Желание начать с этой страны возникло потому, что именно она больше всех других скандинавских стран известна своими рок и поп-звездами. Достаточно вспомнить группы ABBA, Europe, Secret Service, Ace of Base, Army of Lovers. Одни при виде этих групп очарованно вздыхают, другие же снисходительно и надменно хмурятся. Да. Повествование пойдет не про эти группы, потому что, согласитесь, это, во-первых, в большей степени поп-группы, а во-вторых, про них уже, мягко говоря, много чего известно.
Речь пойдет о шведском прогрессивном роке преимущественно 70-х годов, в его «золотую» эпоху. Опираться я буду только на личный опыт и иногда пользоваться дополнительным справочным материалом. В дальнейшим мы закономерно выделим специфические черты шведского прогрессивного рока и его культурные особенности.
Прогрессивный рок Швеции, конечно же, сформирован под огромным американским и британским влиянием. Некоторые из групп исполняют вокальные партии на английском языке, но большая часть все же на шведском, и, со временем, к этому «стрекочущему» вокалу привыкаешь. Все же мастерство шведских музыкантов в сфере инструментальных партий весьма значимо. Это ощущается практически у всех групп Svenska Progg. У них даже был свой изначальный психоделик-менестрель Pugh Rogefeld, который, судя по высказываниям шведских прог-рок-музыкантов, оказал большое влияние на становление шведского прогрессива:
В Швеции в конце 60-х, действительно, была очень сильная «психоделическая школа». Экспериментальный Стокгольм был под влиянием идей композитора-минималиста Терри Райли, разрабатывающего музыкально-звуковые формы, воздействующие на восприятие. Достаточно упомянуть Parson Sound, с тягучими монотонными риффами, напоминающими современный Stoner Rock. https://musify.club/track/parson-sound-tio-minuter-ten-minutes-4727882 . Также в это время прогремела и, родственная им, Mecki Mark Men, с очень сильным музыкальным влиянием Джимми Хендрикса, который ее, впрочем, везде продвигал. Тяжелая фуззовая гитара Класа Сванберга и гудящий Хэммонд орган Меки Бодемарка определяли психо-свингующий саунд группы.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/mecki-mark-men-i-dont-wanna-hurt-you-6250498
https://musify.club/track/mecki-mark-men-playing-child-6250496
https://musify.club/track/mecki-mark-men-trip-trip-toodle-6248015
Впоследствии в 1968 вышеупомянутая группа Parson Sound сменила название на International Harvester (или просто Harvester в 1969 г) и обрела облик уже первой прото-прогрессивной группы со скрипкой, виолончелью, т. е уже со всей «проговой» атрибутикой. Музыка была такая же тягучая, представляющая из себя некий «поток» импровизационных волн, сменяющих одна другую под монотонный ритм.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/international-harvester-sommarlaten-4727842
https://musify.club/track/international-harvester-klockan-ar-mycket-nu-4727840
Буквально, в том же году группа опять сменила название на Trad, Gras & Stenar и в этом виде существует по сей день. В 70-е она несколько смягчила саунд, разбавив фолком и свободными импровизациями в духе немцев Amon Duul, но в целом психоделический тяжелый риффовый накат тот же.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/trad-gras-och-stenar-all-along-the-watchtower-4727847
https://musify.club/track/trad-gras-och-stenar-munfiol-4727864
https://musify.club/track/trad-gras-och-stenar-var-vila-4727865
https://musify.club/track/trad-gras-och-stenar-klangbron-4727858
https://musify.club/track/trad-gras-och-stenar-rocktrall-4727859
Уже на примере этих групп мы можем определить основной стиль шведских экспериментаторов – тяжелый прогрессивный рок, замешанный на психоделии с единичными стилистическими смещениями. Искушенным любителям хард-рока известна, наверное, шведская группа November, ориентирующаяся на британские команды типа Led Zeppelin и Cream, которые начинали с психоделии и, поэтому у этой группы тоже заметны подобные черты, но с тягой больше в сторону американского эйсид (кислотного)-рока.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/november-lek-att-du-ar-barn-igen-8179303
https://musify.club/track/november-runt-i-cirklar-8179069
Рождение одной из самых знаменитых прогрессивных групп Швеции, название которой содержит прямую отсылку к стране происхождения Made IN Sweden, было ознаменовано появлением одного из лучших гитаристов Швеции Георга Вадениуса, который является несомненным авторитетом у многих любителей шведских групп, играющих не только психоделию, но и джаз рок. Еще одним достоинством этой личности является то, что он поющий гитарист на английском языке, поэтому является признанным и наиболее известным шведским рок-музыкантом. Группа, как, впрочем, и предыдущая, работала в формате трио. И почти сразу же со дней основания вызвала восторженные отклики поклонников и критики в основном благодаря виртуозной игре Вадениуса. Совершенно неповторимый джаз-роковый стиль игры сделал эту группу визитной карточкой шведского прогрессивного рока.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/made-in-sweden-sombrero-sam-4874162
https://musify.club/track/made-in-sweden-a-day-in-the-life-4874165
https://musify.club/track/made-in-sweden-peter-gunn-4874161
https://musify.club/track/made-in-sweden-give-me-whisky-4874153
https://musify.club/track/made-in-sweden-winters-a-bummer-4874168
https://musify.club/track/made-in-sweden-love-samba-4874173
- Начало 70-х отмечается появлением по всему миру групп с заметным утяжелением саунда и мощным импровизационным потенциалом. Начало этому, конечно, положили знаменитые хард-группы конца 60-х Blue Cheer, Cream, Led Zeppelin, Grand Funk Railroad, Jimmy Hendrix Experience. Шведские группы с энтузиазмом подхватили эту эстафету и напомнили всему миру о том, что шведская психоделия жива и развивается с удвоенной силой. В 1971 году выходит единственный диск группы Asoka, демонстрируя высокий класс психо-блюзового прогрессива.
Аудио:
https://musify.club/track/asoka-ataraxia-3614961
https://musify.club/track/asoka-if-you-feel-3614965
https://musify.club/track/asoka-tvivlaren-3614966
https://musify.club/track/asoka-psykfoni-for-ekogitarr-och-poporkester-2-3614968
В это же время выпускают свои диски гремучие, но недолговечные: Scorpion, Flasket Brinner, Algarnas Tradgard и Vidkaktus, чтобы быстро распасться, как бы почуяв появление зари новой эры прогрессивного рока.
Одна из довольно известных личностей лондонского андеграунда Ким Фули, как бывший участник группы «Безумный мир Артура Брауна», решил заняться продюсерской деятельностью именно в Швеции, и, конечно же, в своей психоделической среде. В результате появилась малоизвестная, но впечатляющая работа группы Scorpion, выполненная по всем канонам британских кудесников. Хотя эта группа и представляет интерес лишь для истинных ценителей жанра, пару треков выделить стоит.
Аудио:
https://musify.club/track/scorpion-sweden-red-queen-of-the-underground-8426317
https://musify.club/track/scorpion-sweden-fuck-the-cops-bonus-track-13409091
Многие поклонники Flasket Brinner разочарованы тем, что два выпущенных диска этой шведской группы – почти концертные, тогда как студийные работы оказались бы гораздо интереснее. Это упущение менеджмента оказалось роковым, и группа очень быстро распалась, возродившись ненадолго в наше время, так сказать в формате «реюнион». А некоторые, наоборот, говорили, что, концертные выступления, это изюминка группы, т. к. именно в состоянии полета свободной импровизации, не ограниченной студийными рамками, рождается настоящее творчество. Но, в любом случае, музыка группы представлена на высочайшем уровне, где переплелись и рок, и джаз, и фолк, и психоделия во что-то уже очень особенное. Гитарные фузз-пассажи здесь выдает Bengt Dahlen, а на клавишных сам Bo Hansson, речь о котором впереди.
Видео:
Аудио:
https://musify.club/track/flasket-brinner-gunnars-dilemma-1927028
https://musify.club/track/flasket-brinner-musik-fren-liljevalchs-1927033
https://musify.club/track/flasket-brinner-bennys-hammare-1926598
https://musify.club/track/flasket-brinner-di-dumme-sma-bjornarna-1926601
https://musify.club/track/flasket-brinner-jatten-feeling-1926603
Еще одна загадочная группа из Швеции Algarnas Tradgard выпустила всего один альбом… Но какой! Весь интеллектуальный музыкальный потенциал копившийся аж с 1968 года, включающий в себя этнический фолк, прогрессивный психоделический рок, классический авангард, музыканты выплеснули в легендарном альбоме Framtiden Ar Ett Svavande Skepp, Forankrat I Forntiden в 1972 году. Богатая инструментовка, кроме классических рок-инструментов, включающая в себя, скрипки, виолончели, флейты, ситара, таблы, уносит слушателя в параллельные миры, ну, во всяком случае, куда-то «за» - точно. Вообще-то, есть еще один альбом Delayed, сведенный в наше время (записи 1973-74 гг), многие говорят, что, он уже не так оригинален, но, например мне так не кажется. Обе работы это Мастерство с большой буквы.
Аудио:
https://musify.club/track/algarnas-tradgard-rings-of-saturn-4681401
https://musify.club/track/algarnas-tradgard-take-off-4681389
https://musify.club/track/algarnas-tradgard-interstellar-cruise-4681390
https://musify.club/track/algarnas-tradgard-almond-raga-4681392
https://musify.club/track/algarnas-tradgard-beetlewater-4681393
Малоизвестная группа Vildkaktus тоже уже приближается к симфо и джаз року, покидая психоделические «призмы». И на этой ноте мы тоже покидаем на время Svenska Progg, чтобы затем опять погрузиться в него, но уже рассмотренного под другим углом.
https://musify.club/track/vildkaktus-men-jag-har-sett-5957630
https://musify.club/track/vildkaktus-beatvisa-5957631
https://musify.club/track/vildkaktus-vindarnas-vagar-16412926
https://musify.club/track/vildkaktus-skrynkliga-klader-16412930
https://musify.club/track/vildkaktus-siddartha-16512880
Итак, подытоживая I часть следует сделать несколько выводов. Группы шведского андеграунда выбрали американский тип психоделии для творческого прогресса в рок-музыке. При этом, всегда делается упор на разные грани проявления своей национальной самобытности. Важно учесть, что Svenska Progg движение политическое и большое внимание уделяло текстам с соответствующей направленностью. Со временем, однако, часть музыкантов предпочли более нейтральный музыкальный путь развития. Заметно, что большую роль начинает играть джаз, как наиболее конструктивная альтернатива психоделии. В этом огромная роль принадлежит лучшему, на мой взгляд, джаз-гитаристу Швеции, Георгу Вадениусу. Эпоха грандиозной экспериментальной самодеятельности стала клонится к закату, обретая новую плоть.
Спасибо всем, кто читает, понимает, интересуется данной темой, а также тем, кто подписался на мой канал. Рад буду вашим мнениям в комментариях и оценкам в лайках.
Продолжение следует.