Иерархия потребностей Абрахама Маслоу — одна из самых известных психологических моделей, иллюстрирующая мотивацию человека в виде пирамиды. В основании находятся базовые потребности, такие как еда и безопасность, а наверху — самореализация — достижение своего полного потенциала.
Любопытно, что Маслоу разработал эту концепцию после того, как провел время с племенем Блэкфут (Черноногих) в 1938 году. Его опыт пребывания в обществе племени глубоко повлиял на его идеи, но он упустил важную часть их мировоззрения. В то время как Маслоу считал самоактуализацию целью, которую нужно достичь, Черноногие считали, что это неотъемлемое право по рождению — то, с чем рождается каждый.
Это различие бросает вызов нашему представлению о личностном росте и благополучии, предлагая мощную критику западного индивидуализма и его ограничений.
Маслоу и племя Черноногих
Коренное население Северных равнин Северной Америки, объединяет себя, сообщество и природу в свой образ жизни. Маслоу провел с ними шесть недель, наблюдая за их культурой и социальными системами. Он был глубоко впечатлен их ценностями сообщества и взаимосвязанности, которые резко контрастировали с индивидуализмом западных обществ.
В возрасте всего 30 лет Маслоу присоединился к племени, чтобы проверить свою теорию о том, что социальные иерархии поддерживаются доминированием. Вместо этого он обнаружил общество, построенное на восстановительном правосудии, сотрудничестве, минимальной бедности и высоком уровне удовлетворенности жизнью. Он подсчитал, что «80–90 процентов племени Черноногих имели качество самооценки, которое было обнаружено только у 5–10 процентов его собственного населения».
Как заметил исследователь племени Блэкфут Райан Хэви Хед, «Маслоу увидел место, где то, что он позже назовет самореализацией, было нормой. Это наблюдение полностью изменило его траекторию».
Маслоу также заметил уникальный взгляд на богатство у Черноногих. Для них богатство измерялось не деньгами или имуществом, а щедростью. Как он выразился, «самый богатый человек в их глазах — тот, у кого почти ничего нет, потому что он все раздал».
В течение своей первой недели Маслоу стал свидетелем церемонии «Giveaway», где члены племени собирались, чтобы поделиться всем, что они собрали за год. Те, у кого было больше всего имущества, рассказывали истории о том, как они его накопили, прежде чем раздать все тем, кто больше нуждался. Этот акт изобилия и обмена резко контрастировал с материализмом и индивидуализмом западной культуры.
Изучая тех, кто отклонился от норм сообщества, Маслоу обнаружил, что остальные индейцы не подвергали их принятой в демократическом обществе процедуре остракизма. Вместо этого они приняли восстановительный подход. «Человек, который был девиантным, мог искупить себя в глазах общества, если бы он оставил это поведение», — заметил Маслоу.
Маслоу также заметил роль воспитания детей в формировании высокой самооценки. К детям племени взрослые относились с большой дозволенностью и уважением и считали их равноправными членами общества. Несмотря на свою свободу, дети слушались старших и активно служили обществу с раннего возраста. Заботливое воспитание развивало у них такие качества как уверенность, ответственность и чувство принадлежности обществу— качества, лежащие в основе самореализации.
Фото из сети интернет
Для Черноногих самоактуализация не была пунктом назначения; это была отправная точка. Их сообщество взращивало врожденный потенциал каждого человека, помогая людям процветать способами, которые приносили пользу целому.
Право по рождению против достижения
Члены племени считали самоактуализацию неотъемлемым правом по рождению, основой самой жизни. Из этого надежного чувства удовлетворения люди вносили вклад в свое сообщество и мир. Личностный рост был естественным и коллективным процессом, а не индивидуальным восхождением на вершину.
Напротив, модель Маслоу отражает западные идеалы соревнования и достижения. Она позиционирует самоактуализацию как нечто, к чему следует стремиться после удовлетворения физиологических и материальных потребностей, что может исключать тех, кто живет в бедности или сталкивается с системными барьерами.
Перспектива племени Блэкфут отражает мышление изобилия: каждый человек изначально целостен и достоин, и роль сообщества заключается в том, чтобы помочь ему процветать.
Уроки племени
Пересмотр иерархии Маслоу через призму Блэкфут заставляет нас переосмыслить ключевые идеи о благополучии:
- Изобилие, а не дефицит: иерархия Маслоу предполагает, что люди должны прокладывать свой путь от дефицита. Перспектива Блэкфут начинается с изобилия, рассматривая самоактуализацию как нечто, чем каждый обладает изначально.
- Сообщество превыше индивидуализма: модель Маслоу описывает самоактуализацию как индивидуальное путешествие. Но для племени это коллективный процесс. Когда один человек борется, все сообщество вмешивается, чтобы восстановить равновесие.
- Связь с природой: черноногие подчеркивают гармонию с природой, в отличие от модели Маслоу, которая отделяет человеческие достижения от экологии.
Другая модель процветания
Представьте себе мир, где каждый человек рассматривается как целостный, способный и достойный с самого начала. Вместо того, чтобы карабкаться по лестнице к самореализации, мы могли бы развивать природный потенциал внутри каждого из нас с помощью систем, которые подчеркивают связь, равенство и устойчивость.
Этот подход будет отдавать приоритет профилактике проблем психического здоровья до их возникновения, способствуя благополучию с самого начала. Это будет означать переход от гипериндивидуализма к коллективной заботе, инвестирование в системы психического здоровья на уровне сообществ, сокращение неравенства и приоритетность управления окружающей средой.
По сути, это означало бы учиться у коренных жителей: относиться к самореализации как к праву по рождению, а не как к награде.
С Рождеством Вас!
Жду вас на консультацию в WhatsApp по тел. +7 901 361 27 51
Автор: Миронов Вячеслав Валерьевич
Специалист (психолог), Социализация социальная адаптация
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru