При этом её строгость относилась как раз не к педагогам, а именно к собственному ребенку - хорошенькому симпатичному мальчику с особенностями развития.
Почему удивила? Ну, наверное, потому что вела себя немного непривычно. Работая в специализированном учреждении для детей с ОВЗ уже не первый год, мы с коллегами (педагогами из "кружкового" отдела) внимательно наблюдаем за поведением некоторых мамочек наших "особенных" воспитанников у себя на занятиях. И чаще всего видим вот такое примерно отношение:
- "нежно-няшно-пушистые" уговоры просто войти в кабинет, обещания "полцарства" за любое выполненное задание педагога (конфетку, шоколадку, чипсики, робота, лего или поиграть в телефоне)
- никаких внушений типа "если не будешь заниматься - гулять не пойдём" или "не слепишь снеговика - накажу"
- постоянная и непрерывная "моральная поддержка" ребенка в виде обнимашек, поглаживаний, поцелуйчиков даже тогда, когда он не просто не занимается, а нарочно делает всё не так, как требует педагог, или даже вредит: портит материалы и реквизит, смахивает на пол краски-пластилин-карандаши, рвёт рисунки и т.п.
- за любую "мелкую мелочь", сделанную ребенком (как бы ребенком, но чаще - в 4 руки педагогом и самой мамой и при незначительном касании пальчика ребенка) - восторженные аплодисменты и крики: "Сережа молодец!"
Ну, по сути, тут всё правильно! Любой родитель обязан поддерживать, помогать, мотивировать, окружать добротой, теплом и пониманием, и я ничуть не кривлю душой и не плююсь сарказмом в этих пунктах (если что, я просто описываю происходящие события). К тому же, я осознаЮ, что ребятки наши - "особенные", далеко не у всех имеются хоть какие-то навыки, пригодные для работы в творческом кружке или вообще на каких-либо занятиях. А значит, поддержка со стороны мамы - должна быть большой и мощной!
Но, как-то вот... в таком виде - не больно-то она и помогает ребенку на наших занятиях! Скорее наоборот - расхолаживает и ведет в тупик.
Особенно когда дело касается разных "сюсюканий" ровно в то время, когда ребенок ведёт себя нехорошо!
Например...
Один мальчик (7 лет, ментальные нарушения) находился на подгрупповом занятии у моей коллеги. Занятие - музыкальное, соответственно - в кабинете музыки. Двое детей занимались самостоятельно, а еще двое - пришли с мамами (в том числе тот мальчик).
Так вот! Пока ребята под ритмичную песенку играли на шумовых инструментах (по плану урока!), этот мальчик, рыча и хохоча, бил маракасом портрет композитора Чайковского, висящий на стене.
На замечания педагога - не реагировал. Когда девочка из группы попыталась взять его за руку и отвести обратно на стул - огрызнулся и чуть не огрел маракасом уже её. Еще и порядком "взвинтился"!
Ну а мама? Она подошла (заметим, не сразу!), присела, обняла его, и... шепчет, целуя щёчки:
- Ну мой хороший, ну давай еще потерпишь, скоро занятие закончится - и будешь своих "монсиков"(?) смотреть.
А учитель музыки - женщина правильная, педагог "старой школы", говорит ей:
- Ну и зачем вы его сейчас нацеловываете? Все поцелуи и "монсики" - должны быть только в награду, когда ребенок хорошо позанимается! А тут вы его, грубо говоря, награждаете за то, что он Петру Ильичу в лоб дал? Ведь ребенок - он именно так ваши действия и поймёт! И будет и дальше поступать подобным образом.
Вроде бы, мама тогда сама села на стул, взяла сына на колени и стала его рукой играть на маракасе... но это не точно.
Ну и?
Кто-то скажет: да как вы, злючки этакие, смеете ребенка судить?! Он же маленький ("особенный", просто играет, не осознаёт, ничего плохого не делает)! А еще педагогами себя называете!
Да и, конечно, "правила общения персонала с детьми и родителями" оказывают сильное давление на всех: "при любых обстоятельствах надо оставаться приветливым, нежным и дружелюбным"... даже если люди объективно неправы.
В общем, мама того мальчика, наверное, обиделась... Ну хоть спасибо, что не пожаловалась на учителя, уже хорошо.
А тут вдруг...
Уже у меня на занятии, в кружке оригами...
Если честно, я даже немного растерялась. И поначалу не знала, как лучше себя повести и что сказать человеку.
Ну, пришел ребенок на индивидуальное занятие. Пришел с мамочкой (т.к. ввиду своих "особенностей", заниматься самостоятельно он не может, а мамочка - человек заинтересованный, еще и понимающий, что поделка, изготовленная педагогом "напоказ маме" - дело "такое себе").
Миша
Мальчик из дневного стационара, 5 лет, ментальные нарушения.
Обращенную речь - частично понимает, но какие-либо просьбы-задания - едва ли. Смотрит, глазками хлопает, берёт заготовку и... делает абсолютно неправильно. Но явно не нарочно, вот прямо уверена! Просто не понимает - и всё! Даже если "с рук" пошагово демонстрировать.
А мама - сидит рядом с ним, давит ему на плечи, стучит по рукам, и прямо в ухо ему:
- Непра-а-авильно! А ну, переделывай! Непра-а-авильно! А ну, переделывай! Непра-а-авильно! А ну, переделывай!
Нет, не кричит, не ругается, а... зудит, нудит и, как бы сказать... ну... как бы выразилась одна моя знакомая, "методично выедает мозг чайной ложечкой".
Я - сижу напротив Миши и мамы, где-то помогаю бумажечку согнуть, где-то придерживаю уголок, чтобы Мише было удобнее.
А мама мне:
- Не помогайте ему, пусть сам пробует. Не получится с первого раза - будет переделывать, пока не сложит!
Отвечаю:
- Но ведь тогда Миша к концу занятия не успеет поделку сделать.
Ну, блин, я-то прекрасно помню, как не раз, и не два, и не десять, мамы, встречающие детей в коридоре после занятия, разочарованно спрашивали: "А почему мой сын вышел с занятия без поделки?"
Мама - удивительную (для меня) вещь говорит:
- Так и ничего! Не успеет сегодня - доделает в следующий раз, или через урок! Пусть работает! Да, Миша?
И смотрит на Мишу. А Миша - на неё. Не соглашается, конечно, но и не сопротивляется. Может, конечно, грустный слегка, ведь у мамочки - ни один мускул не дрогнет: смотрит холодно, во взгляде - ни капли ласки и "няшности".
А я - вообще потихоньку начинаю "в осадок выпадать"... Как? До чего же мама крутая! И при этом - в самом нормальном смысле этого слова! И восхищаюсь вовсе не за жёсткость, а за... здравый смысл, что ли... В общем, ощутила я от этой мамы как раз ту самую поддержку, которая и была правильной! Как для ребенка, так и для меня!
Сложили мы поделку...
Честно, бОльшую часть делал именно Миша. И это было уже на втором уроке (на следующий день).
Говорю ему:
- Ай, молодец, Мишенька, замечательно потрудился! Ты просто умница!
Ну, привыкла так! Не только "по инструкции", а потому что действительно, если сравнивать его работу с другими ребятами его же возраста и "особенностей", Миша был объективно лучше!
А мама говорит:
- Постойте! Да какой же он молодец? Еле-еле душа в теле, еще и косо-криво, не особо старался. Буду с ним дома делать, повторять. Вот как только получится ровненько - тогда и будет молодец. Принесём - и вам покажем.
Нууу...
Здесь-то, конечно, мама слегка перегнула палку. Ну да, неровно сложил он эту звездочку. Но ведь... он реально старался и трудился! Не хныкал, не ругался, не крутился! Да уж, попробовал бы он покрутиться, когда над ним нависал такой "контролёр"!
Но, тем не менее, думаю, именно жёсткий контроль мамы сыграл одну из ведущих ролей в работе Миши. И результат - налицо!
Кое-что о маме Миши
Мне мельком удалось с ней пообщаться лично. Она, оказывается, работает детским стоматологом!
И по поводу "правил поведения персонала с детьми и родителями" и обязательных "сюсюканий"- у неё тоже своё мнение. Сказала так:
- Ох, как же я вас понимаю! Знаете, за рабочий день так "насюсюкаешься" со всеми, что аж тошнит по вечерам от всего этого лицемерия. Жаль, что свои мозги людям не вставишь, а одними сюсюканьями - вымощена дорога... сами знаете куда.
В общем, уникальная мама. И есть, ЕСТЬ смысл в её словах! И не жестокая она, и не выгоревшая! Да и я, неверное, тоже... разве что немножко.
А Вам, дорогие читатели, успешной работы и приятных домашних вечеров.