Одно из самых лиричных произведений Сергея Есенина, поэма “Анна Снегина”, мало кого оставляет равнодушным. История первой любви, любви не окончившейся, а быть может и не свершившейся, получает продолжение в тяжелые годы Первой мировой войны, революции и крестьянских восстаний. Однако образ Анны Снегиной, небогатой помещицы, оставшейся один на один со стихией крестьянского бунта, “дамы в белом”, любимой когда-то рассказчиком, пленяет и волнует читателей есенинских строк по сей день. Но кем же была эта Анна Снегина, есть ли у нее реальный прототип и как сложилась жизнь этой женщины - рассказываем в этой статье.
Разбирая литературные образы и их реальные прототипы всегда нужно помнить, что художественное произведение не летопись, а потому в литературе, стихах или прозе, мы никогда не встретим точных историй реальных людей. Образы могут быть собирательными, составленными из историй и жизненных выборов множества людей, как современников и близких знакомых автора, так и незнакомых, но чем-то впечатливших его личностей. А иногда вопрос о прототипе не решается никогда, а бывает, что его и просто нет.
В случае же поэмы Сергея Есенина “Анна Снегина” нам, исследователям и почитателям его таланта, повезло - прототип главной героини есть. И даже не один.
Начнем с самого имени. Поэма озаглавлена полным именем, что недвусмысленно намекает, что именно этот персонаж будет в истории самым важным, первостепенным. Прием для русской литературы не новый, даже, можно сказать, стандартный (именами главных героев названы “Евгений Онегин”, “Рудин”, “Жизнь Клима Самгина” и множество других произведений). Но вернемся к Анне Снегиной.
Имя Анна имеет богатую литературную традицию (вспомним Анну Каренину, Анну на шее), однако для Есенина это еще и имя одной из первых его возлюбленных - Анны Сардановской, знакомство с которой произошло в родной деревне поэта.
Фамилия же Снегина помимо общего приятного звучания еще и помогает создать лирический образ героини. Белизна - хоть снег ни разу не упоминается в поэме - становится неотъемлемым спутником и маркером героини: неоднократно подчеркивается ее белая накидка, белое платье, более того, во всей поэме Есенин ни разу не называет героиню по имени, обозначая ее “дамой в белом”. Есть, правда, у фамилии Снегина и более реалистичная версия происхождения: звучная фамилия была позаимствована поэтом у коллеги по цеху - писательницы Ольги Снегиной, для которой, правда, это тоже был псевдоним (вернее, вольный перевод реальной фамилии Сноу, доставшейся от мужа-англичанина).
Итак, с именем и фамилией разобрались. Но гораздо большее значение для сюжета играет сам образ Анны Снегиной, перипетии ее судьбы и выпавшие на долю испытания - были ли они у реально существовавшего прототипа?..
Если коротко, были. И даже более этого.
Общепризнано, что прототипом образа Анны Снегиной в одноименной поэме Есенина была помещица Лидия Кашина. Ее отец, Иван Петрович Кулаков выкупил усадьбу и земли в Константиново в 1897-ом году. Это был довольно богатый человек, известный московский купец, владевший в городе ночлежными домами на знаменитой Хитровке. Своим детям - Борису и Лидии - он дал прекрасное образование. Лидия закончила Александровский институт благородных девиц, где, вероятно, ей и привили любовь к литературе. Когда в 1911-ом году ее отец умер, она унаследовала константиновскую усадьбу и сделала из нее что-то вроде творческой резиденции: приглашала на лето писателей, артистов, художников. Бывал у нее часто и начинающий поэт и уроженец этих мест Сергей Есенин.
Вопрос о том, какие отношения связывали Есенина и Лидию Кашину, не решен до сих пор. В поэме, которая, как и многое в творчестве Сергея Александровича, носит в себе автобиографические черты, сказано прямо: “был забавно когда-то ... влюблен”, но героиня “сказала <ему> ласково нет”. Была ли в реальности у Есенина влюбленность в Кашину и было ли это взаимно - неизвестно. Согласно воспоминаниям сестры поэта “к молодой барыне все относились с уважением... Тимоша Данилин, друг Сергея, занимался ее детьми. Однажды он пригласил с собой Сергея. С тех пор они стали часто бывать по вечерам в ее доме.” Она же отмечает, что матери не нравилось увлечение сына. Кашина же была к тому времени уже замужем и имела двух детей.
В революционные годы помещице Кашиной, как и ее литературной героине, пришлось нелегко - вокруг разражались крестьянские бунты, бывшие крепостные поджигали усадьбы, растаскивали имущество, а иногда и убивали бывших хозяев. Но Лидии Кашиной повезло - с началом бунтов она с семьей и прислугой уехала в Москву, где и жила до самой смерти.
Литературная Анна Снегина смогла выехать из охваченной революцией и гражданской войной России и осесть в Лондоне, откуда и прислала рассказчику прощальное письмо. Но что же стало с реальной Анной Снегиной?..
В Москве Лидия Кашина работала секретарем и машинисткой, а после создания газеты “Труд” перешла работать туда корректором и переводчицей. С Сергеем Есениным она продолжила общение. Какое-то время вечно кочующий по знакомым поэт даже жил у нее и просил пересылать его письма на адрес Кашиной.
В интернете встречается информация, что семья Кашиных - ее супруг Николай, а после и сама Лидия подвергались арестам во времена большого террора. Найти подтверждений этому не удалось. В конце жизни у Кашиной развился рак, от которого она и умерла в 1937-ом году в возрасте 51 года. Похоронена на Ваганьковском кладбище.
Вот так по-разному сложились судьбы двух Анн Снегиных - литературной героини и ее реального прототипа. Одна сполна познала тяжести эмиграции, вторая, утратив статус и собственность, посвятила себя работе, связанной с литературой. Иначе сложилась судьба только у третьей “Анны Снегиной” - самой поэмы. Ее, когда-то прошедшую незамеченной, стали активно вспоминать в 1960-ые. По мотивам поэмы были поставлены спектакль, опера, а также снят фильм. В усадьбе Лидии Кашиной открыт музей поэмы “Анна Снегина” - едва ли не единственный в России музей, посвященный литературному произведению, а сама поэма входит в школьную программу по литературе.
P.S. Автор не смог удержаться и решил рассказать вам историю еще одного прототипа в этой поэме. Речь о крестьянине-бунтаре Проне Оглоблине. В тексте он описывается как “булдыжник, драчун, грубиян... вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян”. Именно по его призыву крестьяне в поэме собирались то ли жечь, то ли просто грабить усадьбу Снегиной.
Прототипом этого героя послужил односельчанин поэта, рабочий коломенского завода Пётр Яковлевич Мочалин. Он был делегатом Первого Всероссийского съезда крестьянских депутатов, вернулся в родное село и, обладая хорошими организаторскими способностями и ораторским мастерством, занялся пропагандистской работой. По сюжету Прона убивают отряды Деникина. Реальный же крестьянин пережил Гражданскую войну, стал военным комиссаром Коломны и председателем исполкома.