Найти в Дзене
Московский Компас

КЛIЧ МIНСКА. ПЕРШАЯ ЧАСТКА. ПЕРАСЯЧЭННЕ

Зов Минска. Первая часть. Пересечения. Поездка Москва - Смоленск - Орша - Минск - Москва.

Когда мы с Михаилом Михеевым первый раз выбрались на хоккей поддержать его любимую команду новосибирскую "Сибирь" в Казань, уже тогда было ясно, что этот опыт просто так не пропадёт, и мы с ним обязательно когда-нибудь поедем ещё куда-нибудь.

Про ту поездку в Казань был написан мною ПРЕКРАСНЕЙШИЙ РАССКАЗ. Прочитайте его, а потом приступайте к чтению этого, и тогда мне не придётся сейчас объяснять уже давно рассказанные однажды вещи.

А что выходило с самого начала с Минском? Да всё точно так же, как и с Казанью, схема один в один, не отличить. Выезд ночью на Мишкиной машине, я спрыгиваю в Смоленске, Миха едет до упора, селится в гостишку и ждёт меня. А я еду сначала российской электричкой от Смоленска до Осиновки, которая находится уже на территории Республики Беларусь, потом элькой до Орши, далее до Минска, там ночёвка, наутро осмотр всех станций метро и поход на хоккей, вторая ночёвка и возврат домой на машине. Полностью повторение казанской истории.

За одним но. Другая страна...

Зная, что в братском государстве мне много и часто придётся расплачиваться наличкой, причём, сразу же после пересечения границы, с большим трудом на январских праздниках я нашёл отделение "Сбера", где купил 200 тамошних рублей. Это около 6000 на наши. Но одной купюрой, других в банке не было. Ожидалось веселье, ведь как на беларускай чыгунке, на периферии, мне будут разменивать такую огромную купюру при стоимости проезда от Осиновки до Орши в 1 рубль 12 копеек?...

Кстати, подготовки "задолго до" данное путешествие не требовало, ведь никаких билетов на железную дорогу и её поезда покупать заранее не надо было - Мишкина праворулая Тойота Приус Гибрид опять была к нашим услугам. Просто когда в конце декабря Миха написал мне "поехали на игру 10 января", я сразу ответил утвердительно и мгновенно заказал номер в гостинице напротив Минск-Арены. Михаил тут же заказал билеты в гостевой фан-сектор, а я купил валюту. Вот и вся предвариловка поездки...

Поскольку от Смоленска до Минска я должен был ехать один и на перекладных, я максимально расчистил свой рюкзак, чтоб не таскать в пути ничего лишнего, то есть перегрузил все сменные вещи и бельё, зарядку, средства гигиены и прочее барахло в отдельный пакет, который при встрече возле моего дома в час ночи 9 января 2025 года сразу же закинул Михе в багажник.

Дальше было дело техники. В эту ночь за шесть с половиной часов мы абсолютно никуда не торопясь доехали до Смоленска: Мишка - за рулём, я - лёжа на разложенном заднем сидении. Хотел подремать, поскольку накануне не вышло выспаться, но так и не заснул.

Граница Московской и Смоленской областей, Михаил на фоне монумента. Света там не было вообще, вспышка делала ещё хуже.

-2

Время было около 7:30 утра, когда Мишка доставил меня на основной вокзал Смоленска, где мы с Костей и Тёмой ПОБЫВАЛИ НЕ ТАК ДАВНО.

Сам он тут же рванул в сторону границы, а я пошёл гулять по окрестностям, пока ещё был час до моего поезда.

-3

Пригородный вокзал Смоленска, что в иной стороне.

-4

Его внутреннее наполнение.

-5

Туалет был категорически закрыт, а на мой вопрос "когда откроется" очень агрессивная досмотрщица ответила "да кто ж его знает, сама полночи не ссала". Это был весомый аргумент, чтобы больше её не беспокоить.

-6

Через полчаса, за двадцать минут до отправления, объявили посадку на мою эльку, и я бодро рванул на холод.

Вид на пригородный вокзал Смоленска со стороны посадочных платформ.

-7

Пока я сидел на вокзале, с ближнего пути ушли двух-вагонная РА-2 на Фаянсовую, потом оттуда же четырёх-вагонка ЭД9М на Вязьму и готовилась ЭД9М-0190 на Починок.

-8

И моя ЭД9М-0223 8:25 на Осиновку.

-9

Между двумя ЭД9М.

-10

Третий вагон ЭД9М-0223. Никого.

-11

В тамбуре были наклеены подробные инструкции по пересечению границы. И схема всех направлений ТЧПРИГ-43 Смоленск.

-12

Ушла ЭДЭХа на Починок, и тут же встык подали на тот же путь РА-1 до станции Заольша, что тоже находится в Республике Беларусь. Это дело обязательно надо будет как-нибудь обкатать, ведь идёт оно туда совсем другим направлением.

Половина девятого утра 9 января 2025 года. Дубровенка.

-13

Это вообще уникальное место. Честно, я не знаю, есть ли где ещё такое в нашей стране. Дело в том, что от Смоленска до Катыни в западном направлении ты едешь через остановочные пункты Дубровенка, Красный Бор, 430 километр и Ракитная, а обратно - на восток - через Гнёздово, Дачная-2 и Дачная-1. И поскольку последние три были в обратном направлении, их фоток у меня нет и быть не может. Вот такие разноколеечки.

Красный Бор.

-14

430 километр. Остановка прямо посередине переезда.

-15

Ракитная.

-16

Кстати, автоинформатор перед каждой остановкой женским голосом максимально точно говорил из скольких головных вагонов там будет высадка - из двух или из трёх. Мне было пофиг, ибо я был в третьем вагоне, но весь народ реально пёр исключительно в два головных, поэтому в моём было пусто.

Катынь.

-17

443 километр.

-18

Вонлярово.

-19

Воронино.

-20

Самое интересное, что на каждой затерянной остановке из первого вагона высаживался дворник с набором лопат и скребков, которого там бросали для расчистки платформы. Очевидно, чтоб забрать на обратном пути через несколько часов.

Велино.

-21

Гусино.

-22

468 километр.

-23

471 километр.

-24

478 километр.

-25

481 километр.

-26

Красное.

-27

Самое интересное началось с того, что КраснОе было не КрАсное, а именно КраснОе. Вот такое ударение. Это, кстати, ещё российская сторона, пусть и приграничная. Где была стоянка пятнадцать минут на погранконтроль и где в поезд зашёл пограничник без каких либо нашивок, погон, опознавательных знаков, то есть я так и не понял, он был наш или беларус. Единственным предметом для идентификации личности был пистолет в его кобуре, но он оказался далеко не сразу узнаваемой системы Макаров, а неизвестной мне модели, ибо видел я только его рукоятку с очень широким коробчатым двухрядным магазином. Скорее всего, это был "Грач" - пистолет Ярыгина, что стоит на вооружении у наших погранцов.

Кстати, сам погранконтроль заключался в том, что пограничник попросил мой паспорт, сверил харю с фоткой в нём, после чего отдал честь и пожелал доброго пути. Всё.

Я вышел покурить и прогулялся вдоль поезда, в результате чего выяснилось, что границу собирались пересекать только трое. Я и семья из мамы и дочери лет пятнадцати, и все мы ехали в одном вагоне.

-28

Тронулись. Через некоторое время я увидел в окно синий плакат "оршинская дистанция пути", и понял, что граница пересечена, а надпись на пропускаемой станции "Шухауцы", а не "Шуховцы", лишь подтвердила мои догадки - я нахожусь в Республике Беларусь.

Это было потрясающе, ведь я впервые в жизни покинул Родину. Я впервые в жизни пересёк границу, выехав в другое государство...

Да, за 46 лет жизни я бывал только в Абхазии в 1984, в Киеве в 1987, в Таллине в 1990, но это всё являлось страной под названием СССР, так что формально границ Родины я так и не пересекал. Сегодня был мой первый раз. Я потерял эту девственность примерно в двадцать минут одиннадцатого девятого января две тысячи двадцать пятого года...

Республика Беларусь. Осиновка. Вид в сторону России.

-29

Вид в сторону Минска.

-30

Вокзал Осиновки. Название уже на двух языках. Асинаука.

-31

Народу внутри было человек пятнадцать и все в итоге пошли на Смоленскую эльку.

-32

Касс внутри вокзала не имелось, так что вместо покупки билета до Орши я просто попёрся собирать физику, то есть всё фоткать. Прощаюсь с российской "эдэхой".

-33

Впечатлила одинокая цистерна. Беларуский вайб.

-34

А вот и моя элька на Оршу.

-35

Таких в России больше нет, все ЭР9Т у нас списаны. Зато в Беларуси их море и все на ходу.

-36

На ЭМУ было написано "Минск-Пассажирский". И это не ошибка. Электричка сначала должна была отвезти нас в Оршу, а потом из Орши в Минск..

-37

Бортовой номер уникального, неповторимого шрифта.

-38

Вид в сторону России. Платформа была рассчитана вагонов на шесть, а было их десять.

-39

Вид на Оршу.

-40

Внутри была идеальная чистота. И полное ощущение, что электричка вышла из ремонта только что. И это ощущение было во всех поездах, которыми я передвигался по территории Беларуси. При том, что все подобные поезда у нас уже давно были списаны по сроку службы, а в РБ их настолько хорошо обслуживают и поддерживают, что они могут работать вечно.

-41

Пожарная эвакуация и даже план.

-42

Хлюстино.

-43

Пришла кондукторша, и произошло ожидаемое с самого начала: я показал номинально огромную двухсотрублёвую купюру, она всплеснула руками и со словами "у меня сдачи не будет, езжай так" удалилась. Я кричал вслед "могу российскими рублями", но меня уже никто не слушал.

Я потом в кассе Орши спросил, могут ли они мне продать билет Осиновка - Орша задним числом, сетуя на то, что не хотелось бы начинать визит в Республику Беларусь с зайцевания, но понят не был...

Хлусово.

-44

Городнянский.

-45

Приходилось переучиваться читать на другом языке...

Орша. Вид назад.

-46

Вид в сторону Минска.

-47

Вокзал.

-48

Досмотров и рамок при входе в здание вокзала не было, но при этом сортир стоил "адзын рубель".

-49

Спойлер: в Республике Беларусь нет ни одного бесплатного туалета. Нигде. И все стоят один беларуский рубль, это около тридцати наших рублей. И это при стоимости поездки на электричке от Минска-Северного до Масюковщины 36 копеек в поезде, где бесплатный туалет есть, чем я и пользовался, хакнув таким образом систему...

Вокзал Орши был прекрасен. Фотка от пригородных касс на мой поезд Осиновка - Орша - Минск.

-50

Как принято закупил и в кассе билет, и в "Белпечати" магнит.

Зал ожидания.

-51

После чего пошёл в город за едой, по дороге встретив ДДБ1.

-52

И ДР1пТ-441.

-53

Последний покрупнее.

-54

Орша, вид в сторону Минска.

-55

Вид в сторону Москвы.

-56

Привокзальная площадь. Часть 1.

-57

Часть 2.

-58

Набрав всего необходимого, я вернулся на платформу.

"Пауночны" - то есть полуночный - по-беларуски значит северный. Беларуский язык компас и часы совместил в одно единое целое.

-59

Я вернулся к своему поезду. В форточку кабины головного вагона курил машинист, и мы вступили в беседу. Он сказал, что "да, мы на Минск", а когда я спросил "пойду в конец, двери отожму, сяду, магистраль отключена?" он кивнул и улыбнулся.

Впервые вышло солнышко. Зад эльки, на которой я приехал из Осиновки.

-60

А когда я подошёл к последней двери, дружелюбный машинист врубил магистраль и открыл мне её официально.

Последний вагон ЭР9Т-698.

-61

Я устроился на единственных на весь поезд местах интроверта: на двойной сидушке без "встречных" ног. И главное, у бесплатного туалета. В этом и заключалась, собственно, основная цель. А то каждый раз ссать за рубель на вокзалах никаких денег не напасёшься...

-62

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ТУТ

(с) Касым, 2025