как какулька-обижулька. Он погряз в своей меланхолии, он выбрал травму, которая оказалась ценней, чем многое другое. Например, семья (оказывается, она у него была!) или друзья (они тоже у него есть!).
Это очень плохая детская история, не нужно это читать.
И да, в «слезинку счастья» в финале я не поверила – это дешевая авторская манипуляция.