Найти в Дзене
Глаза и уши

Гренландия. Почему она вообще принадлежит Дании?

Тут гражданин Трамп решил, в соответствии со своей фамилией, пойти с козырей и предложил купить Гренландию. Идея не новая, но интересная. А для начала есть смысл разобраться, почему вообще она принадлежит Дании. Разные народы, которых принято называть палеоэскимосами, пришли в Гренландию давно. Вернее – не пришли, а приходили с других североамериканских островов. Потому что Гренландия – это настолько гиблое место, что жить там можно было только когда климат позволял. То есть они приходили и уходили. Примерно за 2800 лет до нашей эры в Гренландии уже жили люди. Но жили они в основном тихо, поэтому мы не очень много про них знаем. Интересное началось уже в исторические времена. Первыми в Гренландию приплыли, конечно, викинги. Считается, что первым из европейцев эти берега увидел в X веке Ульфсон Гуннбьорн. Он вообще-то плыл в Исландию, но из-за шторма его отнесло в сторону. И вот он увидел эту, хм, райскую землю. Высаживаться не стал, но по возвращении рассказал, что земля там есть. Това
Оглавление

Тут гражданин Трамп решил, в соответствии со своей фамилией, пойти с козырей и предложил купить Гренландию. Идея не новая, но интересная. А для начала есть смысл разобраться, почему вообще она принадлежит Дании.

Эскимосы

Разные народы, которых принято называть палеоэскимосами, пришли в Гренландию давно. Вернее – не пришли, а приходили с других североамериканских островов. Потому что Гренландия – это настолько гиблое место, что жить там можно было только когда климат позволял. То есть они приходили и уходили.

Эскимосский охотник на каяке. Вот как-то так они и жили.
Эскимосский охотник на каяке. Вот как-то так они и жили.

Примерно за 2800 лет до нашей эры в Гренландии уже жили люди. Но жили они в основном тихо, поэтому мы не очень много про них знаем. Интересное началось уже в исторические времена.

Викинги

Первыми в Гренландию приплыли, конечно, викинги. Считается, что первым из европейцев эти берега увидел в X веке Ульфсон Гуннбьорн. Он вообще-то плыл в Исландию, но из-за шторма его отнесло в сторону. И вот он увидел эту, хм, райскую землю. Высаживаться не стал, но по возвращении рассказал, что земля там есть. Товарищи запомнили.

Ну а потом доплыли уже с серьезными намерениями. Плыли из Исландии. Туда частенько отправляли с континента особо буйных парней. Но они и там не унимались. Примерно в 980 году конкурс «Отморозок года» с большим отрывом выиграл Эрик Рыжий. Он убил соседа, а потом убил еще кого-то, отомстив за своих убитых рабов. Кстати, Эрика в Исландию сослали тоже за убийство. Горячая норвежская кровь!

Эрик Рыжий думает, как бы ему заманить побольше людей в Гренландию
Эрик Рыжий думает, как бы ему заманить побольше людей в Гренландию

Жюри конкурса оценило его старания. Эрику выдали волшебный пендель и инструкцию: не появляться в Исландии три года. Тот сел на корабль и поплыл искать землю, про которую слышал. И нашел.

Отмотав изгнание от звонка до звонка, Рыжий вернулся в Исландию и начал соблазнять местных рассказами о «зеленой стране». Мол, пацаны, места просто шикарные, айда со мной!

Тут, кстати, история не до конца ясная. С одной стороны, действительно X век – это средневековый климатический оптимум. Климат был благоприятный. Викинги, доплывшие до Лабрадора, неплохо там жили и даже выращивали виноград. С другой, неясно, действительно ли климат в Гренландии был там хорош, как описывал Эрик Рыжий. Или он просто разводил соплеменников?

Реплика торгового кнорра. На таких вот и плавали.
Реплика торгового кнорра. На таких вот и плавали.

Как бы то ни было, желающих набралось 700 человек. Правда, из отплывших 25 кораблей до места добрались только 14. Но в итоге колонизация все-таки состоялась. Викинги основали Восточное и Западное поселения. На пике расцвета в Гренландии жили около 6000 человек (не считая эскимосов). Охотились, добывали ценный мех и гагачий пух. И даже пасли скот.

Но потом всё пришло в упадок. Опять же, единой версии о причинах нет. Скорее всего, сработал комплекс причин. Во-первых, похолодало. Ученые до сих спорят, можно ли было в этом похолодании вести хозяйство. Но вот что плавать в Гренландию и обратно из-за похолодания стало труднее – это факт, описанный исландцами еще в XIV веке. Плавучие льды очень мешали торговле.

Во-вторых, эскимосы («скрелинги», как их называли колонисты) не очень-то жаловали гостей и частенько нападали на поселения. К тому же стали заплывать и пираты, которых льды не так уж и смущали. И тоже внесли, так сказать, свой вклад в уничтожение гренландских норманнов.

Руины церкви в Хвальсей на юге Гренландии.
Руины церкви в Хвальсей на юге Гренландии.

В общем, в XIV веке начался упадок поселений в Гренландии. А вскоре они полностью вымерли. В 1530-м году исландские мореплаватели зафиксировали, что Западное поселение необитаемо. Через 10 лет тот же вывод сделали о Восточном поселении. А к началу XVII века уже и в Дании стали забывать, что эти поселения существовали.

Кстати, при чем здесь Дания?

В 1536 году Дания и Норвегия объединились. До этого существовала тройственная Кальмарская уния: Дания, Норвегия и Швеция. О чем мы, кстати, знаем из вполне художественной литературы. Не задумывались, почему «Гамлет» заканчивается прибытием в Эльсинор норвежского принца Фортинбраса с войском? Если предположить, что Шекспир писал об относительно недавнем прошлом, то всё получается просто. По договоренности, после смерти управляющего Кальмарской унией монарха престол занимает его сын. А Клавдий, получается, всех кинул и по беспределу уселся на трон сам. А Фортинбрас прибыл, чтобы его вразумить. И если так, то после смерти Гамлета нового короля предстояло выбрать.

Но мы отвлеклись. В реальности было прозаичнее. В 1521 году шведы из унии вышли. В 1536-м датчане и норвежцы передоговорились. А в 1537-м датчане без затей аннексировали Норвегию. Так что формально была уния, а по факту – Дания и ее марионетка.

В унию (считай – в Данию) вошли и заморские владения Норвегии. В том числе, Исландия и Гренландия.

Поначалу датчане не очень-то Гренландией интересовались. Торговать там было больше не с кем, колонизировать ее заново дураков не нашлось. Туда плавали китобои, иногда даже сходили на берег, но жить не оставались. Но потом вспомнили.

Ханс Эгеде – самый могучий шаман

В 1711 году проповедник Ханс Эгеде отправился в Гренландию миссионером. Ну, вдруг там остались европейцы со времен викингов? И вдруг они до сих пор – о, ужас! – католики?! Не найдя европейцев, Эгеде начал крестить эскимосов. Делал он это так: приходил на эскимосские религиозные собрания и пел там христианские гимны. А местным объяснял, что просит Бога послать им удачную охоту. Ну и добро в сердца, конечно.

Ханс Эгеде
Ханс Эгеде

У такого креативного подхода вскоре обнаружился недостаток. Эгеде понял, что эскимосы считают его таким же шаманом, только очень могучим. И страшно расстроился. К тому же дикари никак не хотели учить датский, а на их наречии проповедовать было тяжело. Потому что у них в языке много слов для погоды, но не очень-то много для сложных абстракций.

Промаявшись 14 лет, Эгеде сумел-таки окрестить двух эскимосов. Успех был такой шумный, что обоих отвезли в Данию – показать королю и придворным. Впечатленный монарх отсыпал поселению еще деньжат. В Гренландию начали отправлять новых колонистов. В том числе, заключенных мужчин и женщин, которых перед отправкой венчали. По жребию. Ну заключенные же, чего церемониться?!

Стартап мог и не взлететь: поселенцев косили то цинга, то оспа. Но в итоге Дания худо-бедно закрепилась в Гренландии и даже начала что-то зарабатывать.

«И с эскимосами неудобно получилось…»

После Наполеоновских войн Норвегия освободилась от датского управления, но заморские территории пришлось оставить датчанам. Сейчас Гренландия входит в Данию на правах расширенной автономии. И вроде как даже может в любое время объявить о независимости, если так решит местный парламент, выборы в который, кстати, пройдут в апреле этого года. И гренландцы вроде говорят, что хотят независимости. Но Гренландии без Дании будет тяжеловато. А Дания без Гренландии – это как Пензенская область, но с «Лего» и Русалочкой. Несолидно как-то.

А вот американцы подбивают клинья к острову уже давно. Еще в 1867 году госсекретарь Уильям Генри Сьюард предложил купить остров, но Конгресс забраковал.

Уильям Генри Сьюард расстроен тем, что ему не дали купить Гренландию
Уильям Генри Сьюард расстроен тем, что ему не дали купить Гренландию

Потом американцы предлагали хитрую схему с обменом Гренландии на южные острова, которые потом Дания могла бы выменять у Германии на Северный Шлезвиг. Дания отказалась. Как показала практика, правильно сделала: этот самый Северный Шлезвиг она и так получила по итогам Первой мировой.

Потом в дело вмешались британцы, куда же без них. Они тоже хотели купить Гренландию для Канады. Просто чтобы американцы не смогли этого сделать. Не получилось.

Там еще норвежцы подавали голос: «А может, это все-таки наше, а? Ну Эрик Рыжий же был наш!». Но им быстро дали по рукам.

Журнал Time в 1947 году популярно объяснил, зачем американцам Гренландия
Журнал Time в 1947 году популярно объяснил, зачем американцам Гренландия

В 1946 году США предложили Дании 100 миллионов долларов, но Дания снова отказалась. Правда, кое о чем договорились. В 1953-м США отгрохала в Гренландии авиабазу Туле, которая позже стала космической базой Питуффик. Для строительства американской базы датчанам пришлось отселить с территории в менее приятные для жизни (это по местным-то меркам!) места несколько эскимосских семей. Кто-то даже умер. Эскимосы очень обиделись и долго судились, пока правосудие наконец не восторжествовало: в конце 90-х истцам выдали по 200 евро. Гуляйте, эскимосы, ни в чем себе не отказывайте.

Бомбы нашли, а осадочек остался

На авиабазе стояли стратегические бомбардировщики B-52 с ядерными бомбами, хотя по договору вроде бы им там не положено было быть. В 1968 году один из них упал в 12 километрах от Туле. Получилось неприятно: американцам пришлось искать обломки в условиях полярной ночи при температурах до -60. Причем, что именно искали, они не говорили. Это выяснилось только в 1995 году, когда документы рассекретили. Оказалось, сущие пустяки: одну из ядерных бомб так и не нашли. Бывает.

Плутоний вроде бы собрали, но не весь. Природе этим загрязнением нагадили очень сильно. Как это повлияло на настроение эскимосов, догадаться нетрудно.

В 2019 году Трамп снова предложил: «А не купить ли нам Гренландию, господа?» «Не купить», – сухо отреагировали гренландцы и датчане. Но неугомонный Дональд не намерен сбавлять обороты. Зачем это нужно Штатам – понятно. Непотопляемый авианосец, ракеты можно поставить и через Северный полюс нам угрожать. К тому же, там можно подобывать всякое полезное. Но вот захотят ли датчане расстаться с Гренландией? Посмотрим.