Найти в Дзене
ГидроПрепод

Аэродинамические трубы Эйфеля.

День добрый! Для общества один великий инженер- Густав Эйфель навсегда останется человеком, построившим башню, ставшую символом Парижа и всей Франции. Для истории техники же, он является фигурой значительно большей, чем представляется обывателям. Особенно за его вклад в техническую аэродинамику и проектирование, строительство и применение аэродинамических испытательных труб. Об этой стороне жизни великого инженера мы и поговорим прямо сейчас. Устраивайтесь поудобнее, как всегда вас ждет рассказ и все доступные в сети фотографии на эту тему, собранные в одном месте. Основные источники фото и данных я дам в конце статьи, вдруг кто-либо захочет сделать достойный академический обзор этого вопроса, они будут вам в помощь.

Полномасштабные работы Эйфеля в аэродинамике начались ещё до строительство его первой лаборатории, это было уже в ХХ веке. Он занимался изучением аэродинамического сопротивления тел, используя свое главное творение, башню, где и располагались первые приборы. Исследование производилось путем падения тел, что очень хорошо позволяла высота башни.

В области же строительства аэродинамических труб он уже давно не был пионером, они были известны намного ранее и уже с 19-го века с ними уже вовсю работали такие безумно известные в других областях люди, как Хайрам Максим в 1896г. (создатель пулемета "Максим"), Константин Циолковский в 1897г. (отец современной космонавтики), Этье́н-Жюль Маре́ в 1899г. (изобретатель такой интересной штуки как фоторужье) и наконец Уи́лбер и О́рвилл Райт в 1901г. (они всем известные братья Райт, в реальности не "кулибины_с_гаража", как их иногда рисуют, а по настоящему грамотные и серьезные люди). Профессионалов своего дела, Стентона, Жуковского и Рябушинского можно даже не упоминать.

Первая труба Эйфеля была построена в 1909 году на Марсовом поле у подножия легендарной башни, на ней отрабатывались первые проектные решения Эйфеля и ставились первые опыты, но затея продлилась не долго, так как её наличие особо никому не нравилось в самом центре Парижа и власти города решили это дело закончить, проведя в 1911г. реновацию территории. Сам же Эйфель в 1912 в районе Отей (лаборатория в 67 rue Boileau, 75016 Париж Франция), построил новую, улучшенную лабораторию, с вентиляторами повышенной производительности. Тут уже были внедрены его проектные решения- входной конфузор с плавным сужением канала для повышения скорости в испытательной камере, диффузор перед вентиляторами для восстановления давления (эта часть конструкции была самой важной и защищалась одним из патентов Эйфеля, который он разрешать использовать свободно при условии упоминания автора), открытая испытательная секция, был закуплен новый вентилятор. При всем этом силовая установка в 50л.с. осталась прежней, привезенной со старой трубы. Схема установки показана на рисунке снизу. Старые запчасти, такие как вентилятор, были также пущены в дело, ведь в здании лаборатории было 2 аэродинамические трубы, про малую, использовавшую вентилятор и часть старых частей многие забывают, её характеристики и схема есть на плане лаборатории среди фотографий.

Рахрез второй установки.
Рахрез второй установки.

Барабанная дробь..... вся система в сборе существует и работает по сей день, более того, на ней до сих пор проводятся мелкие исследования. К сожалению схема Эйфеля была тупиковой и в наше время используется только в малых или учебных университетских лабораториях. К масштабированию оказалась пригодной схема с закрытым кольцевым туннелем, созданная Прандтлем в 1909 году в Гёттингене и также сыгравшая свою роль в данной истории.

Последним из значимых открытий, выполненных Эйфелем на его трубе, было окончательное решение задачи о аэродинамическом сопротивлении сферы, где он получил более корректные данные, чем Людвиг Прандтль и показал важность учета режима движения и собственно числа Рейнольдса при исследовании задач обтекания, что стало впоследствии классикой всех расчетов в аэродинамике. Особо удивительно также то, что вклад Эйфеля в данной области практически не отражен в большинстве литературы, хотя его последняя работа стала очень известной и за вклад в авиацию он получил медаль Лэнгли, встав на один уровень с братьями Райт, про которых знает каждый. Признаюсь, что до подготовки статьи о трубе в Шале-Медон, я и сам воо...ообще ничего не слышал о вкладе Эйфеля в науку.

Настала очередь исторических фотографий, связанных с историей Эйфелевых труб и исследований.

Эйфель в своей лаборатории на 67 rue Boileau.
Эйфель в своей лаборатории на 67 rue Boileau.
Модель Peugeot 1914 года, до и после исследования аэродинамики и оптимизации формы машины.
Модель Peugeot 1914 года, до и после исследования аэродинамики и оптимизации формы машины.
Густав Эйфель с сыном с комнате управления в лаборатории.
Густав Эйфель с сыном с комнате управления в лаборатории.
Схемы и размеры первой и второй аэродинамических труб Эйфеля.
Схемы и размеры первой и второй аэродинамических труб Эйфеля.
План здания второй лаборатории, она имела в реальности сразу 2 трубы, большую, о которой известно всем и малую, которая почти не упоминается.
План здания второй лаборатории, она имела в реальности сразу 2 трубы, большую, о которой известно всем и малую, которая почти не упоминается.
Вентиллятор с ременным приводом.
Вентиллятор с ременным приводом.
Параллельные трубы, большая и малая во второй лаборатории Эйфеля.
Параллельные трубы, большая и малая во второй лаборатории Эйфеля.
Тестовая камера лаборатории.
Тестовая камера лаборатории.
Чертеж лаборатории на Марсовом поле, схема из L’Aérophile  1911 года.
Чертеж лаборатории на Марсовом поле, схема из L’Aérophile 1911 года.
Схема аэродинамической трубы из патента Эйфеля № 436934 от 29 ноября 1917г.
Схема аэродинамической трубы из патента Эйфеля № 436934 от 29 ноября 1917г.
Внутри лаборатории, L’Aérophile 1911.
Внутри лаборатории, L’Aérophile 1911.
Расположение первой опытной установки Эйфеля, расположенной внутри его башни.
Расположение первой опытной установки Эйфеля, расположенной внутри его башни.
Машина Эйфеля для исследования аэродинамического сопротивления тел при свободном падении.
Машина Эйфеля для исследования аэродинамического сопротивления тел при свободном падении.
Первая лаборатория Эйфеля на Марсовом поле.
Первая лаборатория Эйфеля на Марсовом поле.
Фотография с официального открытия второй лаборатории Эйфеля в 1912 году.
Фотография с официального открытия второй лаборатории Эйфеля в 1912 году.
Пример полярных графиков, построенных Эйфелем по результатов обдува крыльев при различном угле атаки.
Пример полярных графиков, построенных Эйфелем по результатов обдува крыльев при различном угле атаки.
Эйфель с моделью самолета в испытательной камере.
Эйфель с моделью самолета в испытательной камере.
Книги Эйфеля из коллекции библиотеки РГГМУ, источник https://vk.com/wall-76493115_8210
Книги Эйфеля из коллекции библиотеки РГГМУ, источник https://vk.com/wall-76493115_8210
Пример полярного графика из работы Эйфеля 1910г по авиационной аэродинамике.
Пример полярного графика из работы Эйфеля 1910г по авиационной аэродинамике.
Рама для установки и фиксации моделей.
Рама для установки и фиксации моделей.
Модель моноплана Ньюпорта при исследовании в трубе.
Модель моноплана Ньюпорта при исследовании в трубе.
Схема второй лаборатории, подробная.
Схема второй лаборатории, подробная.
Аэродинамические весы, для определения подъемной силы.
Аэродинамические весы, для определения подъемной силы.

На этом доклад решил закончить, если у вас есть что добавить к статье, то делитесь в комментариях))).

Ссылка на мой telegram-канал t.me/HYDReducation.

Подборка статей о новых проектах в России!, Наша Подборка статей по гидравлике и конечно Подборка по водоснабжению. Новые материалы на оружейно-охотничью тематику Вы можете увидеть в Этой подборке.

  • Chanetz, B. (2017). A century of wind tunnels since Eiffel. Comptes Rendus Mécanique, 345(8), 581–594.
  • Coët, Marie-Claire, Bruno Chanetz, and Martin Peter. "Gustave."
  • Chanetz B., Peter M. Gustave Eiffel, a pioneer of aerodynamics //Int. J. Engineering Systems Modelling and Simulation. – 2013. – Т. 5. – №. 1/2. – С. 3.
  • Durant, S. (2013). Gustave Eiffel: aerodynamic experiments 1903–1921. Proceedings of the Institution of Civil Engineers - Engineering History and Heritage, 166(4), 227–235.
  • "Gustave Eiffel and the Wind: A Pioneer in Experimental Aerodynamics" Dijana Damljanović.
  • Aérodynamique : les travaux de M. Eiffel par Gérard Hartmann.

Книги самого Густава Эйфеля есть по этой ссылке. Одна есть по этой.